Настоящий шаман (прежде чем стать таковым) должен хворать. Затем он трижды подвергается рассеканию. Мне не доводилось слышать, что при этом шамана кладут на свежесодранную бересту.
Сами шаманы обычно рассказывают: «голову отделяют и кладут на верхнюю полку якутской юрты, все конечности отрезают, а мясо, разрубив на кусочки, распределяют между всеми родами гибели и смерти».
Старики говорят про целительную силу шамана: он помогает только при том условии, если источник данной болезни (злой дух, злое начало, которое причиняет болезнь) получил свою долю – частицу его плоти («буорчата» - от «буорса» - искрошенное в порошок сухое мясо с притяжательным окончанием. Может быть, другие, знающие якутский язык поймут иначе это слово, которое постоянно фигурирует, когда речь идет о частицах тела шамана, получаемых бесами? Г.К.).
Когда становится большой шаман, то его род вымирает. Его умирающих родственников, будто бы, употребляют на колья плотины (через реку?)… у избранных шаманов должна быть вода (река смерти)…
Те люди, которые готовились к шаманскому призванию, а потом оставили эту мысль, обычно говорят – «у меня не хватило костей, поэтому (духи) вернули».