8. Политические атрибуты власти:герб, флаг, гимн
В развитии теоретических представлений о государстве всегда существовали и противоборствовали две линии:
- этатическая - положительное отношение к государству, признание его общественной пользы;
- антиэтатическая - государственный негативизм, отношение к государству как к социальному и нравственному злу.
Вплоть до 19-го века преобладала этатическая тенденция, связывающая цели государства с усилением государственного же могущества. Даже забота о благе подданных, торжество справедливости и гуманности обосновывалось необходимостью укрепления государственной власти. По отношению к гражданам государство наделялось исключительными правами. Не была признана и развита идея обязанностей государства перед гражданами и идея контроля общества над государством.
Представители антиэтатической линии видели в государстве деспотическую, угнетающую силу, ограничивающую свободу и содействующую рабству.
Выдающийся французский мыслитель Сен-Симон критически оценивает государство, в котором «невежество, суеверие, лень и страсть к разорительным удовольствиям составляют удел главарей общества, а способные, бережливые, трудовые люди подчинены им и используются в качестве орудий». Приемлемым, с его точки зрения, является управление, а не политика, управление вещами, а не людьми.
Дальнейшее развитие эта линия получила у К. Маркса, который считал государство аппаратом насилия, создаваемым и используемым эксплуататорами, экономически господствующим классом для охраны и закрепления своего господства. Согласно марксисткой теории «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина чтобы держать в повиновении одному классу прочие угнетенные классы» (Ленин В. И.).
В принципе, мысль Маркса о том, что государство не может быть социально нейтральным, что оно всегда обслуживает и защищает определенные социальные интересы, абсолютно справедлива. Государство не может одинаково удовлетворять потребности всех социальных групп. Соответственно и сами эти группы оказывают неодинаковое воздействие на государственные решения.
Однако в марксизме была преувеличена служебная, инструментальная роль государства, которое, по Марксу, находится на службе определенного класса. Явно преувеличена роль насилия в осуществлении государственной власти и недооценены другие средства: убеждение, стимулирование, воодушевление, информирование и др.
Науке известны различные концепции возникновения государства. Рассмотрим некоторые из них.
Теократическая концепция.Связывает возникновение государства с божьим установлением.
Патриархальная теория (Р. Фильмер).Предполагает возникновение государственной власти как власти опекунской, отеческой в результате соединения родов в племена, племен в общности и государства.
Концепция договора (Гроций, Гоббс, Локк, Руссо). Выводит государство из соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.
Российская история знает примеры подобных соглашений между населением древнерусских городов-республик и приглашаемыми на власть князьями. При нарушении соглашения и в случае недовольства населения княжеским правлением князь отстранялся от власти.
Теория завоевания.Объясняет возникновение государства завоеванием одних групп населения другими.
Психологическая теория.Видит корни государства в идее, рожденной человеческим гением.
Социально-экономическая концепция возникновения государства. Занимает особое место, наиболее ранняя ее разновидность - взгляды Платона, увидевшего истоки государства в разделении труда, в обособлении деятельности по руководству обществом.
По мнению Маркса, государство возникает вследствие развития производства, социальной и имущественной дифференциации, общественного разделения труда, раздела общества на классы. Но государство отомрет с исчезновением классов.
Однако история и современность не дают оптимистических оснований надеяться на отмирание государства, и суждение об отмирании государства в бесклассовом обществе можно считать лишь гипотезой.
Генезис государства в историческом плане можно рассмотреть как совокупность нескольких этапов:
1 этап - античный. Он характерен следующими моментами:
- сохраняются остатки первобытной демократии (особенно военной);
- чередуются республиканские и монархические формы правления;
- существует деление населения на свободных (граждан) и несвободных (рабов);
- экономическая деятельность - удел несвободных.
Государства этого этапа имели четко выраженные две функции:
- руководство (господство, подавление) трудом порабощенных;
- регулирование отношений в сообществе свободных.
2 этап - Средние века. Этот этап характеризуется следующим:
- сохраняется сильная монархическая власть;
- население - собственность монарха («государевы люди»);
- государство доминирует в обществе;
- формируются предпосылки и основы государства Нового времени. В это время в научной литературе появляются понятия: владения, земли, княжества, королевства, империи и республика. (от лат. «рес» - вещь, и «публика» - общественное).
3 этап - Новое время (с 17-го в.). На этом этапе:
- на Востоке закреплялись монархические и имперские формы государства;
- в Европе завершился процесс образования наций, формирования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран;
- изживаются остатки неэкономического принуждения в труде;
- формируется личность нового типа;
- образуется общество суверенного народа - противовес государству;
- образуются централизованные государства - метрополии. К этому времени относится появление теорий о федеральном или конфедеративном устройстве государства.
4 этап - современный. Этот этап характерен:
- расширением федеративных и конфедеративных процессов;
- углублением демократических процессов;
- стабильностью государства благодаря равновесию власти и общества;
- распадом государств-метрополий и образованием молодых государств (так называемые государства третьего мира);
- распадом государственных объединений типа СССР, Югославия.
Такова история возникновения и эволюции государства.
Государство, как институт политической власти, структурно состоит из следующих основных систем:
1. Властные системы:
- органы законодательной власти;
- органы исполнительной власти;
- органы судебной власти.
2. Надзорно-контрольные органы:
- прокуратура;
- полиция, милиция;
- таможня служба, таможенные органы;
- налоговая инспекция и налоговая полиция;
- счетная палата;
- органы надзора (экологический, лесной, рыбоохраны и т.п.).
3. Органы защиты:
- вооруженные силы;
- национальная гвардия, внутренние войска, жандармерия, карабинеры и т. п.;
- органы безопасности;
- пограничная служба, пограничные войска, пограничная стража.
Государство обладает рядом функций, основными направлениями работы. Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние.