Ученики делятся на четыре группы, каждая из них становится у одной из стен комнаты. Лица учеников каждой группы обращены к стене, и они не видят учеников других групп. Каждая группа получает по листку со стихотворением, и по команде все четыре группы одновременно начинают читать вслух.
— Стоп! Пауза. Еще одну строчку – начали!.. Стоп!.. Всем нужно слышать всё.
Или другой вариант: один ученик, отгадчик, выходит из комнаты. Оставшиеся берут две-три строчки известного всем стихотворения, и каждый ученик получает по одному слову.
Входит отгадчик. По команде педагога все ученики произносят хором – каждый свое слово. Трудно уловить смысл в этой какофонии.
— Какие строчки? Из какого стихотворения?.. Не поняли? Послушайте еще раз.
ПОЗВОНИ МНЕ ПО БАРАБАНУ!
Развивая слуховое внимание, воспользуемся африканским способом передачи звуковых сигналов – барабаном.
Одному вручается барабан, остальные слушают и угадывают смысл передаваемого. Барабанщик не должен быть виден.
— Что он передает? Да, что-то тревожное, но что именно? Вслушайтесь, догадайтесь!..
— И вдруг смысл изменился. Что произошло?..
Это упражнение можно использовать в первоначальном освоении общения:
— Выберите партнера. Одна пара – на площадку, остальным слушать. Разойдитесь подальше друг от друга со стулом – это ваш барабан – и повернитесь спиной к партнеру. Теперь один звонит по барабану, как по телефону, другой слушает. Потом поменяйтесь ролями.
— Как набрать номер? Выстукивать цифры? Нет, ведь на телефоне мы набираем каждую цифру одним движением, изменяются только интервалы между ними…
— Теперь передавайте свои сообщения, задавайте вопросы, а партнер будет отвечать…
— О чем они говорили?
Это неважно, что передавалось одно, а партнеру слышалось совсем другое.
Цель – не в угадывании, а в активизации воображения и в правдоподобности совершаемого.
ДЕЙСТВУЙ СЛОВОМ!
Элементы словесного действия осваиваются не только на уроках сценической речи. Видение, мысленная речь, рождение живой мысли, мысленное действие – все это подготавливает и открытое словесное действие. Ученикам никогда не запрещалось говорить в тех упражнениях, где слова были необходимы.
Существовала единственная просьба: "не уходить в болтовню".
Но о словесном действии мы до сих пор не упоминали, потому что невозможно осваивать сразу все стороны действия, хоть они и неразрывны. Теперь обратимся к словесной стороне действия.
Упражнение-этюд, в котором органически рождается одно живое слово, гораздо полезнее десятка остросюжетных этюдов, выполненных с приблизительным правдоподобием. Перед тем как переходить к разговорным этюдам надо сделать много упражнений на одно-два слова, которым поверят и исполнитель, и зрители. Приведем пример такого упражнения:
— Вы отстали от товарищей и потеряли дорогу в лесу. Вышли на бугор, откуда далёко видно. Глубокая осень, холодно. Темнеет. Что делать, куда идти? Посмотрите, кажется, вдалеке – люди! Или это колышутся дальние кусты? Зовут? Или это ветер? Всмотритесь, вслушайтесь! Когда вам покажется, что это люди, кричите: "Сюда!"
Долгая подготовка к слову – действие в предлагаемых обстоятельствах, вера в их реальность – приведут к рождению живого позыва к крику.
— Вглядываться – значит видеть предполагаемое. Вслушиваться – значит на самом деле слышать предполагаемое.
Хотеть слышать – значит мысленно услышать предполагаемые реальные слова.
В повести Л. Толстого "Крейцерова соната" одна дама любила вести разговор "по привычке многих дам, отвечая не на слова собеседника, а на те слова, которые она думала, что он скажет". Любопытное наблюдение! Как же это так – собеседник говорит, а другой его не слышит? Звуковые-то колебания ведь обязывают слышать? Увы, не обязывают! Между "слушать" и "слышать" обнаруживается различие не только в одну букву…