рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВНУТРЕННИЕ ВИДЕНИЯ И МЕХАНИЗМ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ

ВНУТРЕННИЕ ВИДЕНИЯ И МЕХАНИЗМ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ - раздел Образование, Сергей Васильевич Гиппиус. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств О Значении Тренинга Внутренних Видений Нужно Говорить Особо. Актерам...

О значении тренинга внутренних видений нужно говорить особо.

Актерам, писателям, художникам, всем людям образного мышления – привычно обращение к внутренним видениям. Еще М. Ломоносов говорил: "Больше всего служат к движению и возбуждению страстей живо представленные описания, которые очень в чувства ударяют, и особенно как бы действительно в зрении изображаются".

Приведем характерные примеры из области литературного творчества.

А. Н. Толстой: "Раньше записывал пейзажи, случаи, которые наблюдал, и пр., но это мне ни разу не пригодилось: память (подсознательная) хранит все, нужно ее только разбудить… Я стараюсь увидеть нужный мне предмет (вещь, человека, животное)… Большая наука – завывать, гримасничать, разговаривать с призраками и бегать по рабочей комнате".

Мы видим, что писательское перевоплощение в образ чрезвычайно напоминает процесс актерского творчества. Приведем еще один пример.

Ольга Форш: "…прежде чем приступить собственно к писанию романа или повести, мне необходимо их предварительно "просмотреть" до конца. В тех случаях, когда у меня не хватает воображения и я вещь не досмотрю на воображаемой сцене, я уже знаю, что, сколько ни бейся, художественной убедительности в тексте не выйдет… Думается мне, что молодым писателям в интересах чисто художественной стороны работы необходимо развивать воображение и зрительную память. Они достигаются лучше всего путем "творчества из ничего"".

Писательница предлагает заняться тренингом творческих восприятий для повышения мастерства – отметим это для дальнейшего разговора, а сейчас вернемся к внутренним видениям.

Они неразлучны с нами. Мы уславливаемся о встрече у Медного всадника, и в то же мгновение, хотим мы того или нет, в зрительной памяти возникает внутреннее видение набережной Невы возле памятника. Мы слышим в разговоре прохожих: "В Доме книги Есенина продают!" – и эта фраза моментально вызывает в нашем воображении несколько внутренних видений, одно за другим: мы видим и общий вид дома, и лестницу, ведущую на второй этаж, и людей возле прилавка, и (даже!) полку в собственном книжном шкафу, на которой стоит томик Есенина.

Разумеется, условный термин "видение" не абсолютно точен. Не фотография же это, запрятанная в наш мозг! Но пусть термин неточен. Его образный смысл ясен и близок актеру. Когда Станиславский требует – "пропускайте в своем воображении киноленту видений", актеру совершенно ясно, что надо делать.

Между тем внутренние видения еще не пользуются в театральной педагогике полным признанием. Кое-кто пренебрежительно называет шаманством всякую работу актера над своими внутренними видениями. Необходимо их реабилитировать!

Интересные опыты, поставленные А. Н. Соколовым в электрофизиологической лаборатории Института психологии АПН РФ, выясняют отношения между мысленной речью и внутренними видениями.

Учитывая диалектическое единство мысли и речи, нужно помнить также о различии и своеобразии того и другого. Напоминая об этом, А. Н. Соколов описывает следующий опыт. Испытуемому предлагается повторять про себя какое-нибудь слово и одновременно заучивать какой-либо текст. Вначале повторяемое слово мешает заучиванию. Испытуемый, мысленно произнося это слово-помеху, "тем самым вызывает напряжение в органах речи, которое передается в мозг и затрудняет восприятие текста. Говоря языком теории информации, канал связи, то есть внутренняя речь, оказывается загруженной. Но с течением времени человек приспосабливается и запоминает текст так же быстро, как и в отсутствие помехи. Очевидно, в своей внутренней речи человек заменяет "проговаривание" слова каким-нибудь зрительным образом – картиной, – который не связан с работой мышц органов речи".

Показательны также опыты, выясняющие соотношение между мысленной речью и зрительными образами. "Установлено, что когда у человека возникает какой-либо образ, глаз у него приходит в движение. Так происходит всегда, даже если глаза закрыты, как, например, при сновидениях. Перемещения глазного яблока вызывают разность потенциалов между сетчаткой и роговицей. Запись этих потенциалов (окулограмма) сравнивается с записью напряжений мышц органов речи". Так изучаются связи между первой сигнальной системой – в данном случае зрительными ощущениями – и второй сигнальной системой, или речью.

Мысль может осознаваться человеком как логический и последовательный ряд слов. Та же цель может осознаваться как цепочка видений, потому что видения неразрывно связаны со словами. Наконец, мысль может осознаваться как сочетание отрывочных слов, зрительных образов и других следовых рефлексов, в том числе рефлексов эмоциональной памяти.

Освоение жизненного действия в актерском тренинге включает в себя и освоение механизмов словесного действия. Мы требуем непрерывности действия, а значит, непрерывности всех элементов, из которых оно слагается. В частности, элементов мысленного действия.

Условимся, что всякое мысленное действие (в том числе и внутренний монолог) существует в переплетении трех компонентов:

1. мысленная речь,

2. лента видений,

3. микроречь.

Каждый человек легко может "подслушать" и "подсмотреть" у себя и то, и другое, и третье.

Последовательный ряд мысленных слов и фраз, беззвучно проговариваемых про себя, назовем мысленной речью. Мысли в виде цепочки непрерывно возникающих видений, когда слова не всегда осознаются, – это лента видений.

Третья разновидность наиболее сложна. Это не просто сочетание элементов мысленной речи и видений. Это как бы сокращенная и спешная запись, перемежающаяся кинокадрами; стенографический эмоциональный конспект, в котором одно слово заменяет целую фразу, один следовой рефлекс напоминает о целом комплексе определенного физического самочувствия, а один зрительный образ тянет за собой десяток ассоциаций. Поскольку основой здесь является словесная система, мы называем эту разновидность мысленного действия – микроречью. Вряд ли нужно упоминать, что ни одно из перечисленных явлений не существует в чистом виде. Всякая мысль – конгломерат этих трех компонентов с преобладанием одного, другого или третьего.

Речевые электромиограммы (то есть записи токов действия речевых мышц) показали в опытах А. Н. Соколова, что механизм внутренней речи построен на принципе обратной связи. "С одной стороны сама мысль о необходимости произнести какой-нибудь звук вызывает движение органов речи. Но, с другой стороны, колебания языка, губ, гортани, в свою очередь, воздействуют на мозг, заставляя его думать в требуемом направлении. Импульсы от органа речи передаются в кору головного мозга, создавая там очаги повышенной возбудимости".

Можно предположить, что в диалоге двух партнеров слова одного из них, возбуждая мысль другого партнера, приводят в действие его механизмы обратной связи, оживляют определенный участок энергетической системы "язык – видение" и включают на этом участке цепочки образных ассоциаций первой сигнальной системы.

Вероятно, воздействие слова тем эффективнее, чем более оно "заряжено". Подготовленное микроречью, возбужденное видениями такое слово приводит к большему биологическому потенциалу речевых мышц партнера и обеспечивает повышенную возбудимость определенных участков коры его головного мозга.

В лаборатории Л. А. Чистович (в Ленинградском институте физиологии им. И. П. Павлова) было проведено много экспериментов, которые показали, что мысль рождается и детализируется в самом процессе речи. При этом речь рассматривается как цепочка целенаправленных действий, отображающих мысль.

Интересное наблюдение есть у психологов: если человека, у которого затруднена речь, попросить зажать язык между зубами, он хуже понимает смысл обращенных к нему слов.

У профессора А. Р. Лурия лечился один из известных конструкторов. Раненный на фронте, он потерял способность писать, не мог воспроизвести очертаний букв, хотя знал их. Профессор предложил ему проговаривать каждую букву, имитировать звуки вслух или про себя. Так конструктор заново научился писать. Восстановить навык написания букв ему помогла память речевого аппарата.

Ученые выяснили, что человек в разговоре воспринимает речь партнера (в том случае, разумеется, когда он хочет ее воспринять) не пассивно, а активно, не просто "впускает в себя звуки", а беззвучно имитирует их, сам того не замечая.

Слушание – часть процесса мышления. "Моя мысль, – писал И. М. Сеченов, – очень часто сопровождается при закрытом и неподвижном рте немым разговором, то есть движениями мышц языка в полости рта… Мне кажется даже, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями, сопровождающими мою мысль в форме разговора".

Изучение механизмов речи, мысли, видений, изучение связи смысловой стороны речи с ее отображением артикуляционной моторики показывают, как тесно связана микромимика с речью. Микромимика – незаметные сокращения мимических мышц в то время, когда человек говорит, слушает, думает – вызывается внутренними видениями, микроречью, оживлением следовых рефлексов, работой образного мышления.

Плодотворность взаимодействия партнеров при общении и внешняя выразительность диалога во многом зависят от того, насколько мысли и речь партнеров насыщены видениями.

Вывод этот побуждает нас обратить самое серьезное внимание на тренинг внутренних видений.

Нельзя забывать, что существуют разные типы памяти (зрительная, слуховая, двигательная), что художественно-одаренную личность характеризует чаще всего именно зрительная память, и что Павлов в своем учении о типах нервной системы специально выделил художественный тип с преобладанием первой сигнальной системы, в отличие от мыслительного типа с преобладанием второй сигнальной системы, связанной не столько с образной, сколько со словесно-логической стороной памяти.

Действительно, видения осознаются не всегда и не всеми людьми, хотя могут быть осознаны, "увидены" всеми в любой момент процессов мышления и речи, поскольку они представляют собой часть этих процессов, являясь результатом временных связей между следовыми рефлексами зрительной памяти. Легче и чаще всего они проникают на экраны внутреннего зрения у людей художественного типа – артистов, писателей, живописцев. И. П. Павлов именно в таком, широком смысле выделял "художников", говорил о представителях иного, не художественного, типа: "Когда мы бодры, тогда словесный отдел тормозит первую сигнальную систему и поэтому мы в бодром состоянии (кроме художников, особенно устроенных людей), когда говорим, никогда предметы, которые словами называем, не представляем".

Ясно, что теория актерского творчества должна учитывать своеобразие художественного типа нервной системы, даже если теоретик является представителем мыслительного типа, которому чуждо и обременительно образное мышление. В противном случае мы сталкиваемся с полным игнорированием важной области актерского творчества. Так, в одной из статей о мастерстве актера написано, что злоупотребление в теории словом "видение" приводит ко многим неясностям и недоразумениям на практике, поскольку "видеть что-либо несуществующее здоровый человек не может". Вот так – не может, и все! И актер, который "может", – в недоумении и страхе: значит, он не здоров?

Далее автор статьи предостерегает актера – не следует стремиться увидеть несуществующее, "воображаемое", а то "глаза утратят нормальное выражение, взгляд станет неестественным, галлюцинирующим, ни в какой мере не способным убедить нас в реальности происходящего". Конечно, не надо пучить напряженные глаза. Но видение вызывается без всякого напряжения!

Судьба термина "видение" полна превратностей. Он всегда вызывал раздражение и какую-то даже непонятную неприязнь у людей нехудожественного типа нервной системы, которым этот термин был чужд по складу их мышления. Походило на то, как если бы пауки спорили с мухами, можно ли летать. "Ни одно нормальное насекомое не летает, – утверждают пауки, – и этого не может быть, потому что этого не может быть никогда". "Но мы же летаем!" – возражают мухи. "Это вам кажется, – непреклонно парируют пауки. – И мы как будто летаем, а на самом деле накрепко связаны со своей паутиной".

Дело обостряется тем, что и среди актеров не все "летают". Нет правил без исключений, и существуют отличные, талантливые актеры с ярко выраженным слуховым или мышечно-двигательным, а не зрительным типом памяти, – так сказать, пауки, а не мухи.

При большой неприязни к видениям можно даже утверждать, что "насилие над психикой", заставляющее актера верить в реальность свежих благоухающих цветов на месте размалеванного холста, может причинить ущерб его здоровью. Действительно, если человек видит в пятнах на стене или в узорах на обоях колеблющиеся ветви деревьев или смеющиеся физиономии, психиатр скажет: парейдолическая иллюзия. Если же и тени реального обоснования нет и человек так просто, на пустом месте, видит что-либо несуществующее, воображаемое, психиатр скажет: зрительная (или слуховая, обонятельная, тактильная) галлюцинация. Актер тут ни при чем. Галлюцинации ему не свойственны. Просто он относится к бумажному цветку так, как если бы он был настоящим, и его вера вызывает в его памяти все признаки реального цветка – и матовую синеву нежных лепестков, и благоухание.

Если уж применять термины из области психиатрии, то допустимо сравнить актерские видения с так называемыми функциональными галлюцинациями, которые возникают на основе реально существующих раздражителей по принципу сходства или ассоциации. Бытовой пример функциональной галлюцинации: человек едет в поезде, слышит стук колес, и ему слышится равномерное "так и едем, так и едем!" Как только стук колес прекращается, исчезает и голос. Причем человек слышал и то, и другое одновременно: и стук колес, и как будто слова.

"Природа устроила так, – пишет Станиславский, – что мы, при словесном общении с другими, сначала видим внутренним взором то, о чем идет речь, а потом уже говорим о виденном… Слушать на нашем языке означает видеть то, о чем говорят, а говорить – значит рисовать зрительные образы. Слово для артиста не просто звук, а возбудитель образов. Поэтому при словесном общении на сцене говорите не столько уху, сколько глазу".

Станиславский требовал создавать к каждой роли непрерывную киноленту внутренних видений, иллюстрирующих подтекст роли. Этот важнейший творческий прием, точно соответствующий данным современной психофизиологии о механизме творческого процесса, в настоящее время игнорируется театральными педагогами двух направлений: теми из них, кто недооценивает значение чувства правды и веры, и теми, кто канонизировал только внешнюю сторону метода физических действий и убеждены, что достаточно совершать (по У. Джеймсу, а не Станиславскому) последовательные физические действия (исключив из этого понятия видения и мысли), и непременно сама собой тут же, явится истина страстей.

Умение произвольно вызывать внутренние видения (повторно, и в сотый раз!), умение переключаться с одного видения на другое – можно и нужно тренировать!

Тренируя способность мозга вызывать и удерживать внутренние видения, актер не только совершенствует механизмы зрительной памяти, но и развивает тем самым пластичность нервной системы. Умение управлять легко возникающими внутренними видениями повышает эмоциональную восприимчивость человека.

Изучая труды Станиславского, актер не раз встречается с требованием "внедрять в другого свои видения". Вот учитель добился от ученика того, чего хотел: "то есть, заставил его передавать то, что он чувствовал и видел. Малолеткова да и мы все до известной степени понимали, или, вернее, чувствовали его подтекст. Сам Паша… не только познал, но и почувствовал практический смысл и истинное значение передачи другим своих видений иллюстрированного подтекста… Его больше всего поразило, что задача заражать другого своими видениями незаметно для него самого превратила чужие, навязанные ему неинтересные слова в его собственные, нужные, необходимые".

Позиция Станиславского в этой выдержке из книги "Работа актера над собой" ясна: воздействие на партнера и восприятие этого воздействия другим партнером являются таким актом, при котором необходимо активное, сознательное внедрение в другого своих чувств и видений, а для партнера – активное восприятие того, что передается.

В жизненном общении перед нами не встает такой задачи – внедрять видения. Они внедряются как бы сами собой. Конечно, бывают случаи, когда мы сознательно ищем пути к тому, чтобы наш собеседник как можно ярче представил себе ту картину, которая рисуется нашему воображению (если она рисуется!). Что мы делаем тогда? Как будто самое простое – стараемся найти наиболее выразительные слова, точнее всего рисующие картину. Ищем образы, краски, освещаем предмет разговора со всех сторон. Стараемся говорить при этом особенно убедительно, употребляя больше внутренних усилий, чем обычно.

Но за всем этим идет тот же психофизический процесс – в сознание нашего собеседника внедряются видения. Мы их передаем, а он их воспринимает. Видения, соединенные прямой и обратной связью со второй сигнальной системой, включают механизм мышления партнера – партнер "репетирует" свои ответные слова за то время, пока слушает. Забавно иногда выдают себя его губы: они то "повторяют" слова собеседника, то "говорят" что-то свое.

То, что в жизненном общении происходит как бы само собой, в сценическом, при подготовке роли, надо делать сознательно. Подсознательное через сознательное – таков путь освоения любого жизненного действия в процессе превращения его в действие сценическое, если его стремятся превратить в живое действие. В этом – основа системы.

Поучительное подтверждение необходимости "внедрять видения" мы можем найти в выводах из практики гипнотической психотерапии.

Эпиграфом к своей монографии "Слово как физиологический и лечебный фактор" крупный психиатр-гипнолог К. И. Платонов избрал такое высказывание Павлова: "Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения".

Заметим: может вызвать, а может и не вызвать. Должны быть определенные условия, чтобы слово вызвало ответное действие, и одно из этих условий – активное внедрение видений, сознательный волевой акт, который в практике речевой психотерапии заключается в акте внушения.

Здесь полезно сделать небольшое этимологическое отступление, чтобы обновить в битком набитых коридорах второй сигнальной системы слово "внушение", такое привычное, что смысл его подчас забывается.

"Внушать – это значит вкоренять, внедрять, поселять в мыслях", – пишет В. И. Даль. О происхождении слова он говорит с некоторым сомнением: от "во-ушать", то есть вводить в уши. Существует явная родственная связь между этим словом и семейством слов "внять, внимание, внятный" и т. д. Во всех этих словах ощущается активный действенный процесс, направленный извне вовнутрь. Слово "внять" В. И. Даль толкует как "постигнуть что-то, устремив на это свои мысли и волю". Любопытно, что у французов и чехов "внушить" означает то же, что "вдохнуть", а у немцев, кроме того, – "влить". Как видим, везде одно физическое активное действие, одного характера.

Практике психотерапии известно, что для успеха дела нужно, чтобы человек, которому внушают, мог воспринять внушение. Если воздействие производится во внушенном сне, то восприятие внушения – неосознанное, оно принимается через отдельные бодрствующие участки коры головного мозга, не затронутые торможением, через зону "раппорта", очаг контакта между внушающим и тем, кому внушают.

Если внушение реализуется в бодрствующем состоянии пациента и восприятие становится осознанным, обязательно нужно, чтобы пациент верил в пользу дела, хотел принять внушение и, таким образом, чтобы он сам поддерживал связь между собой и внушающим. Примечательно, что пациенту невозможно внушить (даже в состоянии гипнотического сна) какие-нибудь представления и действия, находящиеся в противоречии с его убеждениями, с его этическими нормами.

Разумеется, внушение и гипноз как таковые не имеют практического значения для театральной практики, но они позволяют нам яснее понять природу взаимодействия двух сигнальных систем и природу человеческого общения, в том числе и сценического.

Действительно, существует много общего между деятельностью организма в момент внушения и жизнедеятельностью артиста в момент творчества. Отмечено, например, что косвенное словесное внушение (по В. М. Бехтереву – чрезпредметное) действует сильнее, чем прямое. "Бодрствующему лицу внушается, – пишет К. И. Платонов, – что предлагаемый ему порошок является снотворным. Поэтому, как только он примет данный порошок, он тотчас же заснет". Внушение здесь действует как бы скрыто. Опыты показывают – чем более оно скрыто, тем оно эффективнее. В бодрствующем состоянии косвенное внушение оказывает сильное воздействие даже на таких лиц, для которых прямое внушение безрезультатно.

Особенно интересно для нас самовнушение – "явление внушающего воздействия, – по определению К. И. Платонова, – идущего не извне, а изнутри, со стороны следовых корковых процессов, связанных с прошлыми раздражениями второй сигнальной системы". Наука исследовала многие факты самовнушения, даже такие, казалось бы, невероятные, как случаи мнимой, воображаемой беременности со всеми внешними ее признаками, возникающими под влиянием раздражений, идущих из второй сигнальной системы и вызывающих вегетативно-эндокринные изменения в организме.

Можно вспомнить здесь и известный случай, происшедший с М. Горьким. Работая над одним рассказом, он описывал удар ножом. Волнение его было столь сильным, картина представилась ему настолько яркой, что он закричал, почувствовав физическую боль как раз в том месте, куда нож ударил героя рассказа, а на воображаемом месте удара проступила явственная красная полоса.

Естественную аналогию между самовнушением и творчеством артиста проводит и П. В. Симонов в книге "Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций". В самом деле, если косвенное внушение сильнее прямого, то в методе Станиславского, рассчитанном на косвенное возбуждение органической природы путем произвольных, сознательных действий, мы видим способ для своеобразного самовнушения.

Эмоционально окрашенные следовые процессы сначала вызываются сознательно, потом возникают непроизвольно, и в этот момент тормозятся реальные воздействия внешней среды. Замыкательная функция осуществляется тогда во второй сигнальной системе, но уже вне осознанного восприятия. На основе ранее накатанной логики и последовательности действий – выявляется истина страстей.

Механизм внушения может открыть нам удивительные свойства следовых процессов, одно из которых – запоминание действий и состояний организма в прямой последовательности и связи по времени, причем при повторении цепи действий кора головного мозга пускает в ход те связи, которые существовали в моменты этих действий, и оживляет эмоциональное состояние организма того времени. Выше мы приводили один из примеров возврата былого состояния человека в опыте К. И. Платонова.

Вот на этом свойстве памяти: развертывать действие и связанное с ним эмоциональное состояние во времени – и основана возможность живого повторного воспроизведения эмоционального куска роли, если до этого кусок подготовлен логикой и последовательностью предыдущих действий и подкреплен образным видением и мысленной речью.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сергей Васильевич Гиппиус. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств

СПб Изд во Речь с... http nkozlov ru library psychology s Предисловие...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВНУТРЕННИЕ ВИДЕНИЯ И МЕХАНИЗМ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Часть I. УПРАЖНЕНИЯ
В школе всему научиться нельзя, нужно научиться учиться. Вс. Э. Мейерхольд Чувство явится у Вас само собою; за ним не бегайте; бегайте за тем, как бы стать властели

СВОИ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
— Вы только что, к своему удивлению, впервые познакомились с собственными ладонями. Когда нам что-нибудь хорошо известно, мы говорим, что знаем это, как свои пять пальцев. А хорошо ли они нам знако

СТАРИННАЯ ВЕЩИЦА
Сегодня на знакомом столике педагога появилась новая вещица – большая старинная монета, медный гривенник 1836 года. — Пускаю монету по кругу, рассмотрите ее внимательно со всех сторон.

ВЕЩИ НА СТОЛЕ
На столике педагога разложены – блокнот, авторучка, футляр от очков, бумага, монеты. — Подойдите к столу и сфотографируйте своим внутренним зрением все предметы. Фотографировать будем с ко

ИГРЫ ИНДЕЙЦЕВ
Упражнение носит такое название, потому что основа его заимствована из индейских охотничьих игр. Две партии учеников, каждая – скрытно от другой, устанавливают в своем лагере несколько раз

НА ОДНУ БУКВУ
Еще одно упражнение, тренирующее зрительную память и наблюдательность. — Пока я сосчитаю до тридцати, найдите и запомните все предметы в комнате, название которых начинается с буквы С.

НА ТРИ БУКВЫ
— Тришкина, на площадку! И вот Катя Тришкина стоит, бедная, в свете аудиторных прожекторов под взглядами товарищей и машинально теребит свою заграничную блузку. — Какие три буквы

РЫЧАЖОК ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ
Ученики – в полукруге. Каждый берет какой-нибудь предмет – часы, расческу, коробок спичек. — Рассмотрите внимательно, что у вас в руках. Решите: почему и с какой целью вы эту вещь рассматр

ТРИ ТОЧКИ
— "Быстро менять: среднюю, близкую точку. Каждый раз оправдывать перемену". Умение произвольно переключать механизмы восприятий – ценный навык, помогающий управлять собой в дейст

ДАЛЕКИЕ ТОЧКИ
Упражнения с далекими точками на улице, в поле: — "В самом дальнем окне постараться увидеть, что происходит внутри комнаты". — Конечно, вам придется фантазировать, что т

ТРИ КРУГА ВНИМАНИЯ
Тренируя переключение зрительных восприятий, воспользуемся упражнениями на три круга внимания: малый, средний и большой. Малым кругом условимся считать небольшой участок вокруг человека, о

ГЛАЗА ТОВАРИЩЕЙ
Ученики сидят в двух рядах, лицом друг к другу. — Всем отвернуться! Хорошо ли вы помните товарищей, сидящих напротив вас? Вспомните, какие у них глаза – величина, форма, цвет. На счет деся

БИОГРАФИЯ СПИЧЕЧНОГО КОРОБКА
— Найдите новое, неизвестное вам в хорошо знакомом спичечном коробке. Пофантазируйте, как его делали? Что представляется прежде всего?.. Лес, рубят деревья, везут на лесопильный завод… Это ничего,

БИОГРАФИЯ ПОПУТЧИКА ИЛИ ПРОХОЖЕГО
Одно из индивидуальных упражнение, тренирующих зрительные восприятия и зрительную память для развития наблюдательности и фантазии, – наблюдение за случайным попутчиком в автобусе или за прохожим на

БИОГРАФИЯ ПО ПОРТРЕТУ
После первых попыток учеников создать биографию случайного прохожего полезно посвятить урок общему разбору "биографии по портрету". Лучше взять для этого репродукцию какого-либо

БИОГРАФИЯ ПО ПОХОДКЕ
Еще одно упражнение для индивидуального тренинга. На общих занятиях ученик лишь рассказывает о результатах своих наблюдений, вовлекая товарищей в обсуждение придуманных биографий. Задание

БИОГРАФИЯ ПО ВЗГЛЯДАМ
— Попробуйте, когда идете по улице, присматриваться только к глазам людей. Вы увидите, какое существует многообразие "способов смотреть", если можно так выразиться. Будет момент, когда ва

СОБЫТИЯ НА УЛИЦЕ
Индивидуальный тренинг должен включать в себя наблюдение за событиями. Совсем не обязательно ждать какого-либо уличного происшествия, привлекающего всеобщее внимание. Условимся называть событием со

АНТИСОБЫТИЯ
Тренируя наблюдательность, можно использовать такой прием: — Воспитайте в себе "супернаблюдателя", владеющего своим зрительным вниманием, неподвластным слепому инстинкту. Вот иде

ЭКРАН ВНУТРЕННЕГО ВИДЕНИЯ. МЫСЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ
Белый медведь – Метафоры – Слушай слово! – Зримые разговоры – Глокая куздра – Мысленная речь – Мысленные прогулки – Кинолента прожитого дня – Кинофильм – Круговая кинолента – Двойная кинолента – Гр

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
Лев Толстой в своих неоконченных "Воспоминаниях" рассказал об игре, придуманной его братом Николенькой. В условиях игры было – "стать в угол и не думать о белом медведе". Он пиш

МЕТАФОРЫ
"В каждом слове бездна пространства, – писал Н. В. Гоголь, – каждое слово необъятно, как поэт". — "Гаснут"… Что вы увидели на своем внутреннем экране? — Я увид

ЗРИМЫЕ РАЗГОВОРЫ
— Мы видим все, о чем нам рассказывают. Только не всегда осознаём эти видения. Или осознаём их отрывочно, редкими клочками картин. Надо упражняться в непрерывности видений. Воспитайте в себе такую

ГЛОКАЯ КУЗДРА
Это упражнение на развитие фантазии. В нем использована искусственная фраза, придуманная академиком Л. В. Щербой. — Запишите эту фразу: "Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит

МЫСЛЕННАЯ РЕЧЬ
— Вспомните сегодняшнее утро, всю цепь маленьких эпизодов с той минуты, когда вы вышли из дома. Нужно увидеть в воображении весь путь, шаг за шагом. На что вы смотрели по дороге, о чем думали, что

МЫСЛЕННЫЕ ПРОГУЛКИ
Ученики – в полукруге. — Давайте погуляем! Вспомните Невский проспект. Мы идем от Адмиралтейства по левой стороне Невского – "наиболее опасной во время артобстрела". Запоминайте,

КИНОЛЕНТА ПРОЖИТОГО ДНЯ
Домашний индивидуальный тренинг: "Ложась спать и потушив свет, приучите себя ежедневно мысленно просматривать всю жизнь каждого прошедшего дня, старайтесь при этом детализировать свои

КИНОФИЛЬМ
Ученики – в полукруге. Педагог объявляет название кинофильма, который сейчас будет создаваться всей группой. Например, "Партизаны". Ученик, сидящий первым справа, повторяет слово

КРУГОВАЯ КИНОЛЕНТА
Упражнение для индивидуального тренинга непрерывности внутренних видений и переключения. — Определите сюжет будущего короткометражного фильма и соберите киноленту из нескольких кадров-собы

ДВОЙНАЯ КИНОЛЕНТА
Упражнение для тренинга переключения видений. Ученики – в полукруге. Педагог пускает по рукам два изображения, разных по характеру и стилю. Допустим, одно из них – цветная репродукция карт

ГРУППОВОЙ РАССКАЗ
В предыдущих упражнениях ученики сочиняли рассказ, пользуясь только одним-двумя словами для каждого кадра. Теперь можно расширить рамки задания – сочинять, пользуясь большими фразами. На первый взг

ЦЕПОЧКА АССОЦИАЦИЙ
— "Ледокол"… Что вы видите на своих внутренних экранах? Три минуты молчания – пустите мысль свободно, "отвяжите" ее от ледокола, когда захочется. Посмотрим, куда она вас приведе

АССОЦИАЦИЯ НА ПРИВЯЗИ
В этом упражнении по-иному тренируется ассоциативное мышление – "ледокол"… Увидели первую картину? Теперь не "отвязывайте" от нее свою мысль, держите мысль на привязи к слову &q

ВИДЕОСКОП
Ученики – в круге. По рукам идут, одна за другой, пять разных открыток или репродукций картин. Примерно через каждые десять секунд педагог стучит по столу. Это сигнал к тому, чтобы ученик

УСЛОЖНЕННЫЙ ВИДЕОСКОП
Более сложный вариант предыдущего упражнения начинается так же. Но когда открытки прошли два круга, педагог неожиданно добавляет к пятерке открыток три новые, о которых ученики не подозревали. Когд

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
— Когда вы в школе решали задачи с бассейнами и трубами, из которых течет вода, наполняющая эти проклятые ненасытные бассейны, или задачи с пешеходами, которые неутомимо шагают навстречу друг другу

ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
А вот образец так называемой логической задачи, которую легко решает человек с развитым образным мышлением: "Домохозяйке надо было разделать мясо, рыбу и фрукты. В ее распоряжении име

ЗАДАЧА ЭЙНШТЕЙНА
Эта шуточная задача Эйнштейна, как и подобные ей, может служить материалом для тренировки образного мышления: "Турецкий купец искал компаньона. Ему предлагали свои услуги два кандидат

ПУТЕШЕСТВИЯ
Каждому из учеников, сидящих в полукруге, педагог дает маршрут путешествия: — Антарктида. Джунгли. Ангара. Черноморское побережье. Гималаи… Три минуты молчания. Ученики готовят св

СОБЫТИЕ В КАРТИНЕ
Репродукцию какой-либо картины, открытку или фотографию – пустим по кругу. После того как она побывала в руках у каждого по два-три раза, ее откладывают. Вспоминая репродукцию, ученики дол

СОБРАТЬ КАРТИНУ
Сегодня на столе педагога – нарезанные куски какой-то репродукции. — Получите каждый по кусочку. Рассмотрите. Догадайтесь, что может быть изображено рядом. Теперь соберитесь кучкой, познак

ТРИ КАРТИНЫ
Этот – вариант предыдущего упражнения – значительно сложнее. Он тренирует еще механизмы переключения внутренней зрительной и слуховой сфер и требует натренированного рассредоточенного внимания.

ЗНАКОМЫЙ ГОРОД
Это – упражнение с продолжением. Оно тренирует зрительную память и фантазию. Время от времени ему уделяется несколько минут от урока тренинга на протяжении всего первого года обучения, и в

ПУТЬ ВСЛЕПУЮ
Надо, закрыв глаза, пройти через всю комнату к своему месту и сесть. — Не спешите. До того как идти, надо еще многое сделать. Внимательно рассмотрите свой будущий путь. Пока открыты глаза,

ЛАБИРИНТ
Подготовленный предыдущим упражнением, ученик может усовершенствовать свои навыки мысленной тренировки в пространстве – с помощью данного упражнения. Лабиринт сооружают из стульев, делая с

МАРШРУТЫ
— Пусть каждый наметит себе замкнутый маршрут по комнате. Можно по кругу, или сложным зигзагом, или как угодно еще. Исследуйте маршрут в действии: ходите по нему, смотрите, с чьим маршрутом пересек

ВЕРТУШКА
После освоения предыдущего упражнения можно сыграть в "вертушку", которая тренирует переключение видений в связи с ориентировкой в пространстве и вестибулярными ощущениями. Учени

ЕЩЕ ОДНА ВЕРТУШКА
— Закройте глаза, перевернитесь несколько раз, чтобы себя спутать, и найдите выход из комнаты или то кресло, на котором вы сидели. — До того как закрыть глаза, оглядитесь вокруг, запомните

САНТИМЕТР
— Посмотрите на спинку этого стула. Закройте глаза и вспомните стул. Не открывая глаз, раздвиньте руки на ширину спинки стула. Откройте глаза, проверьте. — Посмотрите на тетрадь, лежащую н

ТРИ СЛОВА
Задание: "Ведущий урок говорит несколько слов, все соединяют их в одну гармоническую картину, дополняя ее фантазией". Слова могут быть близкими по предполагаемому событи

ЖИВЫЕ ОБРАЗЫ
— В упражнениях, развивающих зрительную память и навыки наблюдательности, мы фантазировали, на что похожи несколько спичек, брошенных на стол, какие картины рождаются в нашем воображении при виде п

ПЕРЕВЕРТЫШИ
Возьмем любую репродукцию картины или открытку. И начнем тренировать механизм воображения: — Это репродукция "Завтрака" Веласкеса. Обыденная сценка – трое за столом, старик задум

АНТИМИР
Материал для индивидуальных упражнений на "переворачивание зрительных восприятий" (а тем самым – для развития воображения) можно найти повсюду. — Вы стоите на остановке автобуса.

ВООБРАЖАЕМЫЙ КРУГ
Мы уже имели дело с реальным кругом восприятий – с нашей учебной комнатой. У Станиславского есть еще такие задания: "Большой круг внимания: Хочу строить театр во дворе студии и рассма

МЫСЛЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Продолжая развивать умение анализировать событие в действии, обратимся к новым заданиям, которые укрепят навык построения логической и последовательной цепочки простейших действий. — Сотри

СЦЕНИЧЕСКОЕ ВНИМАНИЕ
С чего начнем? – Исходное положение – Кто внимателен? – Переходы – Семафор – Переходы со стульями – Передвижки – перебежки – Творческая площадка – Кольцо – Фигуры перестановок – Лучшие места – Часы

ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
— Встать! Для того чтобы все встали одновременно, нужно, чтобы тело было готово к движению. Плечи, корпус, ноги – не напряжены, но и не расслаблены чрезмерно. Для этого нужно "держать

ПЕРЕХОДЫ
Тренируем навыки рабочей собранности: — Посмотрите на своих товарищей по полукругу, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа сид

ПЕРЕХОДЫ СО СТУЛЬЯМИ
Так же как и в прежнем упражнении, нужно меняться местами, но – переходить вместе со своими стульями. При переходе – держать стулья в условленном положении: перед собой, сбоку, над головой.

ТВОРЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА
Для выполнения индивидуального упражнения оставим одного ученика на "сцене". Остальным со своими стульями надо перейти в "зрительный зал" к столу педагога. А как это сд

ЛУЧШИЕ МЕСТА
Ученики – в полукруге. — На счет "десять" превратите полукруг в два ряда стульев, чтобы сесть лицом друг к другу. Расстояние между рядами – метра четыре. Начали!.. Запом

ДВОЙНЫЕ ХЛОПКИ
Если в кольце – более пятнадцати учеников, упражнение с хлопками можно усложнить. Внутрь кольца ставят двух ведущих. — Первый ведущий, отбивайте медленно тяжелые хлопки – как Удар

ТЕННИСНЫЕ МЯЧИ
Нужно принести на урок несколько теннисных мячей. Ученики – в большом кольце. — Вот вам один мяч. Перебрасывайте его, прислушиваясь к заданному темпу. Если нет метронома, можно от

МЯЧИ И ЧИСЛА
Другое упражнение с теннисным мячом: — Кидая мяч, назовите любое число от единицы до девятнадцати. Тот, кому кинули мяч, должен мгновенно откликнуться, назвав число на единицу больше, и сн

МЯЧИ И СЛОВА
Ученики перебрасываются двумя мячами, белым и черным. Оба они летают в кругу, подчиняясь заданным темпам, которые выстукивает педагог. Ученик, кидающий черный мяч, называет любое существит

ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ, ВОДА
Есть еще один вариант предыдущего упражнения. Белый мяч обозначает "воздух", поэтому ученик, который ловит белый мяч, Должен назвать какую-нибудь птицу, летающее насекомое и т. п.

ДЕРЖИ СВОЮ МЕЛОДИЮ
Это упражнение похоже на предыдущее, но преследует другие цели. Оно тренирует своеобразный иммунитет против общего ритма. Актер на сцене часто заражается общим ритмом действия, в то время как ему н

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ
Есть старинная восточная забава: Сначала правой рукой быстро похлопывать себя по животу, а левой – медленно гладить затылок. Потом наоборот: левой рукой похлопывать себя по животу

ИГРА С НОСОРОГОМ
У одного из самых смелых племен Африки, масаев есть охотничья игра: они бесшумно подходят к спящему носорогу, очень свирепому зверю, и кладут ему на спину камешки. Если носорог проснется – жизни см

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ПЕСНИ
Обычно навыки координации движений создаются специальными упражнениями на уроках сценического движения, поэтому приведем лишь одно упражнение, которое легче предыдущих. Педагог определяет

ПИШУЩАЯ МАШИНКА
Ученики – в полукруге. Они рассчитываются слева направо по алфавиту: — А, Б, В, Г, Д… Если учеников в полукруге не 32, а меньше (чаще всего так и бывает), они повторно рассчитываю

ДВА ШРИФТА
Более усложненный вариант "пишущей машинки" тренирует не только сосредоточенную взаимосвязь с партнером, но и механизм переключения с одного объекта на другой. Кроме одной порции букв, по

ИСПОРЧЕННАЯ ПИШУЩАЯ МАШИНКА
— А если бы в нашей машинке были испорчены некоторые буквы? Машинистка печатает, привычно бьет по клавише, но вместо буквы получается пропуск. Какие именно буквы испорчены – педагог сообща

ЛИНОТИП
— Печатаем фразу на линотипе. Нажатие клавиши – буква отправилась "отливаться". Мы будем отливать не по строчке, как в настоящем линотипе, а по одному слову. На хлопок педагога у

АРИФМОМЕТР
Ученики – в полукруге. Десять человек рассчитываются от единицы до нуля (он же – десятка). Кроме того, в зависимости от количества учеников, могут быть знаки: плюс, минус, умножение, деление, равен

ОТСТАЮЩЕЕ ЗЕРКАЛО
Ученики – в полукруге. — Первый слева, представьте себе, что вы сидите перед зеркалом и не спеша прихорашиваетесь. Сделали одно движение – и задержитесь на секунду, посмотрите в зеркало. Д

ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ
Говорят, великий Юлий Цезарь мог заниматься одновременно несколькими делами – и читал, и писал, и разговаривал. Следовательно можно сказать, что у него великолепно работали механизмы переключения и

ПЕРЕСЕЧЕННОСТЬ
Так называл Станиславский непременное условие для всякой группы сидящих или стоящих на сцене людей. Нигде не должно быть однообразно торчащих "палок в огороде" (если, конечно, этого не тр

ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА
— По моей команде каждый из вас встает, берет свой стул и тихо уходит в угол комнаты, за условные кулисы. Начали!.. Стоп. Много шума. А если бы это был конец картины в спектакле и вы помогали бы ра

СЕРВИРОВКА
"Может случиться, что в короткий антракт между сценами нужно накрыть сервировку одного или нескольких столов. Одни бутафоры не смогут этого сделать, а все участвующие, вместе взятые, это легко

ХОДИТЬ ПО СЦЕНЕ
Упражнение законспектировано Станиславским так: "Ходить по сцене. Как когда поворачиваться, без лишнего вольта, без вращения вокруг собственной оси". Прежде всего опред

ТЕЛЕВИЗОР
Только ли слуховыми восприятиями занимались мы в предыдущем упражнении? Конечно, еще и зрительными – воображение помогало слуху. Теперь пусть звуки помогают изображению. Превратим наш сона

МАГНИТОФОН
В механизмах нашей памяти, среди других аппаратов, есть и самый вместительный в мире магнитофон – на нем записаны все звуки, которые мы когда-либо слышали в жизни. Звуки эти, правда, записывались ч

КРУГОВАЯ МАГНИТНАЯ ЛЕНТА
Полезное упражнение для индивидуального тренинга – наметить в определенном порядке несколько разных звуковых воспоминаний и переключаться от одного к другому, постепенно сокращая время настройки на

УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ
— Есть люди, которые не любят слушать, им гораздо интереснее говорить самим. Они томятся, когда все же приходится что-то выслушать в разговоре, но с нетерпением выискивают момент, когда можно переб

СОНОСКОП ПРЕДМЕТОВ
Этот фантастический прибор нашего воображения способен по звуку увидеть любой предмет. — Отвернитесь. По какому предмету я стучу карандашом?.. А теперь? Звуки разные – карандаш по

СОНОСКОП СОБЫТИЙ
— По нескольким разным звукам нафантазируйте картину. Слушайте! Один из учеников (он располагается в таком месте комнаты, чтобы его не было видно) "задает звуки", остальные – выс

ДРУГИЕ СОБЫТИЯ
К предыдущему упражнению, как и к остальным, нужно возвращаться на следующих занятиях, добиваясь все более полного и углубленного выполнения упражнения. — Вспомните, какое событие произошл

ТРИ ДОКЛАДЧИКА
Три ученика садятся лицом ко всем остальным. Каждому из них педагог дает по газете и отмечает статью. По команде – трое одновременно, в течение двух-трех минут, читают вслух свои статьи. Все слушаю

ШУМОВОЙ КВАДРАТ
Ученики делятся на четыре группы, каждая из них становится у одной из стен комнаты. Лица учеников каждой группы обращены к стене, и они не видят учеников других групп. Каждая группа получает по лис

ОПРАВДАНИЕ СЛОВА
Упражнения, подобные предыдущему (своеобразные мини-этюды), выполняются на основе любого заданного слова. Каждому из учеников дается одно слово: — Мало. — Книжечка. — Вос

СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ. ЧУВСТВО ПРАВДЫ, ИНСТИНКТИВНЫЕ РЕАКЦИИ
Переставить стул – Сидеть – Цель действия – Ждать – Предлагаемые обстоятельства времени и места – Встать и сесть – Отношение к предмету – Отношение к месту – Войти в дверь – Элементарные действия –

ПЕРЕСТАВИТЬ СТУЛ
Ищем правду простых, элементарных жизненных действий в сценических условиях: — Переставьте этот стул туда. Выполните действие в чистом виде. Только и всего – переставить стул! Пус

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВРЕМЕНИ И МЕСТА
Сложность приведенных выше простейших заданий Станиславского – стоять, ходить, сидеть – в их кажущейся несложности! Право, каждое задание представляется таким простым, что невольно подумае

ВСТАТЬ И СЕСТЬ
Не стоит спешить, превращая каждое упражнение в этюд с замысловатым сюжетом. Физическое чувство правды вернее развивается и легче контролируется на простых заданиях при минимуме действий, составляю

ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДМЕТУ
Задание: "Менять отношение к предмету по заданию ведущего урок, например: моя книга, книга Ермоловой и т. д." На столе лежит настоящая книга – томик Пуш

ОТНОШЕНИЕ К МЕСТУ
Задание: "Менять отношение к комнате: моя комната, музей, фабрика с гремящими машинами, клуб, лес и т. д." — А если бы наша аудитория была музеем живопи

ВОЙТИ В ДВЕРЬ
Развивая "физическое чувство правды", можно ставить перед собой любые простейшие задачи, оживляя их вымыслом воображения: "… считать шагами длину и ширину комнаты, искать какую-нибуд

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Нетрудно один раз импровизационно совершить элементарное жизненное действие более или менее правдоподобно. Труднее – совершить его до конца правдиво, с полной верой в происходящее, а потом

ПОВТОРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Материал для упражнений на повторное воспроизведение жизненных действий берется из жизни. Станиславский рекомендует повторять то, "…что сейчас в самой жизни случайно сделал: поднял ли

СУФЛЕР-ПРАВДА
Еще упражнение на повторное действие: — Найдите вот эту безделушку, которую я потихоньку от вас спрячу. Ищут заранее спрятанную брошку. Где она – не знают на самом деле. Нашли.

НЕПРАВДА
Воспитывая чувство правды, Станиславский иногда провоцировал учеников, давая им непосильные задания, рождающие фальшь и наигрыш: "1) Повеситься. 2) Гибель Помпеи. 3)

ИНСТИНКТИВНЫЕ РЕАКЦИИ
Другие задания на инстинктивные реакции, связанные с защитными или ориентировочными инстинктами человека: — Подойдите к стене комнаты. Полная темнота, вы ничего не видите, нужно нащупать н

НЕБЫВАЛЫЕ СОБЫТИЯ. АРТИСТИЧЕСКАЯ СМЕЛОСТЬ И ОСТРАЯ ХАРАКТЕРНОСТЬ
Готовность – Странные позы – А при чем тут Дон Кихот? – В комнате – привидение – Внезапные "кабы да если бы" – Небывалое – Обычное в необычном – Оправдание крика – Толстый и тонкий – Стар

ГОТОВНОСТЬ
Для упражнений на действие в необыкновенных обстоятельствах нужно прежде всего воспитать навык готовности к любой неожиданности. — Схватите себя за нос!.. Спрашивается, зачем серьезному че

СТРАННЫЕ ПОЗЫ
В актерской работе встречаются такие трудности, которые никак не преодолеть без умения кидаться в необычное, кидаться стремглав, очертя голову! Тут не обойтись без отчаянной храбрости, без

НЕБЫВАЛОЕ
Сны – как говорят, небывалые сочетания былых впечатлений. Фантазии – тоже. Кладовые наших впечатлений хранят память не только о том, что бывало с нами в жизни, но и то, что мы представляли себе, о

ОБЫЧНОЕ В НЕОБЫЧНОМ
— Простое упражнение на беспредметное действие: вы достаете из кармана фляжку с водой, отвинчиваете пробку, пьете. Вспомните последовательность движений мысленно. Оправдайте время, место и цель. Де

ОПРАВДАНИЕ КРИКА
Ученики – в полукруге. — По моей команде (я ударю рукой по столу) кричите "Ура!" Сразу – удар. Крики "Ура!" — Почему кричали? Чему радовались? — Я дос

ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ
— Разделитесь на пары и решите, кто будет толстым, а кто – тонким. Потом поменяйтесь ролями. Вместе займитесь одним делом. Например, собирайте на грядках воображаемую клубнику и старайтесь набрать

СТАРИКИ
— Что, если бы вам, каждому из вас, было уже за восемьдесят? "Примерьте" на себя этот возраст. Воспользуемся, как всегда, действием с воображаемыми предметами – разделитесь на пары, пусть

ВНЕШНЯЯ ХАРАКТЕРНОСТЬ
Надо отыскать в действии следующие физические самочувствия, придумав вымышленные обстоятельства места, времени, возраста и непременно определив цель действия: Человек хромает (одна нога ко

КОСМОНАВТЫ
— А если бы вы находились в состоянии невесомости?.. Сначала попробуйте действовать в кабине космического корабля – вы лежите на своем рабочем месте, тело зафиксировано ремнями, а невесомые руки пы

ЛИЛИПУТЫ И ВЕЛИКАНЫ
Группа делится пополам. — Вы – лилипуты, настоящие сказочные лилипуты, ростом не больше десяти сантиметров. Как бы вы вели себя, если бы попали в эту нормальную, не лилипутскую комнату? Не

ЦЕРЕМОНИЯ
— Сейчас мы встретим вождя одного из маленьких полинезийских племен. Сделаем ему сюрприз, выполним тот этикет, который принят на его острове. При его появлении все должны упасть на колени, протянут

РУЧНЫЕ ЧАСИКИ
— Что если бы каждый из вас был деталью ручных часиков? Соберитесь кучкой, представьте себе, что эта кучка – часики на ремешке. Распределите между собой обязанности: один – часовая стрелка

ОРКЕСТР
"А вот упражнение не только для ощущения коллективности творчества, но и для того, чтоб заранее научить учеников уметь создавать иллюзию игры на разных инструментах. Это часто приходится произ

ЕЩЕ ОДИН ОРКЕСТР
— Сейчас мы создадим еще один оркестр, который на днях выступит в шефском концерте. Распределяю обязанности: вы – рояль (нет, вы не играете на воображаемом рояле, а сами вы – роял

ЖИВЫЕ РУКИ
Упражнениями индивидуального тренинга на "живые руки" целесообразно заниматься после того, как ученик в классе основ сценического движения прошел цикл упражнений на "выразительные ру

ДЕТСКИЕ ИГРЫ
"Вот когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в их играх, тогда вы сможете стать великим артистом", – сказал Станиславский. А как играют дети? Вспомним. — Дев

ИГРАЕМ В КУКЛЫ
Нужно принести на урок несколько настоящих игрушек – кукол, медвежат, зайчиков. — Продолжаем играть в куклы. Составьте стулья в круг, садитесь и передавайте друг другу игрушки. Вы наблюдал

ГУСИ-ЛЕБЕДИ
— А "гуси-лебеди" помните? Ну-ка, ну-ка, вспоминайте детство! Когда в последний раз играли в "гуси-лебеди"? В пионерском лагере на Карельском? А вы?.. Вот и вспомнилась лужайка

ИГРУШКИ
— Мы говорили, что дети относятся к куклам, как к живым существам. Но если так, нам нетрудно представить себе, что мы-то и есть куклы! Например: вы – громадная кукла, которая умеет закрыва

ИГРЫ ИГРУШЕК
— Каждый из вас стал какой-нибудь игрушкой? Сыграйте-ка в пятнашки! Хозяева спят, так что никто не узнает, как не по-игрушечному вы ведете себя. — Разве может металлическая заводная игрушк

ИГРУШКИ ОПРАВДЫВАЮТ ПОЗЫ
— Игрушки, разделитесь на пары. Сделайте парные упражнения на оправдание позы. По моему удару кидайте свои игрушечные тела в неожиданную для вас позу, но не забывайте о своих возможностях, не прини

ИСПОРЧЕННЫЕ ИГРУШКИ
— А если бы вы были испорченными игрушками? У куклы, которая умеет закрывать глаза и говорить "ма-ма", – глаза неисправны. То оба закрываются и открываются, то один откроется, а

ПАРНЫЕ ИГРЫ
Задания на парные действия испорченных игрушек: кукла и тигренок разучивают по нотам песенку на два голоса, мартышка с плюшевым медведем и лягушка с аистом танцуют шейк под радиол

БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ
Из большого количества "чудесных" упражнений можно использовать и такое: — А если бы вы были человекоподобными жителями одной из обитаемых планет созвездия Кассиопеи, нашими брат

ЖИВОТНЫЕ
— Вы уже побывали людьми со звериным характером, а теперь и на самом деле превратитесь в какое-нибудь животное: в зверя, птицу, рыбу, насекомое. Вот вам на выбор – медведь, кенгуру, белка,

ПТИЦЕФЕРМА
Продолжая тренинг ориентировки тела и мысли ученика в необычных обстоятельствах, педагог дает темы массовых этюдов. — Ах, какая отличная птицеферма! Уточняю: современная, механизированная,

СВОЯ КОМПАНИЯ
— Вечер. Где-то вдалеке мелодично орут, – наверно, у Дома культуры собралась двуногая молодежь и поет под гитару свои современные песни. А мы, четвероногие: — один баран, — два по

АРТИСТЫ ЦИРКА
— Недавно вы были в цирке. Вспомните какой-нибудь цирковой номер, особенно поразивший вас. — Сальто на канате под куполом! На головокружительной высоте, под самыми юпитерами, протянут кана

ЦИРКОВЫЕ НОМЕРА
— Вы можете сделать любой цирковой номер. Для вас нет ничего недоступного! Вспомните, например, такой удивительный номер – балансеры на першах. Один артист держит на лбу перш, огромную алюминиевую

ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Работа над отдельными цирковыми номерами может завершиться массовым упражнением – цирковым представлением, с оркестром на воображаемых инструментах, с аттракционами первого класса и, конечно, с пуб

ОТВИНЧЕННАЯ ГОЛОВА
В пьесе-сказке Евгения Шварца "Обыкновенное чудо" веселый и добрый волшебник совершает чудеса удивительно просто: "Шел, понимаешь, по лесу, вижу: молодой медведь, подросток еще. Голо

ОБЫКНОВЕННЫЕ ЧУДЕСА
Когда фантазия учеников разбужена – упражнения на чудеса сыплются сами, как из волшебного ведра. Пусть каждый из учеников сделает не менее десятка чудес, чтобы утвердиться в ощущении своего могущес

МУСКУЛЬНЫЙ КОНТРОЛЕР. ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ МЫШЕЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ
Разведка мышц – Норма напряжения – Мускульная энергия – Ртуть в пальце – Волшебный шарик – Укажи вдаль! – Переливаем энергию – Круговое переливание – Сорви персик! – Сад – Вес воображаемых вещей –

РАЗВЕДКА МЫШЦ
Основным тренингом мышечно-двигательных восприятий занимается предмет "Основы сценического движения". Однако и на уроках актерского мастерства полезны упражнения, развивающие мышечное вни

НОРМА НАПРЯЖЕНИЯ
— Сядьте. Проверьте свою норму напряжения – целесообразно ли напряжены мышцы, нет ли излишнего напряжения, готово ли тело к действию, не расслаблено ли оно чрезмерно. Теперь расслабляйтесь постепен

МУСКУЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ
— Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте: как распределяется мускульная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть. А дальше идет? Идет – в

РТУТЬ В ПАЛЬЦЕ
Это известное упражнение подробно описано Станиславским. Напомним порядок его выполнения: Влить воображаемую ртуть в указательный палец правой руки. Мысленно перекатить ее, не тор

ВОЛШЕБНЫЙ ШАРИК
Переливая волны мышечного напряжения и расслабления, мы занимались, так сказать, крайностями – двумя предельными состояниями наших мышц. Между тем хорошо развитый мускульный контролер должен улавли

КРУГОВОЕ ПЕРЕЛИВАНИЕ
— Протяните вперед левую руку. Сделаем на счет 20 круговое переливание – от левой руки к правой. На счет "раз" напряжен только указательный палец левой руки. Дальше постепенно напрягается

ВЕС ВООБРАЖАЕМЫХ ВЕЩЕЙ
Можно и в беспредметном действии приучить себя чувствовать, при каких условиях и насколько должны быть то напряжены, то ослаблены мышцы. Например, вы передаете друг другу двухкилограммовый пакет ил

СТАКАН И РОЯЛЬ
Задание Станиславского: "Поднимание (беспредметно) одного пуда, двадцати фунтов, стакана с водой, рояля". — Сколько мужчин возьмутся поднять рояль? Справитесь вшестером?

БРОСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
— Возьмите воображаемый диск – деревянный круг с металлическим ободом. Вес – два килограмма. Плавно размахнувшись, метните диск. В момент, когда диск отрывается от руки, снимите напряжение.

НОВОСЕЛЬЕ
— Смотрите на пустую площадку и запоминайте: в центре на полу лежит ножками кверху большой обеденный стол. В левом углу – небольшой буфет (решите сами, какой именно), возле которого стоят четыре ст

СЛОЖНАЯ ПЕРЕСТАНОВКА
— Представьте себе, что мы находимся с вами в комнате, тесно заставленной мебелью. Смотрите – здесь два книжных шкафа, между ними пианино, окна, дверь, вот диван, второй диван, два кресла, книжная

ТЯЖЕЛАЯ РАБОТА
— Перевесьте воображаемую большую картину в тяжелой раме с этой стены на ту. Новых гвоздей нет, выдерните из стены старые и выпрямите их. Возьмите для этого воображаемые молотки и клещи… А что на к

ОПРАВДАНИЕ ЖЕСТА
— Протяните вперед руку ладонью вниз. Слегка согните руку в локтевом суставе. Растопырьте напряженные пальцы. Мизинец пусть смотрит вниз, большой палец – вверх… Странный жест? Найдите ему оправдани

ПРЕРВАННОЕ ДВИЖЕНИЕ
— Следите за моими руками и повторяйте все движения… Стоп! Задержите руки в этом положении. Оправдайте жест. — Старайтесь находить оправдания жесту не извне, а изнутри. Не надо смотреть на

ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Один из учеников – ведущий. — Следите за руками ведущего и повторяйте его движения. Условимся об одном запрещенном для вас движении – вниз. Как только руки ведущего пойдут вниз, ваши должн

ЯПОНСКИЙ ПРИЕМ СО СТУЛОМ
Так названо это упражнение в работах Станиславского. Ученики сидят и по сигналу педагога или ведущего резко изменяют положение своего тела на стуле – как бы кидают тело в неожиданную для себя позу.

СЛУЧАЙНАЯ ПОЗА
Чувство внутреннего мускульного контроля формируется как одна из составных частей физического чувства правды. — Встаньте и примите, не раздумывая, первую попавшуюся позу. Замрите в этой по

БУРАТИНО
Назовем так упражнение, в котором Станиславский занимался, как он говорил, "радиусами движений". Оно поможет формированию внутреннего мускульного контролера: "Приклеиться&qu

ОПРАВДАНИЕ ПОЗ В ДВИЖЕНИИ
Ученики ходят по кругу. Сигнал – хлопок в ладоши или удар по столу – обязывает их остановиться, бросить тело в неожиданную для себя позу и оправдать ее. Для каждой позы нужно найти несколько оправд

ПАМЯТЬ ДВИЖЕНИЙ
— Следите за движениями моих рук и запоминайте: первое – медленно и осторожно вытягиваю ладони вверх, как если бы на них стояла широкая ваза, которую мне надо передать человеку, стоящему н

РЕЖИССЕРЫ И АКТЕРЫ
Группа делится пополам и выстраивается в две шеренги. Одна шеренга – "режиссеры", они ставят позу ученикам второй шеренги, "актерам", а те оправдывают поставленную позу и действ

ОПРАВДАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
— Послушайте, что нужно будет сделать. Один быстрый шаг вперед правой ногой. Одновременно вы кидаете вперед правую руку, затем медленно опускаете ее, склоняетесь. Не спеша достаете рукой до земли,

ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ
— Вы давно дали себе твердое слово: ежедневно заниматься тренингом. Занимаетесь ли? Или ждете специального свободного времени, а его нет и нет? И не будет! Приучите себя использовать любую возможну

БЕСПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Одеваться – Внутренняя пристройка – Снимать пальто – Чтобы одеты были не гнусно! – Заколитесь! – Чиркните спичкой! – Кухня – Повара и поварята! – Конвейер – Это не книга! – Дорога – Коробка с бисер

ОДЕВАТЬСЯ
— Как вы одеваетесь в свободный день, когда не надо торопиться? До того как погрузиться в эти предлагаемые обстоятельства, ученик должен в совершенстве овладеть физическим процессом вообра

ВНУТРЕННЯЯ ПРИСТРОЙКА
Проверим тот же процесс одевания с несколько иной стороны. — Выполните одно и то же простое физическое действие – "я одеваюсь" – несколько раз подряд, но каждый раз с другой внут

СНИМАТЬ ПАЛЬТО
Задание Станиславского на это простейшее действие: Снимаю пальто: только что лишился места. Снимаю пальто в передней моего начальника. Снимаю пальто, ищу, куда бы его пов

КОНВЕЙЕР
Ученики сидят в круге. Педагог называет какой-нибудь воображаемый предмет. Например: — У вас котенок! Нужно передавать воображаемого котенка по кругу так, как если бы он был живым

КОРОБКА С БИСЕРОМ
— Представьте себе, что на коленях у вас – коробка с бисером. В ней разные отделения – красный бисер, голубой, желтый и белый. Опишите, как выглядит эта коробка, откройте ее, посмотрите, где какие

ПОДГОТОВКА СТОЛА
Это – индивидуальное упражнение на тренировку памяти всех органов чувств в беспредметных действиях. — Подготовьте стол к приходу гостей. Решите сначала, по какому случаю собираются гости,

БЕЛАЯ РУБАШКА
"Мое отношение к предмету меняется в зависимости от обстоятельств, в которые я ставлю себя и этот предмет. Действия, отсюда вытекающие". Это – конспективная запись Станиславского

ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ
Задания перед зеркалом следующие: придумываю грим для роли; прихорашиваюсь, чтобы идти куда-нибудь; гадаю с зеркалом: смотрю в него, в нем должно отразиться то, что меня

ГАММЫ ДЛЯ АКТЕРОВ
Упражнения с несуществующими предметами Станиславский называл "основными гаммами для актеров" и прибавлял: "Тот, кто выполняет маленькие физические действия, тот знает уже половину с

ВИДЯЩИЕ ПАЛЬЦЫ
Начнем с обязательных восприятий. — Закройте глаза. Проведите подушечками пальцев по ткани ваших брюк, рубашки, блузки. Слегка, чуть-чуть, едва касаясь, – водите подушечками. Сделайте то ж

БЕРУ ВЕЩЬ
— Какую вещь возьмете?.. Часы, авторучку, стакан, пепельницу?.. Итак, "Беру вещь: почувствовать ее форму, вес, сопротивление, почувствовать сжимани

ПАМЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
— Познакомьтесь с помощью осязания вот с этим графином. Действуйте двумя руками, пусть пальцы запомнят его фактуру, его форму. Отвернитесь или закройте глаза. Не упустите ни одного ощущения, запоми

КАССИР И ПОКУПАТЕЛЬ
Для этого упражнения ученикам потребуются настоящие монеты: достоинством в 1, 5, 10, 50 копеек и в 1, 2 и 5 рублей. Ученики делятся на пары. Один – кассир, другой – покупатель. —

КОНТРОЛЕР
Цель этого группового упражнения – создание внутреннего контролера, проверяющего предметы осязанием. И само упражнение контрольное, оно выявляет степень натренированности осязательных восприятий. О

ПАЛОЧКА-УЗНАВАЛОЧКА
Незрячие люди так называют свою верную помощницу, трость. Она для них – как бы продолжение "видящей" руки. Словно бы она сама приобрела зрительные способности и передает телу человека, ег

СЛУШАТЬ-СМОТРЕТЬ-ВСПОМИНАТЬ-ОСЯЗАТЬ
Это – и групповое, и индивидуальное упражнение на переключение внимания и памяти. Оно хорошо настраивает инструмент актера, и потому полезно проводить его в начале занятия как разминку. По

ВОЛШЕБНЫЙ ТАЗИК
Присоединим к известным нам видам памяти восприятий еще два: память обонятельных и память вкусовых восприятий. Ученики – в полукруге. — А что, если бы на полу перед вами стоял тазик? Он во

ВОЛШЕБНЫЙ ТАЗИК ПАРТНЕРА
Продолжаем заниматься волшебным тазиком: — Наполните свой тазик чем хотите, но не говорите соседям, что в нем. Рассчитайтесь на первый-второй. Задание каждой паре – догадаться, что в тазик

СТАКАН ЧАЯ
— Возьмите воображаемый стакан с горячим чаем. Какие виды вашей памяти, какие воспоминания, какие действия могут помочь вам поверить, что вы действительно держите в руке стакан чая? Вот ка

ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН
— Запахи каких цветов вы можете вспомнить? Переберите в памяти – гвоздика, кашка, василек, ромашка, лютик, мак, левкой, маргаритка, ирис, пион, нарцисс, хризантема, цикламен, гортензия, тюльпан, си

ВОЛШЕБНЫЙ ГРАФИН
Для этого упражнения нужен воображаемый графин с водой и стаканы. — Пусть каждый нальет себе из стакана воды. Она волшебная. Попробуем ее на вкус. Первый небольшой глоток – какао. Вспомнит

НАСТРОЕНИЕ
— В жизни на протяжении одного дня мы бываем по-разному настроены. Из чего складываются настроения человека, что их вызывает? А вот что: окружающая нас действительность и события

ФИЗИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ
Упражнение тренирует память кожных и внутренностных ощущений, которые тоже определяют физическое самочувствие человека. — Вспомните, как у вас болел зуб, как вы мучались и наконец, не выде

ПАМЯТЬ ПЯТИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ
— Ну вот, мы с вами и познакомились с разными ощущениями, которыми дарят нас органы чувств и наша память: со зрительными ощущениями и с внутренними видениями, хранящими зрительную память;

УСЛОВИЯ УРОКА
В начале урока или посреди его установим условия физического самочувствия: — Как только услышите стук ладонью по столу, продолжая свои действия, измените самочувствие: все происходит зимой

ГРАДАЦИИ ТЕМПОРИТМОВ
Глава о темпоритмах во второй части книги "Работа актера над собой" Станиславского содержит много тренировочных упражнений. Опубликованы и его черновые заметки с конспектами упражнений на

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ТЕМПОРИТМОВ
Тренируя переключения из одного темпоритма в другой, воспользуемся любым упражнением на действие с воображаемыми предметами. — Вы – дома. Сидите за столом и пишете письмо. Нормальное физич

КОРОБКА СКОРОСТЕЙ
— Велико ли расстояние до той стены? Дело здесь не в количестве метров и сантиметров. И не в количестве шагов, хотя разговор начнется с них: — Как вы думаете, сколько шагов вам по

СЛОЖЕНИЕ ТЕМПОРИТМОВ
Упражнения на сложение темпоритмов могут проводиться в такой, например, последовательности: Ученик действует с воображаемыми предметами (причесывается, пришивает пуговицу, одевается и пр.)

ЛЮДИ И ТЕМПОРИТМЫ
Условная градация темпоритмов может стать более ощутимой, если в учебном разделе "Наблюдения" студент попытается соотнести характеры наблюдаемого человека с присущим ему обычным темпоритм

ДЕЙСТВИЕ В ДВУХ ТЕМПОРИТМАХ
— Придумайте действие с воображаемыми предметами в темпоритме № 3, а мысленное действие в темпоритме № 7. Внешне спокойное действие с воображаемым предметом должно сочетаться с напряженным мысленны

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ТЕМПОРИТМАМИ
Индивидуальные упражнения: — Иногда в театре или в кинофильме вы видите сцену, в которой одновременно действует много людей, так называемую массовку. Бывает, что предлагае

ОПРАВДАНИЕ ДВИЖЕНИЙ В ТЕМПОРИТМАХ
Любое упражнение на оправдание движений можно осложнить заданием определенного темпоритма. — Сначала выслушайте задание и проделайте его только мысленно. Первое: вы делаете несколько шагов

ОБЩЕНИЕ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ПАРТНЕРОВ
Подарок – Лови кастрюлю! – Качели – Тень – Сиамские близнецы – Зеркало – Клубок ниток – Парное оправдание поз – Перехват – Двойной перехват – Парное действие – Пилим дрова – Насосы – Лодка – Перетя

ПОДАРОК
Упражнение соединяет тренировку взаимодействия партнеров с памятью восприятий. — У вас в руке яблоко. Большое, спелое, душистое. Рассмотрите его, какое оно аппетитное! Вспомните его вес (п

СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ
Это забавное упражнение тоже тренирует навык взаимосвязи и взаимозависимости партнеров в едином действии. — Выберите партнера. Представьте себе, что вы и ваш партнер – одно целое, что вы,

ЗЕРКАЛО
— Станьте парами друг против друга. Решите, кто из вас Человек, а кто Зеркало. Пусть Человек делает то, что обыкновенно делает перед зеркалом: причесывается, бреется, "наводит косметику",

КЛУБОК НИТОК
— Разделитесь на пары и сядьте лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. У одного из вас – воображаемое веретено толстых шерстяных ниток. Отмотайте немного и, не выпуская из рук конца нитк

ПАРНОЕ ОПРАВДАНИЕ ПОЗ
— Станьте по двое. По моему сигналу бросьте себя в неожиданную позу. Проверяя ее мускульным контролером, оправдывая ее, постарайтесь угадать намерения партнера, пристройтесь к нему, включите свою п

ПЕРЕХВАТ
Тренируя сцепку между партнерами в их взаимодействии, вызовем на площадку двух учеников. Пусть первый начинает действовать с воображаемыми предметами, не рассказывая ни нам, ни партнеру, что он так

ПАРНОЕ ДЕЙСТВИЕ
— В этом углу комнаты лежат воображаемые бревна.. Вдвоем с партнером перенесите бревно к другой стене. Через час придут рабочие крепить стойки для ремонта потолка. — Не верю, что вы несете

ПИЛИМ ДРОВА
— Неожиданно? Привыкли к паровому отоплению? А если бы – Сибирь, тайга, холодная избушка… Кто вы? Ах, изыскатели алмазов? Пожалуйста! Но сейчас нужно просто согреться, печурку затопить. Беритесь по

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА
— Станьте на расстоянии пяти шагов от партнера, возьмите в руки воображаемый канат и постарайтесь перетянуть партнера, сдвинуть его с места… — Будьте предельно внимательны к партнеру. Улав

ОЗВУЧЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Физическое ощущение взаимосвязи и взаимодействия с партнером можно еще раз почувствовать (и понять) в таких упражнениях, когда один из партнеров занимается беспредметным действием, а другой – его &

ЛУЧЕИСПУСКАНИЕ И ЛУЧЕВОСПРИЯТИЕ
"Первое упражнение заключается в том, чтоб с помощью манков вызвать в себе какую-либо эмоцию (чувство) и передавать ее другому лицу. При этом прислушивайтесь к своему физическому ощущению луче

ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОБЩЕНИЯ
"Второе упражнение: постарайтесь вызвать в себе одно физическое ощущение лучеиспускания или лучевосприятия, без эмоционального переживания. Необходимо большое внимание при этой работе. Иначе м

ЧЕРЕЗ ОКНО
Вы видели, конечно, как разговаривают сквозь через окно, а может быть, и вам приходилось это делать. Помните, как нужно напрягать голос и тратить массу усилий, чтобы собеседник понял вас?.. Станьте

ИЗОБРЕТАТЕЛИ
Упражнение может быть успешно выполнено при хорошо оттренированном навыке действования с воображаемыми предметами. Оно тренирует тесную сцепку между партнерами в их взаимодействии. — Выбер

ПРИСТРОЙКА
— Поупражняемся в пристройке, которая при общении партнеров предшествует началу разговора. — Сад. Две скамейки. Вы незнакомы и хотите познакомиться. Что вы будете делать? Постарайтесь соор

ДВОЕ НА СКАМЕЙКЕ
Многие так называемые этюды на органическое молчание могут быть использованы как упражнения на рождение живого слова. — Скамейка в парке, назначенное место встречи. Сидит юноша (или девушк

ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПАРТНЕРУ
Три этапа отношения: оно должно родиться; оно проявляется; оно изменяется – по конкретной причине. Пример заданий двум партнерам. Первому: — Товарищ про

СЛОВЕСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Подготовленные упражнениями на рождение слова и упражнениями на взаимодействие партнеров, ученики могут перейти к освоению словесного взаимодействия. На занятиях сценической речи это умение будет т

В ЭФИРЕ
Тема упражнения – разговор как словесное взаимодействие. – Весь мировой эфир забит звуками бесчисленных радиостанций. Но в этом кажущемся хаосе есть определенный порядок: если настроиться на опреде

РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ
— Позвоните приятелю по воображаемому телефону! До того как ученик приступит к разговору, нужно добиться, чтобы он верно обращался с воображаемым аппаратом, точно набирал определенный номе

ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПУНКТ
Если разговор по телефону не получается убедительным, возможно, это оттого, что ученик не в силах сразу справиться со многим – и с активностью внутренней жизни, и с видением партнера, и с полной св

МИМИКА. ЖЕСТ. ИНТОНАЦИЯ
Лица людей, их глаза… Ну вот хотя бы эти глаза старика в автобусе, чуть настороженные и в то же время вялые, покорные, так много повидавшие в жизни. Как он прожил ее, жизнь, к чему пришел? Какая мы

Часть II. ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
1. "В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО" Двадцать первого июля 1938 года, незадолго до смерти Станиславского, к нему в Леонтьевский переулок принесли верстку книги "Работа

РАССУЖДЕНИЯ ФРАНЦИСКА ЛАНГА И ФРАНСУА ДЕЛЬ САРТЕ
Истории творческого тренинга столько же лет, сколько и истории театра. Иначе и быть не может: живет театр, и актеры его каким-то образом совершенствуют свое мастерство. Каким же? Это – нераскрытые

ЙОГА, Т.РИБО, ТРАДИЦИИ РУССКОГО РЕАЛИЗМА
Толчком к созданию некоторых упражнений послужила йога, древнеиндийская философская система, интерес к которой был особенно сильным в те годы. Понятно, чем йога привлекла Станиславского и его учени

МИХАИЛ ЧЕХОВ И ЕВГЕНИЙ ВАХТАНГОВ О ТРЕНИНГЕ
Первая публикация о тренинге Станиславского, насколько нам известно, датируется 1919 годом. Издававшийся тогда Пролеткультом журнал "Горн" поместил две статьи М. Чехова о системе. В стать

ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
А теперь перенесемся из XX века в век XV, в великую эпоху Возрождения, эпоху утверждения человеческой личности, в эпоху, которая, по выражению Ф. Энгельса, нуждалась в титанах и породила титанов по

ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА
Как развивать актерские умения, не определив объективных природных задатков ученика и характера частных особенностей его чувствований? Положиться на то, что в ходе обучения мы на глазок все определ

ТРЕНИНГ В ПРОГРАММАХ АКТЕРСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Достаточно было бы ограничиться констатацией того прискорбного факта, что в программах актерского обучения, просто-напросто не существует тренинга. Однако не мешает взглянуть на эти программы, чтоб

ДЕЙСТВОВАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОЕ И ЖИЗНЕННОЕ
Жизнь человеческого духа роли – реальное бытие образа. Поэтому в искусстве переживания реальность, заключенная в роли, – это тоже жизнь, постоянно движущаяся и изменяющаяся. Именно поэтому Станисла

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДЕЙСТВИЯ
Теперь рассмотрим сценическое и жизненное действия с позиций психофизиологии. Органы чувств – первые разведчики человека в его взаимодействии с окружающей средой. Ощущения и восприятия даю

РАЗНЫЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ. СЕНСИТИВНОСТЬ
Теперь углубимся в дебри и пучины психофизиологии. Жизнедеятельность человека основана на постоянном образовании условных рефлексов и постоянном проявлении условных рефлексов как временных

ДЕЙСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ЖИЗНИ РОЛИ
Сделаем небольшое отступление и поговорим о методе физических действий и об особенностях тренинга, обусловленных этим методом. Сущность метода раскрыта в известных работах М. О. Кнебель, в

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
Наблюдая за ребенком в возрасте от шести месяцев до полутора лет, можно увидеть, как формируется его психика, как образующиеся рефлексы делают его поведение все более осмысленным, потому что именно

ВДОХНОВЕНИЕ. КОНКРЕТНОСТЬ ВИДЕНИЙ
Накатанность динамических внутренних видений в их логике и последовательности, поддержанная непрерывной и тоже накатанной кинестезией, неминуемо создает условия для пригашения деятельности второй с

ЛУЧЕИСПУСКАНИЕ И ЛУЧЕВОСПРИЯТИЕ
Когда пишут о трудах Станиславского, то либо обходят молчанием места, связанные с понятиями "лучеиспускание" и "лучевосприятие", либо ограничиваются указаниями, что терминология

СЕНСИТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ОДАРЕННОСТЬ
Все живое в мире живет, развивается, усложняется и совершенствуется, испытывая непрерывное воздействие окружающей среды и непрерывно с ней взаимодействуя. Подчиняясь этому основному услови

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги