Форма права — это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.

Выделяют три основные формы права.

I. Правовой обычай.Это самый древний источник права, да и само право как социальное явление зародилось в значитель­ной мере в результате приспособления обычаев, их корректи­ровки в соответствии с интересами имущих классов. Так, пер­вые законы античного и феодального обществ, по существу, были сводами обычного права отдельных племен (Русская Правда, Салическая Правда, Саксонская Правда и др.). Вообще обычай — правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Так, еще в древности зародился обычай передавать имущество умершего его родственникам.

Однако не всякий обычай является нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права. Как госу­дарство признает обычай источником права? Оно может, на­пример, для этого принять нормативно-правовой акт, указы­вающий на необходимость применения соответствующих обы­чаев, а может просто осуществлять их защиту в судах. Так, российские суды при разводе супругов обычно оставляют ре­бенка с матерью, хотя ни в одном нормативном акте такого правила нет. Но так как этот обычай применяется судами, то можно признать его правовым.


76 Глава 2. Теория права

Государство признает не всякий обычай, а только тот, кото­рый выражает какую-то общественную закономерность, а сле­довательно, для него полезен. К некоторым обычаям оно отно­сится безразлично (например, к древнерусскому обычаю «по­мочи»), а с некоторыми борется (например, с обычаем кровной мести, распространенным среди народов Кавказа).

В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками. Однако и в настоящее время эта форма права, хотя и не часто, все же употребляется.

Правовой обычай как источник права имеет немало досто­инств. Вот почему он на протяжении многих веков использо­вался людьми, а во многих современных африканских государ­ствах он и сейчас является основным источником права. Среди достоинствобычая можно назвать следующие:

1) возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он спо­собен полнее, нежели другие формы права, выражать волю на­рода, его воззрения, потребности;

2) выражение им определенных закономерностей, существую­щих в обществе, и, как следствие, — большая его объективность;

3) устная форма и донесение информации простым, доступ­ным языком;

4) большая степень добровольности в исполнении, посколь­ку обычай основан на привычке.

Однако обычаям присущи и существенные недостатки:

1) косность, относительная неподвижность, тогда как совре­менный мир меняется очень быстро;

2) неопределенность, что является результатом незафикси­рованное™ в письменном виде;

3) небольшая сфера распространения, местный характер.

П. Юридический прецедент (юридическая практика).Это бо­лее распространенный источник права, чем правовой; обычай. Он встречался еще в Древнем Риме, господствовал в Средние века. В настоящее время играет главную роль в Англии и в странах, в которых получило развитие так называемое англо­саксонское, или общее, право.