Программа

Программа – это записанный на одном из алгоритмических языков алгоритм вычислений.

Следует четко представлять, что компьютер сам по себе ничего не «умеет» делать. Все его способности сводятся к выполнению элементарных операций. Но и эти операции он может выполнять лишь только тогда, когда получит соответствующие инструкции на понятном для себя языке. Поэтому для реализации каких–либо вычислений, необходимо составить для компьютера перечень инструкций, который называют программой.

Для написания программ в настоящее время разработаны алгоритмические языки высокого уровня. Они позволяют записывать различные операции, предусмотренные алгоритмом, по определенным правилам, с использованием определенных слов и фраз. Количество их ограничено, слова не имеют синонимов, а фразы имеют только один смысл, определенный языком. Вследствие этого алгоритмические языки лаконичны и имеют объем слов значительно меньший, чем у разговорных языков.

Язык программирования использует понятные человеку слова и фразы (в основном английские). Но он не «понятен» компьютеру. Ведь вся информация, обрабатываемая компьютером, кодируется двоичным или, как еще его называют, машинным кодом. Следовательно, программу, написанную на алгоритмическом языке, необходимо перевести на машинный язык. Эту функцию выполняют специальные программы – компиляторы. В упрощенном виде программа представляет собой описание, «фотографирование» алгоритма средствами алгоритмического языка. Написание ее, в основном, представляет собой больше формальную, чем интеллектуальную работу и не составляет большого труда.

Здесь очень важно понять, что сначала необходимо разработать алгоритм, а затем по нему писать программу. Практика написания программы без алгоритма весьма порочна и даже вредна. Так можно поступать в тех случаях, когда задача не громоздка и проста. Здесь последовательность операций можно держать в памяти человека. Но, если процесс вычислений объемный, с большим количеством ветвлений, то удержать его в голове просто невозможно. Здесь обойтись без алгоритма, как наглядной формы изображения вычислений, нельзя. Поэтому следует с самого начала изучения «Информатики» приучить себя на простых задачах разрабатывать алгоритм, а затем по нему писать программу, а не наоборот.