Макиавелли Николо

 

Форма правления в государстве (круговорот шести форм правления; наилучшая форма правления - смешанная)

Я замечу, как все, писавшие о республиках, что есть три рода правительств, а именно: Монархия, Ари­стократия и Народное Правление: из этих трех видов правления должны какое-нибудь выбрать те, кому приходится устраивать правление в городе, давая предпочтение правлению, которое покажется для них удоб­нее. Иные, и притом, по мнению многих, более муд­рых, думают, будто видов правления шесть, из коих три, дурны во все отношениях, а три другие сами по себе хороши, но так как их трудно поддерживать, то и они также становятся пагубны. Хороши три, уже названные нами; три других вытекают из них и дурны; и каждый из них так похож на соответствующий ему хороший, что они легко переходят один в другой: Мо­нархия легко обращается в тиранию; Аристократия часто переходит в правление небольшого меньшинства (олигархия);

Народное Правление без труда превраща­ется в совершенную распущенность. Таким образом, законодатель, учреждающий в городе одно из этих трех правлений, водворяет его ненадолго, потому что у него нет средства предупредить переход из хорошего в дурное, так как здесь добро и зло слишком близки друг к другу.

Эти разные виды правления развились между людьми случайно, ибо в начале мира, когда жители были малочисленны, они жили рассеянно, подобно животным; впоследствии, когда поколение их размно­жилось, они соединились и, чтобы лучше защищаться избрали из своей среды самого сильного и самого храброго, сделали его своим начальником и стали повиноваться ему. Отсюда возникло познание разницы между полезным и добрым, вредным и подлым, потому что в людях стало возбуждаться негодование и состра­дание при виде человека, наносящего вред своему благодетелю; они стали порицать неблагодарных и уважать чувствительных к благодеянию и, видя, что им самим может нанесена пробная же обида, реши­лись во избежание такого зла установить законы уч­редить наказания для их нарушителей, отсюда явилось понятие справедливости и правосудия. Вследствие этого понятия, когда приходилось избирать начальни­ка, люди стали отдавать предпочтение уже не самому храброму, а самому мудрому и справедливому. Но так как впоследствии вожди сделались наследственными, а не избираемыми, то тотчас же начали вырождаться; покинув добродетели своих предков, они стали думать, что дело государя только затмевать прочих пышностью, сладострастием и другими подобными качествами. Таким образом, государи сделались ненавистны и по­тому трусливы, а от страха перешли к угнетению, и возникла тирания. Отсюда явились падение государей, замыслы и заговоры против них, устраиваемые не трусами и малодушными, а теми, которые великодуши­ем, благородством, богатством и знатностью возвыша­лись над прочими и не могли переносить преступного существования этих государей. Руководимая ими тол­па вооружалась против государя и, убив его, подчиня­лась своим вождям как избавителям. Последние, нена­видя имя монарха, учреждали из себя правительство и вначале, помня пример прошлой тирании, управляли сообразно постановленным ими законам, подчиняя свои выгоды общей пользе и с равным старанием занима­ясь общественными и своими частными делами. Но, наконец, правление переходило к их сыновьям, не знавшим превратностей судьбы, не испытавшим не­счастий и не ставшим довольствоваться гражданским равенством; предавшись алчности, похищению чужих жен, они обращали аристократическое право в Олигархию, попирая права граждан; таким образом, в ско­ром времени постигала участь тирана; наскучив их правлением, толпа обращалась в орудие всякого, кто предлагал ей избавить ее от этих правителей; и вскоре являлся человек, который при помощи толпы низвер­гал их. Но память государству и испытанных от него обид была еще свежа; поэтому, разрушив владычество олигархов и не желая восстанавливать монархию, люди вводили у себя правление, учредив у себя такой порядок, чтобы ни аристократы,

ни монарх не имели и в нем никакой власти. Так как всякий государствен­ный человек пользуется вначале уважением, то народ­ное правление могло некоторое время существовать, впрочем, недолго, пока не угасло основавшее его прав­ление; затем быстро водворялась полная распущен­ность, где ни частные, ни общественные люди де вну­шали никому никакого почтения, так что всякий жил по-своему и все наносили друг другу тысячи обид. Тогда, побуждаемые необходимостью или советом какого-нибудь умного человека, люди во избежание та­кого беспорядка опять обращались к монархии и от нее снова постепенно возвращались к распущенности тем же путем и по тем же причинам.

Таков крут, в котором вращались и вращаются правления всех республик, однако они редко возвра­щаются к тому, из чего вышли, потому что в них редко сохраняется только жизненной силы, чтобы пройти, не погибнув, несколько раз этот крут. Обыкновенно бы­вает, что среди этих переворотов республика, лишен­ная силы и руководства, делается добычей соседнего государства, которое управляется лучше, чем она. Но, предположив, что этого не случится, она должна будет вращаться в этом круге бесконечное время.

Итак, я говорю, что все эти виды правления пред­ставляют неудобства первые три потому, что не мо­гут долго существовать, а три остальные потому, что сами по себе дурны. Мудрые, законодатели, зная эти недостатки, избегали следовать исключительно какому бы то ни было из этих порядков, предпочитая смешан­ный, который казался им прочнее и крепче, потому что, существуя вместе, Монархия, Аристократия и Демокра­тия могли бы удобнее наблюдать друг за другом.