Формы правления государства

 

Характеристика территории и народа Форма правления государства
Малые и не подвергающиеся нападению народы: Голландия, Швейцария   демократическая республика
Великие и не подвергающиеся нападению народы: Англия Венеция   конституционная монархия аристократическая республика
Великие и подвергающиеся нападению народы: Россия, Франция, Дания, Испания     самодержавие («самовластие»)

Решение вопроса крепостного права. Как историк, В.Н. Татищев считает крепостное право ошибкой Бориса Годунова, который отменил Юрьев день, что привело к полному закре­пощению крестьян.

Он анализирует ситуацию на Западе: там нет крепостного права и это полезно государству.

Татищев приходит к парадоксальному выводу: отменить в России крепостное право будет еще большим злом, чем не от­менить, потому что:

отмена крепостного права не согласуется с системой са­модержавия. Укоренившийся обычай неволи отменять небезо­пасно;

мужик ленив, и если дать ему волю, то он погибнет.

Татищев в работе «Краткие экономические до деревни сле­дующие записки» (1742) приводит перечень из 20 пунктов, в которых содержатся признаки ленивого крестьянина: ранее всего приступает к еде, здоровый по миру ходит и милостыню просит, в доме квасу нет, сверчки и тараканы и т.п.

В этой же работе Татищев предлагает дворянству ввести то­тальный надзор над крестьянами, строгие меры внеэкономи­ческого принуждения.

Татищев внес существенный вклад в отечественную теорию форм правления государства. Татищев — один из первых рус­ских мыслителей, который стал использовать теорию естест­венного права и договорного происхождения государства для объяснения проблем государства и права.

Феофан Прокопович(1681—1736) — русский политический мыслитель и церковный деятель.

Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I: церковная реформа, реформа престолонаследия.

Биография. Родился в Киеве в купеческой семье. Проко­пович рано остался сиротой, его воспитанием и образовани­ем занимался дядя. Учился в Киево-Могилянской духовной коллегии, в иезуитских школах Львова, Кракова, в римском католическом коллегиуме. Вернувшись в Киев, преподавал поэзию, риторику, богословие и философию в Киево-Моги­лянской духовной коллегии, переименованной к тому вре­мени в академию. После посещения Киева Петром I был назначен ректором. В 1716 г. переведен в столицу, а в 1718-м рукоположен в сан епископа Псковского, резиденция кото­рого находилась в Санкт-Петербурге. Сподвижник Петра I. С 1721 по 1736 г. — вице-президент Синода.

Логическое основание политико-правовых взглядов. Сочета­ние теологии и теории естественного права (Гроций, Гоббс).

Основные работы: «Правда воли монаршей»; «Слово о влас­ти и чести царской».

Содержание политико-правового учения. Соотношение духов­ной и светской власти. Прокопович отрицал идею превосходс­тва духовной власти над светской и идею неподчинения ду­ховенства и монашества, считая, что эта идея есть: «Жало се змиино, папежский се дух».

Прокопович полагал, что в государстве есть разные «чины», каждый из которых занят полезным для общества делом. Свя­щенство — это «чин есть в народе, а не иное государство», по­этому оно подчинено государству так же, как и все остальные.

Прокопович был сторонником реформы православной цер­кви, суть которой сводилась к упразднению патриаршества и подчинению православной церкви царю с помощью учрежде­ния Духовной коллегии, а затем Синода. Прокопович обосно­вывал эту реформу ссылками на историю (римские и визан­тийские императоры имели и светскую, и духовную власть), а также ссылками на преимущество не единоличного, а коллеги­ального управления («известнее взыскуется истина соборным правлением, нежели единым лицом»).

Происхождение государства. Прокопович впервые в России обратился к теории договорного происхождения государства. Следуя положениям школы естественного права, Прокопович различал:

– состояние первоначальной природной вольности людей, которое ему представлялось как «черное да безмерное беззако­ний море»;

– государственное состояние. В государственное состо­яние, которое обеспечивает людям мир и общее благо, люди перешли «не без смотрения Божия», заключив соглашение об отказе от всех своих прав в пользу суверена: «Ты владеешь нами к общей пользе нашей».

Ссылка Прокоповича на волю Божию в рассуждениях о до­говорном происхождении государства принципиально отли­чает его теорию от западных теорий общественного договора (Гроций, Гоббс, Локк и др.).

Формы правления государства. Прокопович считал, что фор­мы правления государства зависят не только от народного со­глашения и воли Бога, но и от размера территории государства. Он полагал, что республики могут быть «разве в малом народе» и на небольшой территории.

Прокопович отрицательно относился к республике как форме правления государства. Демократические республики не могут существовать без частых смут, а аристократические республики потрясают разногласия между правящими. Поэто­му лучшей формой правления государства Прокоповичу пред­ставлялась монархия.

Ф. Прокопович различал два вида монархий: наследствен­ную и выборную. Каждая из этих форм имеет достоинства и недостатки.

Выборная монархия плоха тем, что во время выборов нового монарха могут возникнуть смуты. Однако именно такая форма монархии позволяет сохранить монархическую форму правле­ния, если правящая династия прерывается.

Недостаток наследственной монархии Прокопович видел в том, что наследник по закону может оказаться недостойным престола, т.е. «негодным», «неискусным», «ленивым». Преодо­леть этот недостаток можно, если монарх назначит завещани­ем достойного наследника. В обоснование этого положения Прокопович ссылался на институты частного права: «Как отец может лишить сына наследства, так и государь — престола». Прокопович ссылался на Ивана III,который заявлял: «Кому захочу, тому и отдам княжение».

Лучшей формой правления для Прокоповича была наслед­ственная монархия. Он написал специальную работу, чтобы оправдать принятый Петром I в 1722 г. указ, вкотором за импе­ратором признавалось право назначать наследника престола. Эта работа носила название: «Правда воли монаршей во опре­делении наследника державы своей».

Политические взгляды Феофана Прокоповича позволяют судить о соотношении государства и православной церкви в России во времена Петра I. В.М. Ключевский оценил работу Прокоповича «Правда воли монаршей» как «краткую энцик­лопедию государственного права».

Политико-правовое учение Иеремии Бентама

Иеремия Бентам(1748—1832)— английский философ и правовед.

Эпоха. В середине XIX в. господствующим в западном об­ществе мировоззрением становится либерализм. Либералы считали, что свободная деятельность индивидов при невме­шательстве в нее государства способна привести к социальной гармонии.

Биография. Родился 15 февраля 1748 г. в семье лондонского адвоката. Уже в раннем возрасте обнаружил тягу к чтению (начал заниматься латынью, будучи четырехлетним ребенком). Поступив в 13-летнем возрасте в Оксфордский университет, он уже через два года получил диплом бакалавра права, а в 18 лет стал магистром. По окончании университета посвятил себя научной деятельности. Первая написанная Бентамом книга увидела свет в 1776 г. («A Fragment on Government»). В 1785 г. Бентам приехал в Россию, где написал свою первую работу по экономике в форме писем. Умер 6 июня 1832 г. Умирая, Бентам завещал свое тело науке; его тело было вскрыто в присутствии друзей; голова была мумифицирована; реконструированный скелет и восковая маска были облачены в его собственную одежду и помещены в вертикальный футляр со стеклянной лицевой крышкой; и то и другое хранится нынче в колледже Лондонского университета.

Логическое основание политико-правового учения. Бентам — теоретик утилитаризма. Он предложил «арифметику удоволь­ствий»: из суммы удовольствия человеческий разум должен вычесть сумму неудовольствия и страданий, т.е. вычислить меру человеческого счастья.

Основные работы: «Фрагмент о государственном правле­нии», «Введение в основания нравственности и законодательства», «Конституционный кодекс», «План всеобщего и вечного мира», «Анархические софизмы, являющиеся исследованием Декларации прав, изданной во времена Французской револю­ции».

Содержание политико-правового учения. Свобода индивида и государство. Бентам — представитель доктрины либерализма, поэтому в центре его внимания находится проблема обеспече­ния свободы индивидов от какого-либо произвола со стороны государства. Однако свободу индивидов Бентам обосновывает, обращаясь не к положениям школы естественного права, а к разработанной им самим доктрине утилитаризма.

В своих ранних произведениях Бентам критиковал теорию естественного права, которая легла в основу французской Де­кларации прав человека и гражданина (1789). В работе «Анар­хические софизмы, являющиеся исследованием Декларации прав, изданной во времена Французской революции» (1795), Бентам отрицает реальность естественных и неотчуждаемых прав человека, — прав, предшествующих государству и зако­нодательству, создаваемому государством. Эти права он на­зывает «анархическими софизмами», а всеобщее признание такого рода прав должно будет привести к обоснованию допус­тимости сопротивления государственной власти. Естественное и неотчуждаемое право человека, противопоставленное закону государства, является для Бентама «величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства».

Однако Бентам признает существование прав человека, но только тех, которые можно обосновать принципом полезнос­ти, четко определить и сформулировать в тексте закона.

Бентам исходил из убеждения, что каждый человек стре­мится к наибольшему счастью, а государство не должно мешать этим универсальным стремлениям: «Забота о доставлении себе наслаждений должна быть почти всецело предоставлена само­му индивидууму; главное же назначение правительства должно состоять в ограждении индивидуума от страданий».

Государство способно оградить индивидов от страданий, законодательно закрепив за ними фундаментальные права и гарантируя их соблюдение: «Таковы права личной безопаснос­ти, чести, собственности, право на получение помощи в случае нужды». Только таким образом, считал Бентам, правительство может выполнить свое предназначение: «Наибольшее счастье возможно большего числа членов общества — вот единствен­ная цель, которую должно иметь правительство».

Законодатель должен посредством сочетания наказаний и поощрений направлять поведение человека к достижению собственной пользы. Тем самым в обществе достигалось бы «на­ибольшее счастье наибольшего количества людей».

Пределы законодательного регулирования. Бентам считал, что право частной собственности — одно из фундаментальных прав индивида, а сама частная собственность — благо для всего общества. Законодатель должен избегать неправомерного по­сягательства на частную собственность, стремясь установить имущественное равенство. Такие действия законодателя могут привести к нарушению другого фундаментального права инди­вида — безопасности. Бентам исходил из того, что «неравенс­тво есть естественное условие человеческой жизни. Абсолют­ное равенство есть абсолютная невозможность».

Однако он допускал законодательное ограничение свободы завещаний и антимонопольное законодательство как способы достижения более равномерного распределения собственнос­ти в обществе.

Бентам считал, что законодатель не должен посягать на та­кой принцип гражданского права, как свобода договоров: «Да будет общим правилом, что свобода в договорах должна быть неограниченна».

Закон как форма права. Вслед за Т. Гоббсом Бентам считал, что право — это всегда выражение воли государства. Поэтому формой права для Бентама является закон: «Следовательно, под правом вообще мы понимаем все законы, которые сущес­твуют, либо какой-то один закон, либо несколько законов, как кому будет угодно».

Бентам предложил следующее определение закона: «Закон можно определить как собрание знаков, выражающих воление, установленное или санкционированное сувереном в государс­тве относительно желаемого в определенной ситуации пове­дения лица или группы лиц, подчиненных (или считающихся подчиненными) его власти».

Критика прецедентного права. Признавая в качестве совер­шенной формы права только закон, Бентам критиковал сис­тему прецедентного права Англии. Недостаток прецедентного права заключается в том, что оно создается без какого-либо участия народа и народу неизвестно. Это право Бентам назы­вал «собачьим правом», сравнивая судей с хозяевами собак: «Когда ваша собака делает что-либо, от чего вы хотите ее оту­чить, вы ждете, пока она это сделает, а затем бьете ее за это. Та­ким способом вы создаете законы для своей собаки, и таким же способом судьи создают право для нас. Они не скажут человеку заранее, чего он не должен делать, они не позволят, чтобы ему об этом было сказано, они лгут, пока он не сделает чего-либо, что, по их словам, он не должен был делать, а затем повесят его за это. Каким же образом тогда каждый человек может познать это собачье право?». Бентам выступал сторонником кодифика­ции права, видя в ней средство преодоления недостатков сис­темы прецедентного права.

Идеальная форма правления государства. Вначале он вы­ступал сторонником конституционной монархии. Бентам об­ращался к европейским монархам с предложением провести реформу права, в основе которой лежали бы принципы ути­литаризма. Однако его предложения не получили у них под­держки. Затем он стал отдавать предпочтение республике как форме правления, способной достигнуть «наибольшего счас­тья наибольшего числа лиц».

В республике учредительная власть должна принадлежать народу и состоит прежде всего в праве народа избирать депу­татов парламента на основе всеобщего, равного и тайного го­лосования.

Законодательная власть должна принадлежать парламен­ту — однопалатному органу. Депутаты парламента несут ответс­твенность перед своими избирателями, которые наделяются правом отзыва депутатов и правом возбуждения в отношении них уголовных дел.

Исполнительная власть принадлежит должностным лицам, часто сменяемым и ответственным перед парламентом.

Политико-правовые взгляды И. Бентама оказали большое влияние на западную политико-правовую мысль и юридичес­кую практику. Его идеи легли в основу ряда реформ права в Англии. Правовые взгляды Бентама повлияли на становление школы юридического позитивизма в Англии (Дж. Остин), они были знакомы также М.М. Сперанскому и декабристам.