Давно в старину Харыйалахсий шаман Батыйалаах, когда у нас была оспенная эпидемия, бодался с оспой и победил ее. Оспа дала ему обязательно не бывать на острове Харыйалаах. Шаман умер.
Значительно позже предыдущего у нас был шаман, по имени Кюстэх; жил он на том же острове Харыйалаах. В его время тоже началась оспенная эпидемия. Люди говорят этому Кюстэху:
«Ты соверши камлание и призови юэр`я (душу) нашего умершего шамана Батыйалааха, вот снова наступает его бывший враг-оспа!» (Просят, чтобы дух умершего шамана предотвратил оспу).
Этот разговор они вели, изрядно напившись. Шаман ответил:
«Почему бы и не так, могу и вызвать его! Если подняться на Кырыы-Хаан (Что это за имя, мне не удалось установить, не то название место, не то какого-то духа?) и позвать его, он, наверное, придет!».
Вот начал шаманить – орет, кричит, вызывая духа Батыйалааха.
Дух шамана дал ответ (вселившись в камлающего):
«Ровно через семь суток все мои родичи («аймагым») пусть соберутся в местности Булгунньах, зажгут костер и, заколов дитя конного скота («Сылгы уруутуна»; «уруу» - употреблено здесь в устарелом значении – дитя, потомство, плод) сердце и печень его воткнут на острие длинного шеста. Я прибуду к этому времени и огражу мое потомство».
Но люди, которые присутствовали на камлании, были пьяны и мало кто из них внимал словам и молениям шамана; они свалились с ног и не следили за ним. Поэтому и не запомнили, что требовал верхний шаманский дух. Приближался условленный срок, но однако никто не думал готовиться к его встрече (т.е. найти жеребенка и всем собраться в указанное место). Поэтому сам шаман, вызвавший духа, страшно испугался и три дня пролежал, забравшись в погреб чужого дома (боясь гнева духа).
Вот настал седьмой день приближался урочный час, когда дух Батыйалааха обещал спуститься с громом и молнией. В это самое время со стороны высоких, отвесных утесов Лабыджа (Скалы на правом берегу Лены, в 200 верстах от г.Якутска выше) поднялась темная туча, похожая на распластанную шкуру медведя с лапами и головной кожей и нависла над указанным местом. При раскатах страшнейшего грома и молнии выпал сильный дождь с градом. Градинки были такой величины, что казалось будто в ноги людей били палками. Молния ударила на самую вершину кургана («Бульгунньах» - по якутски - курган), где дух обещал спуститься. Женщины со страха чуть не попадали в обморок.
По прошествии этого события Кюстэх совершил специальное камлание духу и спросил:
«О, господин дед мой, я не виноват и не грешен пред тобою! Это двуногие ураангхаай`и («Ураангхай» - в современном якутском языке значит – не просвещенный, дикий, ничего не понимающий), имеющие свободно вращающиеся головы, не поверили моим словам (от твоем явлении) и потому не устроили тебе встречи!».
Сам Кюстэх дожил до старости. Оспа была на Харыйалахском острове и покосила лучших из их людей. Если бы дух шамана Батыйалааха был принят как следует и защитил их, то оспа не посетила бы их.
Кюстэх сам говорил мне, рассказывая про этот случай:
«Вот так то Харыйалаахцы, не веря словам шамана, потерпели!».
Козлов Василий 34 лет,
1-го Малтанского наслега.
Зап. Кангаласского улуса.
31 июля 1921 года.