ЛЕГЕНДА О ВОСКРЕСШЕЙ ЖЕНЩИНЕ

(Идея трехдневной смерти).

 

В старину в Качикатцах, как гласит о том предание, жил один богатый человек. У него неожиданно умерла жена. Он положил в ея гроб четыре безмена масла («безмен»-мера веса) и похоронил через день после смерти. В старину якуты имели обыкновение хоронить мертвеца через день после смерти.

У богача был бедный сосед. Когда богач похоронил жену, бедняк стал ночью разрывать ея могилу, чтобы взять поло­женное туда масло. Вот, раскапывая, что было мочи, он добрался до гроба и лишь только протянул руку, чтобы взять масло, как покойница вдруг схватилась за полы его ровдужного пальто. Страшно испуганный бедняк пустился 6ежать. Оказывается, женщина, ожив в гробу, ела масло, положенное сбоку в ея изголовии.

Женщина, поднявшись из гроба, пошла к воде, умылась, привела себя в порядок. Она боясь напугать мужа, не решилась идти к нему и стала поджидать случая встречи со своими детьми. Действительно, скоро показались ея дети. Она сказала им:

«Идите к отцу и скажите, что наша мать воскресла, что ее, мол, вырыл один человек».

Но муж был человек опрометчивый и скоропалительный: он вообразил, что это должно быть тот самый бес, который причинил (дословно – «пожрал») ей смерть, шляется, приняв ея образ. Схватив лук и колчан, он тотчас же пошел . Видит – пред ним его жена. Обрадовавшись, поцеловались. Муж спрашивает:

«Кто это мог догадаться разрыть твою могилу? Не заметила ли ты на нем какую-либо особую примету»?

Жена отвечает:

«Он был в ровдужном пальто, я замасленными пальцами схватилась за его полы. Наверное, на полах пальто остались следы моих пальцев»!

Услышав рассказ жены, муж пошел к соседу и спрашивает:

«Не ты ли разрыл могилу моей жены»?

Когда тот стал отпираться, он произвел обыск и разыскал его ровдужное пальто со следами замасленных пальцев. Поблагодарил его за то, что он воскресил умершую и тут же выдал ему половину своего богатства. Тогда лишь бедняк повинился и сказал:

«Я решился на это потому, что мне было очень обидно: у меня, живого человека, нет ни крупинки масла, а у мертвой так много»!

С той поры, говорят, якуты завели обычай – всякого мертвеца хоронить только через три дня после смерти (ибо до этого срока не исключена возможность воскресения).