Мы уже имели дело с реальным кругом восприятий – с нашей учебной комнатой. У Станиславского есть еще такие задания:
"Большой круг внимания: Хочу строить театр во дворе студии и рассматриваю – какие строения надо сломать. Надо, чтобы с террасы, которая будет пристроена, был хороший вид. Выбрать, где это сделать. Попробовать нарисовать в воображении, какой вид примет двор при задуманной постройке".
Но вот другое задание – не с реальным, а с воображаемым кругом внимания:
"Попробовать по памяти распланировать театр на дворе своего или знакомого дома, а театральный зал – в чужом доме, и вспомнить при этом, какое украшение в самом низу лампы или люстры, которая висит в этой комнате".
Тренируя переключение кругов, мы ощущали, как расширяется или сужается поле наших реальных восприятий в комнате. Похожие ощущения мы можем испытать и при воображаемых кругах.
Вспомните какой-нибудь хорошо знакомый вам большой двор. Мысленно перепланируйте его под летний театр со сценой с навесом, с рядами скамеек за барьером. Не забудьте оркестровую яму, закулисные помещения, будку кассы…
— Стоп. Переключитесь на средний воображаемый круг – распланируйте небольшой концертный зал с открытой эстрадой в нашем институтском танцевальном зале. Не поместился? Ничего, пусть будет совсем небольшой, домашний зал. Надо прикинуть, у какой стены выгоднее поставить эстраду…
— Стоп. Вернитесь к большому кругу, продолжайте строить театр во дворе с того места, на котором остановились тогда…
— Продолжайте планировать концертный зал.
— Театр!.. Концертный зал!.. Театр!..
— Помните, какая люстра висит в нашем танцевальном зале? Опишите ее… Как решили – оставите ее на прежнем месте или перевесите?