Иммануил Кант

 

Политико-территориальное устройство государства (союз государств как способ установления вечного мира)

Международное право должно быть основано на федерализме свободных государств.

Народы в качестве государств можно рассматри­вать как отдельных людей, которые в своем естествен­ном состоянии (т. е. независимости от внешних зако­нов) уже своим совместным существованием нарушают право друг друга, и каждый из них в целях своей личной безопасности может и должен требовать от другого совместного вступления в устройство, подоб­ное гражданскому, где каждому может быть обеспе­чено его право. Это был бы союз народов, который, однако, не должен был бы быть государством народов. Последнее означало бы противоречие, ибо вся­кое государство содержит в себе отношение высшего (законодателя) к низшему (повинующемуся, т. е. наро­ду). Многие народы в государстве (так как здесь мы рассматриваем право народов по отношению друг к другу поскольку они образуют отдельные государства и не должны быть слиты в одно государство) образовали бы только один народ, что противоречит предпо­сылке.

Должен существовать особого рода союз, который можно назвать мирным союзом (foedus pacificum) и который отличался бы от мирного договора (pactum pacis) тем, что последний стремится положить конец лишь одной войне, тогда как первый — всем войнам и навсегда. Этот союз имеет целью не приобретение власти государства, а лишь поддержание и обеспече­ние свободы каждого государства для него самого и в то же время для других союзных государств, причем эти не создает для них необходимости подчиниться (подобно людям в естественном состоянии) публичным законам и их принуждению. Можно показать осу­ществимость (объективную реальность) этой идеи федерации, которая должна охватить постепенно все государства и привести таким путем к вечному миру. Если бы какому-нибудь могучему и просвещенному народу выпало счастье образовать республику (кото­рая по своей природе должна тяготеть к вечному миру), то она явилась бы центром федеративного объедине­ния других государств, которые примкнули бы к ней, чтобы обеспечить таким образом сообразно идее международного права свою свободу, и путем многих та­ких присоединений все шире и шире раздвигались бы границы союза.

В соответствии с разумом в отношениях госу­дарств между собою не может существовать никакого другого пути выйти из беззаконного состояния посто­янной войны, кроме как отречься подобно отдельным людям от своей дикой (беззаконной) свободы, приспо­собиться к публичным принудительным законам и образовать таким путем (безусловно, постоянно расши­ряющееся) государство народов (civitas gentium), кото­рое в конце концов охватило бы все народы Земли. Но, исходя из своего понятия международного права, они решительно не хотят этого, отвергая тем самым in hypothesi то, что верно in thesi. Поэтому не позитивная идея мировой республики, а (чтобы не все было поте­ряно) лишь негативный суррогат союза, устраняюще­го войны, постоянно и непрерывно расширяющегося, может сдержать поток антиправовых; враждебных намерений, сохраняя, однако, постоянную опасность их проявления.