ФАКТ СОВРЕМЕННОСТИ.

(Рассказ о шамане, проходящем искус становления).

 

У нас живет теперь одни человек по имени Михаил Никитин, который проходит ныне искус становления в шаманы. Этот человек два года тому назад в местности под названием «Саасыыр-Алаас», в глухой тайге поставил себе из новых бревен маленький домик и пролежал там несколько дней. Одного истеричного человека по имени Саба-Юктююр-Миитээ взял с собой для приготовления и подачи пищи. Лежа там, пригласил к себе шамана Тааппына-Уола.

Я пошел туда (посмотреть). Посвящаемый в шаманство уже вышел из своего домика и сидел рядом со старым шаманом. В лесу была лиственница, на которую складывали шаманские жертвенные принадлежности-кости животных, шаманский стол и пр. Около этой лиственницы и был поставлен домик. Лиственница с домиком была окружена небольшой оградкой. Готовясь стать шаманом, он (Михаил) попросил своих родственников построить всё это, это и было ими сделано.

Оба шамана сидели внутри ограды, обратившись лицом к лиственнице. Новый шаман был в шаманском костюме, оба пели шаманским напевом (кутураллар[81]). Мы, зрители, сидели снаружи ограды. Старый шаман напевал сидя, а новый тоже причитал (мэнэрийер[82]), но, видимо очень волновался. Все это происходило около Петрова дня.

Вдруг шаман Тааппына-Уола сказал: «Видимо мы не сможем вознестись наверх, так как очень распустились хвоя и листья. Впору будет (это сделать) осенью, когда подмерзнет земля!»

Этот человек в настоящее время, по-видимому, оставил мысль о шаманстве.

 

 

Павлов Платон,

брат предыдущего. Там же, тогда же.

 

Я как-то слышал его слова (вышеназванного Михаила): «Ещё не наступило время сделаться мне шаманом, моя душа лежит в нижнем месте, воспитываясь у корня – источника девяти родов злых духов. Теперь я могу стать шаманом только через три года».

Ещё он рассказывал: «Лежа в лесу под деревом, я понимал голоса деревьев и трав: говорят и о предстоящей смерти людей... Когда же выходил из того домика, то переставал слышать».

По рассказам стариков, шамана (душу его) воспитывают бесы в нижней стране у источника девяти родов злых духов. От воспитываемых они (бесы), будто бы, спрашивают: «Не стали ли летающими птенцами, не выросли ли крылья, не покрылись ли пухом?».