III. Теории происхождения языка.

Вопрос о том, когда и как возник язык, интересовал людей с древних времён. Язык возник до рождения науки о нём, поэтому представление о времени и сущности этого явления наука черпает из косвенных источников.

Проблему происхождения языка нельзя смешивать с проблемой происхождения отдельных языков. Язык появился на земле предположительно 1 млн. лет назад. Возраст же отдельных языков составляет несколько тысячелетий. Проблема происхождения языков является частью более сложной проблемы - проблемы происхождения человека и человеческого общества, т.е. проблемы антропогенеза. Поэтому данных лингвистики недостаточно. Необходимо привлечение данных археологии (науки о памятниках культуры), этнографии (науки о быте, развитии техники народов, стоящих на более низких ступенях развития), физиологии, психологии, сведений об особенностях умственного развития животных и т.п.

Тайна происхождения языка интересовала людей ещё во времена античности, где сложилось два направления. Сторонники одного из них отстаивали естественный, «природный» характер языка, его биологическую обусловленность – так называемая теория «фюсей» (от physei«по природе»). Их оппоненты, в частности Аристотель, утверждали условный характер языка – теория «тесей» (от thesei«по установлению»). Дискуссии эти были частью общей полемики по одному из основных философских вопросов античности – по вопросу о соотношении между «вещью», «словом», «мыслью».

В настоящее время насчитывается свыше 500 различных теорий происхождения языка.

1) Теория звукоподражания возникла в античный период в Древней Греции у стоиков (Демокрит, Платон). Так, римский поэт и философ Лукреций (1 в. до н.э.) считал, что язык дан человеку от природы в результате возникшей потребности в нём, поэтому все имена и названия отражают естественные свойства вещей. Широкое распространение эта теория получила в XIX в. Представители её считали, что первые звуки, произнесённые человеком, - это подражание звукам природы. В основу этой теории положено обозначение предмета по его естественному звучанию: считалось, что в каждом звуке, который входит в состав слова, отражена природа вещи и её характер, поэтому звуки способны передавать различные впечатления и представления об окружающем мире. В целях доказательства они опирались на то обстоятельство, что во всех языках мира есть одинаковые звуки (н-р: обозначение звуков, издаваемых петухом, и мычание). Кроме того, в каждом современном развитом языке насчитывается до 2-3-х тысяч звукоподражательных слов, а это не мало. В некоторых же языках удельный вес таких слов очень велик и доныне, н-р, в нанайском языке России, в языке эве в Судане (Африка). Но, во-первых, таких слов мало, и не они составляют ядро словарного фонда языка. Во-вторых, такие слова строятся на имитации звуков животного мира, и разными народами они воспринимаются по-разному (н-р, утка: русск. – кря-кря, рум. - мап-мап, дат. - раб-раб). В-третьих, появление не всех звукоподражательных слов относится к истории; некоторые из них возникают и в наше время (тик-так, пиф-паф). В-четвёртых, главное то, что существуют «немые» предметы, которые не издают звуков (земля, небо, стол, книга).

В современной лингвистике эта теория называется теорией фоносемантики или теория содержательности звуковой формы в языке. Она имеет под собой вполне реальные основания. Так, А.П. Журавлёв в свое книге «Звук и смысл” (1991) на разнообразном языковом материале доказывает, что звуки слова способны передавать определённое смысловое содержание, а также отражать самые различные признаковые свойства объектов, этим словом обозначаемых. Т.о., звуковая форма слов часто несет в себе как бы «поддержку» понятийного содержания слова, помогая слушателю лучше усвоить словарное значение. В качестве примера он приводит такие слова, как лилия, репей, гром, струна, ястреб, мимоза и др., которые уже своим звучанием дают некоторое представление о характере обозначаемых ими предметов. Т.о., фонетические средства языка в речевой деятельности выступают достаточно эффективным и действенным средством передачи информации, средством воздействия на процесс восприятия речевого сообщения.

2) Междометная теория идёт от эпикурейцев (противников стоиков) и заключается в том, что язык появился из способности человека выражать различного рода чувства: боль, радость, досаду, восторг и т.п. Отсюда представители данной теории, среди которых были В.Гумбольдт, Г.Штейнталь, Ч.Дарвин и др., делают вывод о том, что первыми словами, появившимися на земле, были междометия. Но нужно отметить, что естественное выражение чувств и сами междометия - это не одно и то же. Это подтверждается тем, что чувство, к примеру, боли все люди испытывают примерно одинаково, а выражают его на разных языках при помощи разных междометий и на одном языке разными междометиями.

3) В XVIII-XIX вв. появляется новая, биологическая теория происхождения языка, которая объясняет его появление с физиологических и психологических позиций. Представители данной теории утверждали, что язык - это функция психики и речевых органов человека. Однако в этом случае невозможно объяснить появление множества различных языков, а также возникает вопрос: почему человек, находясь в изоляции не способен научиться языку.

4) Теория социального договора утверждала, что язык - это продукт сознательного договора между людьми. Однако, чтобы договориться, уже необходимо какое-л. средство общения, что ставит под сомнение истинность данной теории.

5) Теория трудовых выкриков выдвинута в 70-х гг. XIX в. Людвигом Нуаре, который считал, что первые слова появились в процессе трудовой деятельности и являлись наименованиями процессов труда. Язык возник благодаря выкрикам людей во время труда, которые были призваны как-то организовать единый ритм труда. Эта теория впервые признавала связь между процессом труда и появлением языка, однако делала это в отрыве от проблемы происхождения человека, познания человеком природы и человеческого общества.

6)Эстетическая теория происхождения языка появилась в начале XX в. Её авторы считали, что язык возник в результате эстетической потребности человека, язык возник как «забава». Элементами этой «забавы» считались жест, гримаса рта, звуки и сама речь.

 

Как видим, среди условий, повлиявших на появление и развитие языка, были факторы, с одной стороны, связанные с эволюцией человеческого организма, с другой - с превращением первобытных форм существования человека в общество. Поэтому все многочисленные теории происхождения человеческого языка делятся на две большие группы: 1) теории биологические и 2) теории социальные.

 

IV. Современное представление о происхождении языка («трудовая теория»).

Современное представление о происхождении языка («материалистическая теория» – Л. Нуаре, К. Бюхер, К. Маркс, Ф. Энгельс) связано с утверждением существовании глубокой взаимозависимости между рождением и развитием коллективного труда, сознания, языка и человека. Оно основывается на учении К. Маркса и Ф. Энгельса, которые, в свою очередь, опирались на достижения биологии и труды Ч. Дарвина. Основные положения данной теории были высказаны ими в работах «Немецкая идеология» и «Диалектика природы». Достаточно подробно данная проблема рассматривается Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876г.). В этой работе он устанавливает два типа предпосылок развития человека: биологические и социальные.

Биологические (развитие нервно-мышечного аппарата):

а) дифференциация функций передних и задних конечностей;

б) приобретение вертикальной походки, что позволило более эффективно использовать передние конечности для труда (первое орудие человека - рука);

в) переход к осознанному труду.

Социальные - условия жизни и труда человека.

«Процесс труда начинается с изготовления орудий труда» (Ф. Энгельс). Именно начало изготовления и использования орудий труда является водоразделом между человекоподобной обезьяной и первобытным человеком. В дальнейшем процесс труда совершенствовал и руку. Поэтому рука - это орудие и произведение труда. Развитие трудовой деятельности способствовало развитию и сплочению общества. У человека появляется необходимость обмениваться мыслями и более осознанно подходить к проблеме организации процесса труда.

Современные антропологи выделяют три периода антропогенеза или истории человечества:

1) Древнейший - 2-3 млн. лет назад, представлен австралопитеками (от лат. australis «южный» и др.-греч. pithekos «обезьяна»). Появление австралопитеков относится к тому времени, когда наши предки приняли вертикально положение (прямохождение, стадный образ жизни, использование «природных» орудий труда).

2) Древний - 1 млн. лет назад, представлена питекантропами, синантропами и неандертальцами.

Первый первобытный человек относится к питекантропам (букв. «обезьяночеловек»). Они мало чем отличаются от своих предков, однако стадо у них уже представляет собой трудовой коллектив, они используют различные сигналы для побуждения и организации совместных действий, передние конечности получают хорошее развитие. Именно на этом этапе антропогенеза происходит зарождение речи.

Синантроп - китайский человек (останки были обнаружены в Китае). Они использовали первобытные орудия труда, в частности каменные.

Неандерталец (до 200 тыс. лет назад) ознаменовал переход к мыслящему человеку (средний палеолит). Мозг неандертальца в два раза больше, чем у питекантропа. Речь неандертальца становится членораздельной. Они изготавливают искусственные (пока примитивные) орудия труда.

3) Новый - 40-50 тыс. лет назад, представлен homo sapiens - «человек разумный», начиная с кроманьонца. Кроманьонцы жили социальными ячейками. У них имеет место разделение труда, а также производство более сложных видов орудий труда, в том числе составных: копьё + наконечник. Они уже знают наскальную многоцветную живопись. В эту эпоху завершается становление звукового языка, выступающего уже как полноценное средство общения. Речь становится не только членораздельной, но и связной. Человек уже может связывать значения разных слов, в результате чего появляется предложение. По мнению А.А. Леонтьева, существовало по крайней мере два структурных типа предложения: в одном указывалось действие и объект (бросает копьё, убивает медведя), в другом - субъект действия и действие (птица летит, человек охотится). Это подтверждается наличием в разных языках мира переходных и непереходных глаголов (читать книгу, спать).

Переход человека к прямохождению был вызван климатом и привёл к разделению функций рук и ног. Следствием высвобождения рук из процесса ходьбы явилось то, что рука стала специализироваться не только на хватательных движениях, но и на изготовлении орудий труда: «Рука служит для собирания и удержания пищи, для строительства жилищ, защиты от врагов» (Ф. Энгельс). Это дало толчок для развития функций мозга. В результате человек овладевает звуковой речью. Появление языка, в свою очередь, стимулировало развитие общества. Но на ряду со звучащей речью в это время активно используется и язык жестов, который называется «кинетической» речью и связан сейчас в основном с существованием различных обрядов. Развитие руки способствует большему развитию трудовых операции, которые оказывают обратное влияние на развитие мышления и языка (учёными установлена связь между степенью развитости руки, в частности большого пальца, и уровнем интеллекта): «Что пошло на пользу руке, пошло на пользу всему организму» (Ф. Энгельс). «Развитие труда способствовало более тесному сплочению членов общества, т.к. появилось сознание пользы взаимной поддержки» (Ф. Энгельс). Именно труд заставляет людей объединяться в общество, а любое сообщество людей нуждается в средстве общения. «У людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала свой орган» (Ф. Энгельс).

«Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который превосходит его по величине и совершенству» (Ф. Энгельс).

Переход от растительной пищи к мясной, а затем от сырой пищи к варёной также способствует развитию функций мозга, т.к. мясо содержит фосфор, так необходимый для питания мозга. С развитием мышления у человека появляется абстрагирующая функция мышления, которая выражается в способности к умозаключениям. Любой трудовой акт предполагает процесс абстракции (н-р, такое орудие труда, как зубило заставляет человека задуматься, как минимум, о его назначении, о причинно-следственных отношениях различных операций, производимых данным инструментом).

Лобные доли у «разумного» человека занимают свыше 25% всей массы больших полушарий. Изменяется внешний облик человека: лоб приподнимается, изменяется его угол (у неандертальца он - 73°, у современного человека - 90°).

«Благодаря совместной деятельности руки, органов речи и мозга не только у каждого в отдельности, но также и в обществе, люди приобрели способность осуществлять всё более сложные операции, ставить всё более высокие цели и достигать их» (Ф. Энгельс).

Труд, язык и мысль формировались одновременно, в единстве и взаимодействии. Они же являются основными причинами развития человека. Но ведущей силой этого триединства был и остаётся труд.