Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности.

 

Далее он поясняет, что он имеет в виду под понятием «динамическая характеристика протекания познавательной деятельности». Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем; углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

 

Вроде одни и те же слова, но за ними разные позиции: одни отрицают существование внимания, другие наоборот признают существование внимания.

Понятно, что из определения ясно видно, что внимание – это характеристика познавательной деятельности, проявляющаяся в таких ее качествах как направленность, сосредоточенность и углубленность.

Такова ситуация с определениями, что такое внимание.

 

Обратимся к рассмотрению основных видов внимания. С этой целью мы познакомимся с двумя известными классификациями. Одна классификация представлена в работах Джемса, и вторая классификация представлена в работах Добрынина.

 

Начнем с классификации Джемса. Он разделяет виды внимания по трем различным основаниям.

Во-первых, внимание бывает произвольным и непроизвольным. Основной критерий различения этих двух видов это наличие или отсутствие усилия воли при совершении акта внимания. При непроизвольном внимании сам объект, в силу его определенных свойств, становится интересным человеку, и поэтому привлекает его внимание. Объект привлекает в силу определенных свойств и удерживает внимание. Конечно же от человека не требуется проявление никаких усилий. При произвольном внимании человеку требуется совершить определенные усилия для направления внимания и удержания его на объекте. Потому что в этом случае объект сам по себе объект не обладает для человека достаточной привлекательностью. Человеку необходимо совершить некие усилия для того, чтобы направить и удержать внимание на объекте. Это феномен произвольного внимания.

 

Во-вторых, внимание может быть непосредственным и опосредованным. Здесь основным критерием различения на эти два вида для Джемса является характер связи объекта с интересами человека. При непосредственном внимании объекты прямо и непосредственно связаны с интересами человека. Например, объектами непосредственного интереса человека являются обычно интенсивные стимулы, или стимулы внезапно возникающие. Кто-то входит, и наше внимание сразу же обращается на внезапно возникший объект. Кроме того, такими объектами являются те, которые связаны с врожденными потребностями человека. Например, если человек голоден, то его внимание будут непосредственно привлекать пищевые объекты. При опосредствованном внимании объекты его привлекающие интересны человеку потому, что они по его прошлому опыту, (например в результате научения, или в результате воспитания), оказались связанными с объектами его непосредственных интересов. Например, есть некие объекты непосредственного интереса, предположим они привлекают по каким-то причинам внимание человека. Скажем, голодного человека привлекают объекты, связанные с удовлетворением этой потребности. А также есть некие объекты, которые тоже привлекают внимание человека. «Почему?» - говорит Джемс. Потому что они по каким-то причинам, в результате научения или воспитания, по прошлому опыту оказались связанными с теми объектами, которые вызывают непосредственный интерес. И получается, что эти объекты в виду их связи с объектами непосредственного интереса тоже будут привлекать внимания.

Пусть мы рассмотрим пример Павловской собаки, когда звук колокольчика начинает привлекать внимание этой собаки, потому что он оказался связанным с неким объектом ее непосредственного интереса, т.е. пищей.

 

В-третьих, внимание подразделяется на чувственное и интеллектуальное. Основной критерий их различения - это объекты внимания. При чувственном внимании его объектами являются объекты внешнего мира. При интеллектуальном внимании это будут объекты внутреннего мира человека.

 

Поскольку эта классификация целостная то ее следует представлять в виде целостной схемы. Поэтому давайте ее изобразим как целостную классификацию. Внимание подразделяется на два вида: непроизвольное внимание и произвольное внимание; критерий здесь – усилия. Непроизвольное внимание может быть двух видов – непосредственное внимание и опосредованное внимание; критерий – характер связи с интересами человека. Произвольное внимание – только опосредованное. Каждый из этих видов в свою очередь можно различить по характеру объектов внимания: чувственное внимание и интеллектуальное внимание.

 

Данная классификация остается известной и в настоящее время.

 

Рассмотрим классификацию Добрынина. С моей точки зрения, эта самая лучшая классификация, которая имеется в данной предметной области, потому что она включает в себя все известные (весь возможный максимум) виды внимания. Другое дело, что у разных авторов они называются по-разному, но это уже вопрос теории, а не феноменов.

 

Как уже говорилось, с точки зрения Добрынина, во внимании человека проявляется активность его личности. Поэтому основными критериями различения видов внимания для Добрынина является степень и источники этой активности. Мы можем через это понять представление о том, что имеет в виду Добрынин, когда он говорит, что во внимании проявляется активность личности.

 

Добрынин выделяет пять видов внимания. Мы их все кратко рассмотрим.

 

Первый вид называется вынужденное внимание. Это наименее активный вид внимания, поскольку причины, по которым человек обращает свое внимание на объекты, в большей степени определяются свойствами самих объектов. Какие это свойства? Это интенсивность воздействия, его экстенсивность (это большие пространственные характеристики), длительность воздействия, его прерывистость, движение объекта. Перечисляя эти основные свойства воздействий со стороны внешних объектов, вызывающих к ним внимание, Добрынин указывает на то, что их всегда следует рассматривать как относительные, то есть по отношению к какому-то постоянно существующему фоновому уровню. Тогда все эти свойства (все пять свойств) можно свести к одному общему – это степень контраста воздействия по сравнению с уже существующим общим исходным уровнем. То есть вынужденное внимание это всегда внимание к резким контрастным изменениям, возникающим в окружении человека. Это хорошее обобщение, потому что понятно, что под него могут попасть многие частные случаи, а не только те, о которых писал сам Добрынин.

 

Второй вид – это аффективное внимание. В данном случае основным источником активности, направляющим и сосредоточивающим внимание человек на объектах, является его потребностно -мотивационная сфера. Имеется в виду, что внимание человека привлекается к тем объектам, которые связаны с его потребностями, с его эмоциями, с его чувствами, с его интересами, с его ценностями и т.д. Напомню пример, о котором говорил Джемс: когда человек голоден, то некие объекты начинают привлекать внимание человека. Но у Джемса это более узко. В Добрынинском варианте, человек находится в состоянии депрессии и в большей степени начинает обращать внимание на какие-то отрицательные стороны жизни. Это более широкий пример.

 

К третьему виду относится так называемое привычное внимание. При привычном внимании основным источником активности направляющим и сосредоточивающим внимание человека является его прошлый опыт. Этот вид внимания приобретается человеком вместе с приобретением определенных знаний, умений и навыков. Например, вместе с формированием у человека навыка письма, у него формируется привычка обращать внимание на те его аспекты, которые являются важными для надлежащего исполнения этого навыка. Мы приобретаем навык письма, и одновременно мы становимся внимательными к тем аспектам письма, благодаря которым оно и возможно. Другой пример: научный психолог, знающий, что такое научные знания, может приобрести привычку обращать внимания на те аспекты, которые свидетельствуют о научности того или иного знания. Как показывает опыт, у многих первокурсников такого рода привычное внимание, как правило, отсутствует, но к концу обучения оно у большинства студентов появляется. Это и есть привычное внимание, которого сначала не было, но в результате приобретения каких-то знаний (например, знаний о том, что такое научное знание), человек начинает обращать внимание на какие-то аспекты получения этого знания.

 

Характеризуя эти три вида внимания в целом, Добрынин указывает на то, что, несмотря на различия в источниках активности человека в этих видах внимания, все они обладают одной общей характеристикой, а именно непроизвольностью. Это значит что по степени активности проявляемой человеком в этих видах внимания, все они примерно одинаковы. Хотя Добрынин считает, что аффективное и привычное внимание являются несколько более активными по сравнению с вынужденным вниманием. Но этот какие-то незначительные различия.

У Добрынина более дифференцированная классификация. Если сопоставить классификацию Добрынина с классификацией Джемса, который говорит о непроизвольном непосредственном внимании, Добрынин разделяет это непосредственное непроизвольное внимание еще на два вида: это вынужденное внимание и аффективное внимание. Хотя по феноменологии речь идет во многом об очень сходных вещах.

Следующие два вида отличаются от предыдущих трех не только источниками, но и степенью активности человека, проявляемой им в этих видах внимания.

 

Четвертый вид называется произвольное внимание. В этом случаи основным источником активности внимания человека является его воля. Как считает Добрынин, необходимость участия волевого усилия во внимании возникает тогда, когда сами по себе объекты не привлекают внимание человека, но он сознает необходимость направить и сосредоточить внимание именно на этих объектах. Это стандартная ситуация, когда нужно проявить волевое усилие : объекты сами по себе не привлекают внимание, но человек считает нужным направить и сосредоточить внимание именно на этих объектах. Студентам этот вид внимания знаком. Используя эту классификацию можно сказать, что на лекциях студенты слушают непривычный и малоинтересный для них материал, который вдобавок еще и излагается монотонно, без контрастов; понятно, что в этой ситуации и происходит испытание воли студентов на прочность. По описанию Добрынина для того, чтобы проявлялось это волевое усилие материал должен быть максимально непривычным, неинтересным и излагаться монотонно, без каких-либо контрастов. Вот ситуация волевого усилия.

 

Пятый вид это так называемое после произвольное внимание. Феномен после произвольного внимания можно описать следующим образом. Часто бывает так, что начало выполнения какой-то деятельности требует от человека произвольного внимания, т.е. совершения определенных волевых усилий. Однако в процессе выполнения этой деятельности человек начинает испытывать к ней интерес, и, в связи с этим, его внимание к этой деятельности становиться похожим на непроизвольное. Таким образом, основным источником активности в данном виде внимания является этот самый интерес. Но поскольку этот интерес возникает в процессе выполнения деятельности, которая изначально требовала от человека волевых усилий, назвать этот вид непроизвольным вниманием нельзя. Поэтому Добрынин предлагает назвать этот вид после произвольное внимание. (Интерес к содержанию деятельности возник не потому что содержание привлекло внимание, а потому что человек сам заставил себя заниматься этой деятельностью. Понятно, что это ни в коей мере не непроизвольное внимание, но нужен тогда другой термин. Добрынин предложил называть это после произвольным вниманием). Этот вид внимания очень часть встречается именно у человека и обычно человеку просто некогда ждать, когда у него появиться интерес к выполнению какой-либо деятельности. Хочешь или не хочешь, а работать надо, включаться в эту деятельность надо. Думаю, что тоже самое происходит тогда, когда начинается лекция: входит преподаватель и студенту, хочет он этого или не хочет, но преподаватель пришел и начал лекцию, и студент должен слушать эту лекцию. Наступают мучительные волевые усилия настроиться на эту работу. Но иногда бывает так, если конечно повезет, что лекция начинается, и материал, который излагается на лекции, может заинтересовать студента и какое-то время удерживать его внимание. «Какое-то время» потому что по целому ряду причин внимание может быть отвлечено, но поскольку лекция продолжается необходимо опять совершать волевые усилия и настраиваться на слушания материала. Эти типы после произвольного внимания могут проходить в течении лекции несколько раз. Так что это характерный и распространенный вид внимания именно у человека.

Такова классификация Добрынина. В заключении можно сказать, что по имеющимся в литературе сведениям о развитии внимания человека в онтогенезе, эта классификация может также рассматриваться как генетическая классификация, хотя сам Добрынин этого не делает. Все перечисленные виды внимания, в том порядке как они даны в его оригинальной классификации, можно рассматривать как уровни развития внимания, уровни развития внимания человека в онтогенезе. Низший уровень – вынужденное внимание, которое обнаруживается у ребенка раньше всего. И высший уровень – после произвольное внимание, до которого необходимо дорасти, потому что нужно научиться проявлять волевое усилие; и может быть тогда будет наблюдаться феномен после произвольного внимания.