ШАМАНСКИЕ ЧУДЕСА

(Сказания о шаманах Бэргэсэлээх, Бютэй-Ытыс, Хадаар и Айалга)

 

О Вилюйском шамане Бэргэсэлээх существует такие рассказы.

Когда он однажды в Якутском крае держал верхним духам посуду «матаар», наполненную кумысом, она тут же опорожнилась. Шаман по этому поводу сказал:

«Я дал напиться верхним духам, имеющим конный скот с лысаной головой. («Мангаас-Сылгылаахха»).

При этом в доказательство того, что он был у них, показал взятые им три волоса из хвоста конного скота этих духов. Волосы были трехгранные. Рассказывают, что эти волосы и теперь висят привязанными на столбе, который стоит на базаре г. Якутска.

Бэргэсэлээх вел дружбу с одним тунгусским шаманом. («Омук ойуна». Вилюйские и северные якуты, соприкасающиеся с тунгусами, называют их просто «Омуками». В Якутском уезде этого обыкновения нет: тунгусы известны под своим племенным наименованием).

Рассказывают, что оба шамана, привязав к хвостам своих плащей по шкуре темной белки, стреляли один в другого. По-видимому, из лука).

В Якутском крае в то время жил один известный шаман, по имени Бютэй-Ытыс. («Сросшаяся ладонь»). Тот шаман, превратившись в голодного медведя, прибыл на Вилюй и учинил какое-то препятствие шаману Бэргэсэлээх. Последний, тоже оборотившись голодным медведем, сделал большой замкнутый круг (в поисках следов своего противника), но не мог обнаружить его. Тогда он позвал на помощь своего друга, тунгусского шамана. Оба шамана, превратившись в отощавшего волка («торгон бёрё»), сделали большой круг обхватом в 900 верст и обнаружили следы голодного медведя (оборотня шамана Бютэй-Ытыс). Потом, найдя его, пожрали-убили.

Затем по просьбе одного богатого человека Бэргэсэлээх, совершив камлание, выпросил от верхних духов работника. Последний в один день скашивал всю траву одной обширной равнины. Но, кормя этим сеном свой скот, этот богач лишился всего скота.

Про шамана Хадаар рассказывают, что он одним плевком разрывал ушко семи иголок. Шаман Айалга одним взмахом вдевал в нитку подряд семь иголок.

Также рассказывают про шаманов, что они в период рассечения своего тела духами уходят куда-то на горы – Солнце-Гора, Месяц-Гора и там рожают.

 

Алексеев Иван Алексеевич 42 лет,

Сюльского наслега,

Нюрбинского улуса.

13 марта 1925 года.