Источники римского права

В древнейший период развития римского права первоначальным его источником (формой выражения правовых норм) яв­лялись правовые обычаи,хранителями и толкователями которых были жрецы-понтифики. Различались обычаи предков - mores maiorum (пример - сложившийся в ус­ловиях патриархального родоплеменяого строя комплекс обы­чаев, ставивших женщину в зависимое от мужчины - отца, мужа, опекуна - положение), обычаи жрецов - commentarii pontificum (в частности, обычай карать религиозным проклятием патрона, предавшего интересы своего клиента), обычаи магистратов -commentarii magistratuum (один из них - правило, предписывав­шее завершать судоговорение по делу в течение одного дня, до захода солнца); наконец, существовали обычаи, вытекавшие из практики людей, живших в обществе, - так называемая обыч­ная практика - usus (примером может служить обычай, предла­гавший самому истцу при отсутствии специальных секретарей обеспечить явку ответчика в суд).

В течение долгого времени писаных законов в Риме почти не было. В условиях простоты хозяйственного строя и всей об­щественной и государственной жизни обходились применением права обычного, неписаного. В легенду о том, что уже Сервий Туллий издал 50 «царских законов», поверить трудно. Однако по мере развития общины, расширения ее территории и появ­ления в Риме особого слоя общества - плебеев - обычного пра­ва становилось недостаточно - из-за его нечеткости, неопреде­ленности, расширительного толкования судьями. Особое не­довольство вызывало такое состояние права среди неполно­правных плебеев, страдавших от произвола судей из патрициев.

Борьба плебеев за запись обычного римского права привела к созданию особой «комиссии десяти» и имела конечным результатом запись действовавших правовых обычаев вместе с дополнениями и уточнениями, внесенными самими децемви­рами, в 450 г. до н. э.

Записанные на двенадцати бронзовых досках, они были выставлены на форуме и составили первые писаные законы - Законы XII Таблиц.Первоначальный текст их не сохранился. Он восстановлен лишь в результате большой реставраторской работы ученых нового времени, извлекших из произведений рим­ских юристов, историков, ораторов содержащиеся в них ссылки и цитаты из текстов XII Таблиц.

Впоследствии Законы ХII Таблиц были дополнены и из­менены нормами других законов. ВРимской республике они принимались народным собранием (центуриатными либо трибутными комициями) и назывались leges.Авторами законопро­ектов могли быть высшие магистраты - консулы, диктаторы, а также плебейские трибуны. Законопроект подвергался обсуж­дению в сенате и лишь после одобрения большинством сенато­ров мог быть вынесен на голосование в комиции. Имя автора законопроекта обычно входило в название закона; часто присо­единялось и определение, указывавшее на содержание закона (lex Poetelia, lex Sempronia agraria). В условиях принципата при переходе Рима от республики к империи, начиная с I в. н. э., законодательная деятельность комиций была постепенно пре­кращена, а законодательная власть у них изъята. Место законов заняли постановления сената- сенатусконсульты,роль кото­рых в политической жизни Рима на время сильно возросла, по­скольку списки сенаторов составлялись самим принцепсом и сенат в целом являлся проводником его воли.

По мере усиления императорской власти в условиях позднего принципата и домината законодательные функции ока­зались сосредоточенными у императоров. Законами являлись конституции императоровсогласно правилу: «Что угодно императору, то имеет силу закона». По содержанию и значению они подразделялись на эдикты(указы), рескрипты(распоряжения по отдельным делам), мандаты(инструкции императорским чи­новникам), декреты(решения императора по спорным делам). Императорские конституции были законами на всем протяже­нии постклассического периода истории римского права. Эво­люция понятия «закон» - прямое свидетельство параллельного и взаимосвязанного процесса развития государства и права.

Уже в III в. до н.э. с развитием рабовладельческой эконо­мики, товарно-денежных отношений, расширением территории Римского государства Законы ХП Таблиц и другие законы, при­нимаемые народным собранием, оказались недостаточными для того, чтобы регулировать ставшие более сложными имуществен­ные отношения. В результате возник новый источник римского права, отвечавший нуждам времени, - эдикты(указы - edicta, от лат. dico - говорю) магистратов.Особое значение приобрели ежегодно издаваемые эдикты преторов,где излагались новые, продиктованные жизнью правила, которых преторы считали нужным придерживаться в судопроизводстве. Преторский эдикт, не отменяя устаревших правовых обычаев и законов, лишал их судебной защиты, превращал основанные на них права в «голое право». Со временем преторский эдикт приобрел определенную преемственность и стабильность, став в классический период основным источником римского права (edictum perpetuum, edictum tralaticum).

Значительную роль в этом сыграл юрист Сальвий Юлиан (II в. н. э.), который по поручению императора Адриана собрал и пересмотрел материалы преторских эдиктов. С тех пор допол­нять эти нормы мог только император, дальнейшее развитие преторского права прекратилось.

Не менее значителен был эдикт особых преторов, изби­раемых специально для защиты имущественных интересов пере-гринов-чужестранцев, живших в Риме.

Помимо преторов эдикты издавали и другие магистраты: курульные эдилы, квесторы, правители провинций.

В классический и постклассический периоды важным ис­точником права была правотворческая деятельность юристов.В Римской республике им принадлежала большая роль в разрешении судебных дел: в качестве знатоков права они давали граж­данам юридические консультации, носившие первоначально неофициальный характер, поскольку исходили от частных лиц. Но при императорском дворе уже появился сановник, наделен­ный правом от имени императора давать разъяснения и реко­мендации, обязательные для суда.

В императорскую эпоху сведущие юристы не только зани­мались изучениеми толкованиемправа, но обучали молодых юристов, создавали учебники римского права- институции. Огромную роль в развитии права играли знаменитые римские юристы Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестини Гай.Напи­санный Гаем в середине П в. н. э. учебник «Институции»пользовался особой известностью. В конце III в. в Византии начался процесс систематизации огромного количества правовых норм: были составлены частные сборники римского права - Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана. А первой официальной ко­дификацией императорских конституций явился кодекс импера­тора Феодосия (438 г.)

Завершение систематизации римского частного права от­носится ко времени правления императора Юстиниана (в Вос­точной Римской империи). В 528 г. Юстиниан специальным ука­зом назначил комиссию из десяти членов во главе с начальни­ком императорской канцелярии Трибонианом. К 533 г. комисси­ей были составлены три части сборника, позднее названного «Сводом гражданского права». В его состав вошли «Институ­ции Юстиниана»- элементарный курс римского права, «Дигесты»или «Пандекты»- сборник цитат и отрывков из произве­дений сорока самых авторитетных римских юристов, в том чис­ле - Ульпианаи Павла, «Кодекс»- собрание конституций импе­раторов, правивших до Юстиниана, и конституций, изданных им самим до 534 г. Все части Свода по указу Юстиниана полу­чили силу закона. Дополнением к Своду явились «Новеллы»-сборник изданных после 534 г. конституций Юстиниана. В Сво­де Юстиниана уже отразился кризис рабовладельческих от­ношений, крайнее усиление власти римских императоров, гос­подствующее положение христианской церкви/