Как правильно требовать знания?

 

В этом вопросе мы должны смотреть на сахабов и табиинов – как они требовали знания.

1. Необходимо ходить к знаниям и сидеть возле знающего. Как это делали сахабы. К примеру, Ибн Аббас ходил к ибн Зайду после зухра и ждал часами возле двери, боясь разбудить его, только с одной целью – записать хотя бы один хадис или один пример.

2. Рому Хурмузи приводит мнение табиина Абдулла ибн Ауна: «Мы не брали знания у тех, у кого они были, но который не ездил к ученым и не сидел перед ними (оправдывая себя тем, что у него достаточно знаний и его народ нуждается в нем и он не может оставить его)».

3. Абулла ибн Мубарак говорит: «У троих нельзя брать знания: у нововведенца (мубтадия), у лжеца (кяззаб) и у алима, который сидел дома и не ездил требовать знания к большим ученым».

4. История Мусы, алейхи уасалят уассалям, который узнав, что есть на свете пророк Хидр, знавший то, что не знал он, тут же оставил все дела и уехал требовать знания к этому человеку. Сура «аль-Кахф» (66): «Муса сказал ему: «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?»». Последние слова пророка «чему ты обучен» доказывают то, что знания требуются у того, у кого есть учителя. Таков путь пророков.

5. Хадис (Муслим) о бедуине, который приехал к Пророку, салаллаху алейхи уасалям, чтобы перепроверить знания, которые принес им один из сахабов от имени Посланника: «Бедуин спрашивает: «Один из твоих людей сказал нам, что ты Посланник Аллаха, это правда? - На что, Пророк отвечает: «Клянусь Аллахом, да! – Бедуин спрашивает: «Он сказал, что нам уаджиб совершать пятикратный намаз. Это тебе Аллах приказал? – Пророк отвечает: «Клянусь Аллахом, это мне Аллах приказал» - «Он сказал, что нам уаджиб один месяц в году держать пост. Это тебе Аллах приказал?» - Посланник Аллаха отвечает: «Клянусь Аллахом, да»».

6. Мухаммад ибн Сирин (табиин): «Знания – это и есть ваша религия! Поэтому проверьте - от кого вы берете религию. Когда к нам приходили сахабы - мы не спрашивали, где они брали знания, потому что нам было понятно, что они брали знания у Пророка, салаллаху алейхи уасалям. Но когда сахабы стали умирать – стали появляться другие люди, и тогда мы начали спрашивать: «Кто ты такой? У кого ты учился? Что за манхадж (методология) у тебя? Что за акыда (вероубеждения)?». Более того - мы должны спрашивать: «Как он брал знания у шейхов?» Наши уши это аманат - нельзя все подряд слушать.

7. Суфьян ибн Саури: «Бери свои знания у достоверного человека, который брал свои знания у достоверного человека».

8. Имам аш-Шафии (ученик учеников табиинов, т.е. четвертое и последнее поколение лучших из мусульманской уммы, о которых упомянул Пророк, салаллаху алейхи уасалям): «Я слышал от Мухамада ибн Сирин (табиин, ученик Умм Салям, жены Пророка, салаллаху алейхи уасалям), а также от Ибрахима ибн Язиди ибн Шарик ан-Нахаи (табиин) как они говорили, что у человека, учителей которого мы не знаем – мы не брали знания. Позднее я не нашел кого-либо, кто противоречил бы этим двум ученым в этом вопросе». Т.е. имам аш-Шафии передает мнения иджма – мнения всех 4-х поколений лучших мусульман, которое заключается в том, что прежде чем брать у кого-то знания, мы обязаны проверить источник его знаний, его учителей.

9. Шейх Мухбиль был против самообразования, в 1998 году некоторые братья сказали ему, что собираются ехать к себе домой, взять с собой книги известных шейхов и самостоятельно брать знания, он им ответил: «От тех, которые оставляют ученых и не берут знания из уст ученых, а делают это самостоятельно, вреда больше чем пользы».

 

Как приходит в хадисе: «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, сказал: «Человек находится на религии своего друга»». Поэтому очень важно даже знать, на каких знаниях строят свою религию наши ближние братья, с которыми мы постоянно общаемся.

 

Как сказал ибн Масхуд: «Если следовать за знаниями кого-либо из ученых, то лучше следовать и брать знания, оставленные учеными, которые уже умерли. Потому что живые ученые не застрахованы от заблуждений». Шейх Усеймин учил своих учеников не полагаться даже на него, потому что боялся впасть в заблуждение.

 

Проверяя иснад (источник) у тех, у кого мы требуем знания, мы постепенно доходим до самого Пророка, салаллаху алейхи уасалям, тем самым оберегая нашу религию от лжи и бидагатов.

Аллах дал нашей религии три вещи, которые не дал ни одной другой религии – это иснад, игроб и ансаб. Играб – это грамматика арабского языка. Шейх уль ислам ибн Теймия сказал, что изучение грамматики арабского языка для того, чтобы понимать Коран и Сунну, уаджиб. Почему? Потому что арабский язык – это средство для познания Корана. Если без средства нельзя достичь цели, то средство становится уаджиб. Ансаб – это познание человеком своей родословной. Однажды у Пророка, салаллаху алейхи уасалям, спросили: «Позволяет ли ансаб человеку проявлять национализм?» На что Пророк, салаллаху алейхи уасалям, сказал «Нет». В достоверном хадисе приходит: «Изучайте свой род, для того чтобы поддерживать связи между родственниками». Поддержание родственных связей - это большой вид поклонения.

 

Урок 2.

Второй вопрос – амал. Т.е. дела в соответствии с полученными знаниями. Знания об уаджибе, сунне требуют от человека действий. Ахлюсунна говорят: «иман – это в сердце, на языке и дела, совершаемые телом. К амалам относятся не только дела органами, но также и дела сердца (боязнь и упование на Аллаха), и дела языка (зикр, чтение Корана, дуга). Это все амалы, и именно о них говорит шейх, и они должны делаться в соответствии со знаниями. Совершение дел после получения знаний – это наша акыда!

 

Требовать знания и не совершать амалы на полученные знания - это один из больших грехов.

1. Доказательство в суре «ас-Сафф» (2,3): «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что вы говорите то, чего не делаете»;

2. Примером для нас на совершение дел в соответствии со знаниями являются посланники, в суре «Худ» (88): «(Шухайб, алейхи уассалям, обращается к своему народу) Он сказал: «О мой народ! А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне прекрасную долю? Я не хочу отличаться от вас и совершать то, что я запрещаю совершать вам, а хочу лишь исправить то, что в моих силах. Помогает мне только Аллах. На него одного я уповаю, к Нему одному обращаюсь»;

3. Т.е. каждый человек должен делать дела на знания, которые он получил. Не делать амалы на знания – это черта яхудов и доказательство на это в суре «Баккара» (44): «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?». Абдуллах ибн Мубарак: «Каждый, который знает и не действует – он похож на яхудов».

4. Об яхудах, которые имеют знания из Таурата и не действуют согласно им, Аллах говорит в суре «Жумуа» (5): «Те, кому было поручено придерживаться Таурата, и которые не придерживались его, подобны ослу, который везет на себе много книг. Как же скверно сравнение с людьми, которые считают ложью знамения Аллаха! Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей»;