Тема 3. Русская политико-правовая идеология периода возникновения и развития феодализма и образования централизованного государства.

 

Становление политико-правовой идеологии в Древнерусском государстве. Идейные истоки и особенности русской религиозно-политической мысли. Первые политико-нравственные трактаты на Руси: Илларион, Владимир Мономах, Даниил Заточник.

«Слово о Законе и Благодати» - первый русский политический трактат о равноправии народов. Понимание Закона и Истины митрополитом Илларионом. Статус княжеской власти и ее носитель в представлениях Иллариона.

Политическая программа Владимира Мономаха. Общенациональные правовые ценности и человеколюбивые начала христианства в основе доктрины Владимира Мономаха. Проблемы организации и осуществления верховной власти в его работе «Поучение детям». Взаимоотношения светской и духовной власти с точки зрения Владимира Мономаха.

Образ великого князя и проблемы укрепления сильной великокняжеской власти в «Молении Даниила Заточника».

Политическая полемика нестяжателей и иосифлян. Политико-правовые взгляды идеологов доктрины нестяжателей (Нил Сорский, Максим Грек). Реакция православной церкви на появление концепции нестяжательства. Иосиф Волоцкий - основатель стяжательской концепции православия.

Основные направления политико-правовой идеологии в период становления и развития Московского царства. Теория «Москва - третий Рим». Идеализация царской власти для русской земли. Православие как способ, путь возвышения Руси над другими государствами.

Политическая программа И.С. Пересветова. Проблемы организации верховной власти, создание единого законодательства, реализуемого централизованной судебной системой - тема челобитных И.С. Пересветова.

Политические воззрения князя А.М. Курбского. Ограничение царской власти, критика произвола и беззакония, царящего в стране - лейтмотив политико-правовых взглядов А.М. Курбского.