Смерть и воскресение шамана перед призванием.

В древности, по преданиям, рассекание тела шаманов при их становлении совершалось воочию.

О том, как стал шаманом Бюкэс-Юллэйээн, который позже служил наслежным князем, рассказывают так. Отец его - легендарный шаман Бигэк-Джаарын. Кроме Бюкэс-Юллэйээна у последнего был еще сын Багарах. Оба брата жили на острове Тиит-Арыы.

Однажды Бюкэс-Юллэйээн, который до того был обыкновенным человеком, в сопровождении одного товарища отправился на ветке на остров Тоён-Арыы на сенокос. В пути, когда они доплыли до устья речки Улахан-Аан (впадает в Лену между селениями Еланским и Тоён-Аринским), с запада поднялась темная туча, сопровождаемая громом и молнией. Заволокло все небо и пошел проливной дождь с градом. Поэтому они вытащили свои ветки на берег в местности Барчах и, накрывшись ими, стали пережидать погоду. Но в это время разразился страшный гром и упавшей молнией Бюкэс-Юллэйээн был разбит и искрошен на мелкие кусочки. Голова его отделилась от туловища, но однако была цела. Товарищ, оставшийся цел и невредим, собрал и скупил в одно место искрошенные части тела. Положив тут же голову, он накрыл веткой, а сам на своей ветке переправился на остров к одному сенокосчику – Буорках, чтобы позвать людей и положить на арангас тело убитого товарища.

Когда он, спустя некоторое время, в сопровождении одного человека прибыл обратно, в той самой местности, где оставил тело убитого молнией, заметил дым от костра. Вышли на берег и видят перед собой убитого, который был совершенно здоров. Он даже поставил котел к огню и поправлял костер. Пришедшие от изумления и страха, что может быть это – тот злой дух, который причинял смерть, стали пристально вглядываться, потом попятились назад. Но стоящий у костра заговорил:

«Что же ты стоишь, подойди! Разве ты не мой спутник Юкэс (имя)»?

Последний ответил:

«Я прибыл, чтобы собирать и сохранить тело убитого»!

«Нет, я воскрес! С неба спустился Сююлэ-Хаан (обычно говоря, что С. Х. – особый бог грома и молнии, но, по-видимому, это – иное наименование бога неба Уордаах-Джёсегёйя, т.н., - предка конного скота) и подверг мое тело рассеканию. Теперь я восстал уже шаманом и вижу вокруг все то, что совершается на расстоянии 30-ти верст. Моего брата Багарах’а одновременно подвергли рассеканию в местности Куогал и мы оба стали шаманами».

С тех пор оба брата, действительно, стали шаманами. Шамана Багарах зовут еще «Тимир Чарапчылаах» (носящий над глазами железный козырек). Он носил козырек потому, что его взора не переносили ни люди, ни скот. (Умирали).

Бюкэс-Юллэйээн перешел к Бёртюнскому наслегу (2-ой Мальжег.) и считается предком рода Джараас, а Багарах к Тиит-Аринскому (4-ый Мальжег. нас.), где он является предком фамилии Аркадиевых.

Оба шамана и их отец Джаарын похоронены на aрангасах. Apaнгас последнего возведен на 9-ти столбах, а Бюкэс-Юллэйээна на 12-ти столбах, из которых шесть обделаны из растущих деревьев, а шесть вкопанные столбы. Арангас Б. Ю. покрыт тесом и имеет разное украшение.

Этот арангас был «поднят» (т. е. возобновлен) два раза. В дальнейшем он должен быть поднят еще раз, а на четвертый, когда могила сгниет и свалится, кости шамана погре­баются в земле.