Руссо Жан-Жак

 

Государственная власть (против разделения власти с точки зрения народного суверенитета; разграничение функций государственных органов вместо разделения власти)

Всякое свободное действие имеет две причины, которые сообща его производят: одна из них — мораль­ная, именно: воля, определяющая акт, другая — физи­ческая, именно: сила, его исполняющая. Когда я иду по направлению к какому-нибудь предмету, то нужно, во-первых, чтобы я хотел туда пойти, во-вторых, чтобы ноги мои меня туда доставили. Пусть паралитик захочет бежать, пусть не захочет того человек проворный — оба они останутся на месте. У Политического организма — те же движители; в нем также различают силу и волю: эту последнюю под названием законодательной влас­ти, первую — под названием власти исполнительной. Ничто в нем не делается или не должно делаться без их участия.

Мы видели, что законодательная власть принадле­жит народу и может принадлежать только ему. Легко можно увидеть, исходя из принципов, установленных выше, что исполнительная власть, напротив, не может принадлежать всей массе народа как законодательни­це или суверену, так как эта власть выражается лишь в актах частного характера, которые вообще не относятся к области Закона, ни, следовательно, к компетен­ции суверена, все акты которого только и могут быть, что законами.

Сила народа нуждается, следовательно, для себя в таком доверенном лице, которое собирало бы ее и приводило в действие согласно указаниям общей воли, которое служило бы для связи между Государством и сувереном, и некоторым образом осуществляло в об­ществе как коллективной личности то же, что произво­дит в человеке единение души и тела. Вот таков в Го­сударстве смысл Правительства, так неудачно смешиваемого с сувереном, коего оно является лишь служи­телем.

Что же такое Правительство? Посредствующий организм, установленный для сношений между под­данным и сувереном, уполномоченный приводить в исполнение законы и поддерживать свободу как граж­данскую, так и политическую.

Члены этого организма именуются магистратами или королями, т. е. правителями; а весь организм но­сит название государя. Таким образом, совершенно правы те, кто утверждают, что акт, посредством кото­рого народ подчиняет себя правителям, это вовсе не договор. Это безусловно, не более как поручение, дол­жность; исполняя это поручение, они, простые чинов­ники суверена, осуществляют его именем власть, блю­стителями которых он их сделал, власть, которую он может ограничивать, видоизменять и отбирать, когда ему будет угодно; ибо отчуждение такого права несов­местимо с природой Общественного организма и про­тивно цели ассоциации.

Итак, я называю Правительством или верховным управлением осуществление исполнительной власти согласно законам, а государем или магистратом челове­ка или корпус, на которые возложено это управление.

Именно в Правительстве заключены те посредствующие силы, соотношение которых определяет отноше­ние целого к целому, или суверена к Государству. Это последнее можно представить в виде отношения край­них членов непрерывной пропорции, среднее пропор­циональное которой Правительство. Правительство получает от суверена приказания, которые оно отдает народу, и дабы Государство находилось в устойчивом равновесии, нужно, чтобы, по приведении, получилось равенство между одним произведением, или властью Правительства как такового, и другим произведением, или властью граждан, которые являются суверенны­ми, с одной стороны, подданными — с другой.

Когда установлена как следует законодательная власть, требуется установить таким же образом власть исполнительную, ибо эта последняя, действующая лишь посредством актов частного характера, по самой своей сущности отличаясь от первой, естественно от нее отделена. Если бы возможно было, чтобы суверен, рассматриваемый как таковой, обладал исполнитель­ной властью, то право и действия так смешались бы, что уже неизвестно было бы, что Закон, а что — не он, и Политический организм, так извращенный, стал бы вскоре добычею того насилия, противостоять которому он был создан.