СТРАСТНЫЕ ДНИ ШАМАНА

 

Тот человек, который должен стать большим шаманом, говорят, в течение пяти-шести дней лежит, лишившись речи, как будто мертвый. Все тело его в то время покрывается сине-багровыми кровоподтёками. Про такого и говорят – «лежит, подвергаясь рассеканию».

Вот почему и шаман в своих молитвах, обращенных к духам предков – шаманов, говорит про себя:

 

«Суорума соруктаммытым

Итэгэс айыыламмытым!...»

 

Перевод:

«Обречен я был на несчастье (вами)

Искалечено было мое назначение! »

В этом же духе он поет много про свое злосчастье. Это называется «кэп туонар». (Киэп - выкройка, образчик, форма. Кэп - исконное предназначение, родовое, наследственное свойство человека, которое в виде неотвратимой судьбы висит над каждым, в том числе и над шаманом. «Кэп» обрекает человека на испытание всего того, что случилось когда-то и с его предками. Туойар - воспевать. Вся фраза переводится — «воспевать первообраз, образец». Г. К.)

Когда происходит становление великого шамана, весь его ближайший род вымирает. Говорят, что у шамана не достает костей; за каждую недостающую кость умирает по одному че­ловеку из родни. За девять главных костей может умереть и до девяти человек.