Что помогает человеку сохранять сабыр? Две вещи.

В первую очередь человеку помогает проявить терпение знание того, что беда, постигшая его, результат его грехов и нет необходимости искать виновных, причину надо искать в своих делах. Доказательство в суре «аш-Шура» (30): «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое». Здесь Аллах дает нам знание того, что Он наказывает нас только по причине наших грехов. Как передает ибн Аби Шейба слова Али ибн Абуталиба, который говорил: «Несчастье приходит по причине греха и не уходит пока не будет покаяния».

Иброхим ибн Изиди ан Нахаи, ученый табиин, говорил: «Когда я совершал какой-то грех - я уже чувствовал и видел результат этого в том, как портились характер и поступки моей жены и моего раба». Человек, зная, что это наказание от Аллаха за какие-то его грехи, не должен ругаться и выяснять отношения дома, а должен совершить тауба, покаяние. И то, что мы видим результаты наших ошибок или грехов – это большая милость от Аллаха, так Он дает нам шанс исправиться – вспомнить грех и получить прощение за него, совершив тауба.

 

Второе, что помогает проявить терпение - это награда, которую Аллах даст ему за проявление сабыра. В том случае, когда испытание или беда приходит от Аллаха и по причине какого творения (человека), у человека есть три выбора поведения:

1. Ему разрешается отомстить в том, же размере, в каком он получил вред, но в пределах дозволенных шариатом (к примеру, высказать в ответ словами, которые допускаются шариатом);

2. Он может простить, как прощали посланники и праведники;

3. Он может отомстить, взяв больше чем нанесенный ему вред – это запрещено шариатом (харам).

 

Вместо того, чтобы отомстить, для него лучше будет простить ради Аллаха. Доказательством на то, что ответить добром на зло, будет лучше, являются слова Аллаха в суре «Фуссылят» (34): «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник». Поступив так, человек получит награду от Аллаха и вражда сменится на любовь и братство. Ибн Масхуд передал (Муслим): «Когда в него кидали камнями – Пророк, салаллаху алейхи уасалям, вытирая лицо от крови, просил Аллаха: «Прости их, ибо они не знают».

Доказательство на награду от Аллаха за проявленный сабыр в ответ на зло в суре «аш-Шура» (40): «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников».

 

Доказательства о награде за сабыр из сунны:

 

1. Как передает Бейхаки в своем «Сунане»: «В Судный день всему человечеству скажут: «Пусть тот, кто простил своему брату, ради награды Аллаха войдет в Рай (2р.)». И тогда все люди захотят, чтобы им тоже причинили вред в этой жизни, и они бы простили, чтобы также стоять перед Аллахом в ожидании обещанной награды». Если человек оставит месть и простит тому, кто навредил ему – то Аллах вознаградит его.

 

2. Также о награде Аллаха за проявление сабыра приходит в хадисе от Абдуллах ибн Амр ибн Аса (Бейхаки): «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, говорит: «Кто воздержит свой язык – Аллах скроет грехи этого человека в Судный День, того же, кто сдержит свой гнев – того Аллах освободит от наказания в Судный День»».

 

3. Как приходит в сборнике Муслима хадис, в котором Посланник Аллаха, салаллаху алейхи уасалям, говорит: «Как хорошо мухмину (верующему) – все его дела прекрасны: когда к нему приходит милость Аллаха – он благодарит Его и это для него обернется добром, когда же к нему приходят трудности и беды от Аллаха – он терпит и это для него также будет добром».

 

4. Хадис от Айшы, радый Аллаху анха (Байхаки, Тирмизи): «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, сказал: «Кто требует согласие Аллаха, несмотря на то, что в этом согласии есть гнев всего человечества, тот достигнет согласия Аллаха и Аллах сделает всех людей довольными этим человеком. Если же человек требует согласие людей, оставив довольство Аллаха и навлекая гнев Аллаха, то Аллах будет недоволен этим человеком и все люди будут недовольны этим человеком»». Польза из этого хадиса: у разумного человека есть выход – немного потерпеть и требовать довольство Аллаха и в конце у него будет и довольство Аллаха и довольство людей. В противном случае – человек теряет довольство Аллаха и довольство людей и умирает как животное, не оставив после себя ничего хорошего и полезного.

 

5. Хадис от Саид ибн Мусаяб (Абу Дауд): «Однажды когда Абу Бакр был с Пророком, салаллаху алейхи уасалям, пришел один человек и в присутствии Пророка, салаллаху алейхи уасалям, начал ругать Абу Бакра Сиддика. В первый раз Абу Бакр промолчал, проявив сабыр. И во второй раз Абу Бакр промолчал. Пророк, салаллаху алейхи уасалям, слышал это, дивясь и улыбаясь. Но в третий раз Абу Бакр не выдержал и начал отвечать этому человеку, защищая себя. И в этот момент Пророк, салаллаху алейхи уасалям, встал со своего места, разгневался и ушел. Абу Бакр последовал за Пророком, салаллаху алейхи уасалям, и спросил: «О посланник Аллаха, когда он бранил меня, ты сидел, а когда я ответил ему, ты разгневался и ушел?» На что Пророк, салаллаху алейхи уасалям, ответил ему: «О Абу Бакр, когда этот человек начал ругать тебя, а ты молчал, проявляя терпение, с неба спустился ангел и стал защищать и оправдывать тебя, обвиняя того человека во лжи. Но когда ты не выдержал и начал защищать себя – ангел ушел и вместо него пришел шайтан. А когда приходит шайтан, я не могу находиться рядом с ним. О Абу Бакр, три вещи, и каждая из них – истина:

1.Аллах обязательно станет всячески поддерживать любого раба, которому нанесли обиду, если он простит ее ради Всемогущего и Великого Аллаха;

2.Если человек откроет врата даров, стремясь к поддержанию связей, Аллах обязательно добавит за это многое;

3.Если же откроет человек врата просьб, желая приобрести многое, то Аллах непременно усугубит его нужду!»».

 

Тот же, кто пойдет третьим путем - будет мстить больше чем нанесенный ему вред – то Аллах этого не любит.

 

Урок 5.

Доказательством на все 4-е вопроса шейх ат-Тамими приводит суру «аль-Аср», в которой Аллах клянется (уаЛлахи, биЛляхи, таЛлахи) временем «аср» – одним из Своих творений. Человеку не разрешено клясться творениями Аллаха, только Аллахом он может клясться, как сказал Посланник Аллаха, салаллаху алейхи уасалям: «Кто хочет поклясться – пусть клянется Аллахом или молчит» или как в другом хадисе от ибн Умара: «Кто клянется не Аллахом – то это куфр и ширк» или как в другом риваяте «куфр». Аллах же клянется чем хочет!

 

В других хадисах приходит, что Посланник Аллаха, салаллаху алейхи уасалям, приказывает клястья только в том, что правда. А с теми, кто клянется во лжи, в Судный День Аллах не будет разговаривать и на них падет гнев Аллаха! Несмотря на тяжесть такого греха, ибн Масхуд (Аби Шейба) говорил: «Для меня милее поклястья Аллахом и соврать, чем покляться не Аллахом и сказать правду».

 

Что такое «аср» в этой суре? Некоторые ученые говорят – в этой суре имеется в виду молитва «аср». Большинство ученых считает, что Аллах клянется временем, потому что время для каждого человека очень важная и дорогая вещь.

 

Далее Аллах утверждает, что все люди в убытке, все без исключения – что бы они не делали, богатые или бедные, успешные и неудачники, с детьми или без них, долго будет жить или мало. Кроме тех, которые обладают 4-мя качествами: 1 – те, которые уверовали (уверовать без знаний не возможно, т.е. обладающие знанием), 2 – те, которые совершают праведные дела (чтобы совершать праведные дела необходимо иметь знание - что есть праведное, т.е. дела на основе знаний), 3 – призывающие к истине(при условии что у человека будут знания и вера, и он будет подтверждать их делами), 4 – терпеливые (терпеть самому и призывать других к терпению).

Каждый человек, кто не обладает этими качествами, в убытке. И это говорит Аллах, который создал человека и лучше всех знает свое творение.

 

Как приходит в хадисе Анаса ибн Малика (Муслим): «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, говорит: «В Судный день приведут человека, который будет одним из обитателей ада. Этот человек проживет в этом дуние самым счастливым человеком, не зная никакого горя (как говорит шейх Фаузан – это человек, прожившую долгую жизнь больше среднего срока, который определил Пророк, салаллаху алейхи уасалям: «Моя умма живет в среднем 60-70 лет и редко кто проживает больше»), имея много богатств и детей, и не зная никакого недостатка в этой дуния. Но этот человек забыл о самом главном – о Судном дне. И этого человека кидают ненадолго в Ад и, сразу же вытащив его оттуда, спросят: «О сын Адама, ты прожил долгую жизнь? Видел ли ты в своей жизни какое-нибудь добро? Ощутил ли какую-нибудь сладость?» И тогда этот человек, познавший ужас ада и забыв от ужаса о том хорошем, что было у него в жизни, скажет: «Нет!» Вот так человек, забывший о Судном дне, оказывается в убытке – все хорошее в Судный день исчезает, забывается и аннулируется. И точно также приведут мухмина (верующего), который в своей жизни уверовал в Аллаха, творил благие дела и помнил о Судном дне, несмотря на то, что жизнь его была полна горя и недостатков. Этого мухмина заведут ненадолго в Рай и, выведя его из него, спросят: «Ты прожил трудную жизнь – помнишь ли ты что-нибудь плохое в своей жизни?» И он, познав Рай, ответит: «Нет! Клянусь Аллахом, ничего плохого в моей жизни не было»».

 

Польза из этого хадиса – в Судный День, когда человек будет стоять перед Аллахом, ему не поможет ни его авторитет, ни его богатства, ни дети. Только те 4-е качества – вера, дела, призыв и терпение – спасут его от убытка в Судный день.

Шейх уль-ислам ибн Кайим: «У великого джихада – джихада против своего нафса есть 4-е условия успеха:

1 – требовать знания, чтобы отдалить невежество от своего нафса;

2 – совершать дела в соответствии с полученными знаниями;

3 – призывать к первым двум условиям;

4 - проявлять сабыр на этом пути».

 

Далее шейх ат-Тамими приводит слова имама аш-Шафии – великого ученого ахлюсунна, полное имя которого Мухамад ибн Идрис ибн иль Аббас ибн Усман Альмуталлиби. Имам аш-Шафии является потомком общего с Пророком пра-прадеда. Пророк Мухамад ибн Абуллах ибн Абдульмуталлиб ибн Хашим ибн Абдуманаф. У пра-дедушки Пророка Хашима был брат Альмуталлиб, их отец Абдуманаф. Род аш-Шафии берет начало от Альмуталлиба брата Хашима. Аш-Шафии родился 150 г.х., в этом же году скончался имам Абу Ханифа. Умер он в 204 году хиджры. Делая тафсир этой суре «Аср» имам аш-Шафии говорит, что если бы Аллах ниспослал только эту суру в качестве наставления и доказательства, то этого было бы достаточно. Здесь имам не имеет в виду весь Коран. На такие важные вещи как знание, дела, призыв и сабыр в Коране приходит очень много аятов (90 аятов только о сабыре). И в суре «Аср» Аллах собрал эти 4-е вопроса в одном месте и еще раз подтвердил их особую важность. И именно об этом хотел сказать имам аш-Шафии, имея в виду, что «если бы Аллах ниспослал только эту суру в качестве довода на эти 4-е важных вопроса (знания, амалы, призыв, сабыр) то этого было бы достаточно».

 

Далее ат-Тамими приводит слова имама Бухари, полное имя которого, Абу Абдиллях Мухаммад ибн Исмаил ибн Иброхим ибн Мугира аль Бухари, родился в 194 г.х и умер 256 г.х. Его знаменитая книга «Ас-Сахих», которая считается второй книгой после Корана и признается единодушно всем мусульманским миром сборником достоверных хадисов. Книга о хадисах и фикхе «ас-Сахих» подразделена на отдельные 99 книг, каждая книга разделена на главы. В книге «Ильм», есть глава «Знание прежде слов и дел». И доказательство на это утверждение имам приводит в суре «Мухаммад» (19): «Знай, что нет божества кроме Аллаха, и проси прощения за грех свой». Просить прощения за грех – мы понимаем, как говорить словами и подтверждать делами. Т.е. прежде слов и дел, Аллах приказывает нам получить знание. Какое знание – знание о таухиде, о том, что только Аллах – Единый Бог, достоин поклонения и возвеличивания!

 

Абу Дарда, радыйаллаху анху, говорит: «Как хорошо человеку, который действует мало (т.е. мало совершает гибадат), но строго со знанием, т.е. с доказательствами! Счастлив человек, который ночью спит, днем кушает, а поститься только в месяц рамадан, читает 5-ый намаз, совершает призыв – но все это с далелем, каждый шаг с далелем, и его дела совпадают с сунной Пророка, салаллаху алейхи уасалям. И как ошибочно завидуют тем, кто всю ночь читает намаз, весь следующий день постятся (все 365 дней в году) – и весь свой гибадат они совершают без знаний. Они же махрур!». Пример таких – хавариджы.

 

Имам Мухамад ибн Насыр ибн Марвази передает следующий асар от Абу Саляба (сахаби): «Будьте осторожны – скоро вам откроется мир – у вас будет много имущества. Когда появится имущество – придет фитна. У кого есть знание – то к нему фитна придет белая (т.е ясная для знающего), к тому же, у кого нет знаний – к нему фитна придет черная (невежда не сможет спастись от опасного искушения)».

 

Абдулла ибн Мубарак, а также Суфьян ибн Уейна говорят: «Кто действует без знаний – тот похож на христианина, а тот, кто имеет знание и не действует – тот похож на яхудов».

 

Ибн Кайим: «Человек, делающий амалы без знания, похож на транспорт без водителя. Такой транспорт нанесет вред окружающим и в конце еще и себя погубит».

 

 

Урок 6.

__________________________________________________________________________

Матн из книги:

Знай, да смилостивиться над тобой Аллах, что каждый мусульманин и каждая мусульманка обязана познать следующие три вопроса и действовать в соответствии с ними.

1. Аллах создал нас, дал нам средства к существованию, и не оставил нас, предоставив самим себе. Он отправил к нам посланника, и тот, кто подчинился ему, войдёт в рай, а кто ослушается его, попадет в Огонь, Доказательством этого является высказывание Всевышнего:

﴿إِنَّا أَرْسَلْنَا إِلَيْكُمْ رَسُولاً شَاهِداً عَلَيْكُمْ كَمَا أَرْسَلْنَا إِلَى فِرْعَوْنَ رَسُولاً * فَعَصَى فِرْعَوْنُ الرَّسُولَ فَأَخَذْنَاهُ أَخْذاً وَبِيل﴾[المزمل: 15، 16
«Мы послали к вам посланника, свидетельствующего против вас, как послали к Фараону посланника. И ослушался Фараон посланника, и схватили мы его хваткой мучительной».
(аль-Муззаммиль 73:15-16).

2. Аллах недоволен, когда кто-либо приобщает к Нему равных в поклонении, будь то приближённый ангел или посланный пророк. Доказательством этого является высказывание Всевышнего:

وَأَنَّ الْمَسَاجِدَ لِلَّهِ فَلاَ تَدْعُوا مَعَ اللَّهِ أَحَداً (الجن 18)

«Мечети - для Аллаха, поэтому не взывайте ни к кому наряду с Аллахом»
(аль-Джинн 72:18).

3. Кто подчинился посланнику и не приобщал равных к Аллаху не должен любить тех, кто враждебен к Аллаху и Его посланнику, даже если это самый близкий родственник. Доказательством этого является высказывание Всевышнего:

: ﴿ لاَ تَجِدُ قَوْماً يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ يُوَادُّونَ مَنْ حَادَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَوْ كَانُوا آبَاءَهُمْ أَوْ أَبْنَاءهُمْ أَوْ إِخْوَانَهُمْ أَوْ عَشِيرَتَهُمْ أُوْلَئِكَ كَتَبَ فِي قُلُوبِهِمُ