ДРЕВНИЙ ШАМАН ЮРЮНГ-БАС

 

В древности, когда мы были «саха» (Дословно – «когда мы были якутами»; рассказчик поясняет эту фразу – «когда мы еще не приняли русской веры»), в Чириктейском наслеге (Дюпсюнского улуса) проживал шаман по имени Юрюнг-Бас (Белая Голова). Его местожительство было у озера Табын-Эбэ; имел он жену и дочь.

Он, состарившись, тяжело захворал. Перед смертью велел сказать всем своим родичам:

«Настал день моей смерти, пусть мои сородовичи («аймах-тарым, агам ууса ») придут последний раз свидеться со мной! Каждый шаман после смерти превращается в духа («юёр»). Поэтому, хотя и умру, но не исчезну совсем, все-таки буду существовать и не допущу до них мелких бесов «абаасы»!».

Однако, не смотря на это (убедительную просьбу), ни один из его сородичей не пришел видеться с ним. Все его имущество заключалось в одной корове, в собаке темно-бурой, волчьей масти («тимир кюёрт ыт») и в одной волосяной сети. Промышляя этою сетью рыбу, он прокрамливался в продолжение всей своей жизни.

Огорченный (невниманием своих сородичей) обратился к жене-старухе с таким предсмертным распоряжением:

«Вырой яму в середине юрты и скати туда мой труп. В изголовии положи мою волосяную сеть; затем убей собаку волчьей масти и похорони вместе у моих ног. Там лежа, я буду излавливать в сеть своих кровных родственников, а собака будет разыскивать их следы».

Старуха распорядилась так, как он сказал.

Рассказывают, что после своей смерти он воочию в виде вихря входил в дома своих родичей, а сеть его протягивалась через окна. Иногда же он показывался проезжим путникам в обыкновенном облике с сетями на плечах, ведя на поводу свою собаку.

В старину проезжая дорога пролегала как раз мимо его двора. Так как дух этого шамана пугал проезжающих, трактовую дорогу позже проложили по восточному берегу озера Табын Эбэ.

Когда среди якутов распространилась христианская вера, в той местности построился храм по имя Троийы и стал разноситься звон колокола, дух этого шамана перестал показываться людям и совершенно исчез. По рассказам, чуткие люди – духовидцы («ичээн джон») раньше часто слышали грохот его бубна. Затем так же говорят, что побежденный и преследуемый другими шаманами мать-зверь шамана прибегал и прятался у могилы упомянутого Юрюнг-Бас. К его могиле ни один шаман не смел приблизиться.

 

 

Борисов Василий,

1-го Кангаласского наслега

Мархинского улуса.

7 марта 1925 года