Существуют различные возможности поведения государства в условиях обострения социальных противоречий.

Первая возможность — это путь организации труда: становясь предпринимателем, государство передает создаваемую рабочими прибыль самим рабочим. Таким образом, рабочие, даже не имея ка­питала, смогут пользоваться всеми приносимыми им выгодами. Но недостаток этого пути Л. фон Штейн усматривает в том, что, зани­маясь организацией труда (установлением норм труда, порядка распределения прибыли и т. д.) государство само превращается в капиталиста и делает труд несвободным.

Вторая возможность — это путь организации кредита, когда государство безвозмездно дает каждому рабочему капитал, сораз­мерный его рабочей силе. Для этого государство должно взять этот кредит у тех, у кого он есть, то есть у экономически господствую­щего класса. Этот путь также не разрешает противоречий между трудом и капиталом.

Третья возможность — это путь социальной реформы, то есть создания такого государственного устройства и таких установле­ний, которые позволили бы труду самому вести к приобретению собственности. Этот путь и превращает государство в социальное, которое позволит обеспечить каждому человеку условия благосос­тояния. Под этими условиями Л. фон Штейн понимает «не духов­ное или хозяйственное богатство как таковое, а именно живое и свободное движение (межклассовое движение), которое делает это богатство достижимым для каждого человека». Эти условия дос­тигаются благодаря тому, что «за каждым отдельным лицом и клас­сом закрепляются раз признанные за ним права; положение тех, кто терпит лишения, должно быть улучшено содействием общей, за­ключающейся в государстве, силы».

Если же государство «не в силах выполнить эту социальную функцию, которая предусматривает не подчинение одного интереса другому, а гармоническое разрешение их противоречий, тогда ее ме­сто занимает элементарная власть физических сил, и гражданская война уничтожает вместе с благосостоянием всех и само государст­во, которое не могло понять и сохранить этого благосостояния».

Таким образом, миссия государства выражается в двух основных задачах: во-первых, способствовать свободному межклассовому движению; во-вторых, помогать тем, кто терпит лишения.

На уровне государственного управления Л. фон Штейн показывает, как эти две задачи реализуются в конкретных управленческих функци­ях государства:

1) устранение юридических препятствий свободному межклассо­вому движению;

2) попечение об общественной нужде, которое призвано обеспе­чить каждой личности физические условия самостоятельности;

3) содействие труду, не обладающему капиталом, в достижении хозяйственной самостоятельности, например, через вспомогательные кассы, страховое дело, самопомощь в форме союзного строя неимущих».

Определяя сущность социального государства, Л. фон Штейн писал, что «государство обязано поддерживать абсолютное равен­ство в правах для всех различных общественных классов, для от­дельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Государство обязано способствовать экономическому и обществен­ному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, разви­тие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».

Данное определение социального государства считается клас­сическим. Теория социального государства «ушла» далеко вперед с момента своего возникновения в трудах Л. Штейна. Однако без учета определения, предложенного Л. фон Штейном, не может быть рассмотрено ни одно современное социальное государство.

Новаторство Л. фон Штейна заключается в том, что он после­довательно обосновал и доказал необходимость трансформации го­сударства в социальное в условиях монополистической стадии раз­вития капитализма в целях сохранения самого общества. Теория социального государства, возникшая в Европе в XIX в., сыграла ог­ромную историческую роль в жизни европейских народов. Соци­альное государство воплотило в себе не только новые методы управления, а стало парадигмой деятельности государства на дол­гие годы вперед. В XX в. именно социальное государство было признано общественным идеалом европейской политики, на пути к которому были достигнуты большие успехи в плане экономическо­го и социального развития. Таким образом, сама жизнь подтвердила правоту взглядов Л. фон Штейна на государство, которое вынужде­но брать на себя выполнение социальных функций.

Сегодня стало общепризнанным, что государство может вы­полнять свое социальное предназначение и обеспечивать каждо­му возможность реализации своего права на достойное существование только лишь на прочной правовой основе, соблюдая при этом постоянный баланс между свободной рыночной экономи­кой и устранением «социальной несправедливости», порождае­мой ею. Поэтому основная задача социального государства — установление границы вмешательства власти в экономику и рас­пределение, не ущемляющей свободу одних и не снимающей ответственности за свою судьбу, с других.

Литература по теме: 1, 2, 5, 6.