Пятый столп ислама – хадж !

 

Фарзом этот вид поклонения становится в 9-ом году хиджры, когда Пророк, салаллаху алейхи уасалям, совершил свой первый и последний хадж! Доказательством на хадж шейх ат-Тамими приводит суру «аль-Имран» (97): «И обязанностью людей перед Аллахом является совершение хаджа к Дому теми, кто найдет возможность сделать это, а кто не верует то, поистине, Аллах не нуждается в мирах».

Люди должны совершить один раз в жизни хадж, если у них имеется на это возможность. Возможность определяется, по мнению ибн Аббаса, наличием у человека транспорта и питания, достаточного на весь срок хаджа. Некоторые ученые считают, что хадж стал фарзом в 6-м году хиджры, когда был ниспослан 196-ой аят суры «Бакара», где Аллах говорит: «Пусть совершат до конца умру и хадж ради Аллаха все, кто намеревался это сделать». По этой причине эти же ученые допускают, что совершение хаджа при наличии материальной и физической возможности можно перенести на позднее время, т.е. не совершать его сразу, как этот сделал Пророк, салаллаху алейхи уасалям, который совершил свой первый и единственный хадж в 10-м году хиджры. Однако правильное мнение то, что с ниспосланием 196-го аята суры «Бакара» хадж не стал обязательным, и это не удивительно, так как хадж к Каабе был одним из распространенных видов поклонения еще до пророчества Мухаммада, салаллаху алейхи уасалям, начиная со времен Ибрагима, алейхи ссалят уасалям. Поэтому шейх ат-Тамими и приводит в качестве доказательства на обязательность 5-го столпа ислама 97-ой аят суры «аль-Имран», после которого Пророк, салаллаху алейхи уасалям, сразу же совершил хадж. Поэтому для верующих является фарзом – немедленное совершение хаджа при появлении описанных ранее возможностей.

 

При наличии этих двух условий хадж для него становится фарз! Последние слова аята «…а кто не верует, то, поистине, Аллах не нуждается в мирах» не означают, что тот, кто не совершил хадж – тот кяфир. Ибн Аббас говорит: «Кяфир будет тот, кто утверждает, что нет греха - если не совершать хадж, имея на это возможность, и нет награды - за совершение хаджа!». Т.е. отрицает хадж как поклонение! Отрицание награды хаджа – это куфр! А за то, что человек оставляет хадж – он не становится кяфиром!