Физические лица

Физическое лицо в римском праве называлось словом persona(«личность»). Правоспособность- способность лица иметь права, иначе говоря, быть субъектом права, обозначали словом caput(«голова»). Римское рабовладельческое право при­знавало способным иметь права отнюдь не всякого человека. Для обладания полным объемом правоспособности необходимо было обладать тремя статусами(состояниями), свободы, граждан­ства и семейным.

Обладание статусом свободы(status libertatis) обеспечи­вало положение свободного человека и было первейшим усло­вием правоспособности. Статус свободы мог быть приобретен и утрачен. Приобретался он с рождением от свободной матери, а также при отпуске раба на свободу его господином либо госу­дарством; утрачивался при попадании в плен, по приговору суда. С утратой свободы обращенный в рабство человек лишался правоспособности полностью, превращался в вещь, в объект пра­ва - res («вещь», «имущество»).

Статус гражданства(status civitatis) обозначал принад­лежность к римской общине. Обладание этим статусом в облас­ти публичного права давало человеку политические права: на участие в работе комиций, в выборах магистратов, на службу в легионах. Среди правомочий гражданина в частноправовой сфере были право заключения имущественных сделок (ius commercii) и право на законный римский брак (ius conubii), а также на за­щиту интересов в частных делах в соответствии с нормами квиритского и преторского права.

Третий, семейный статус(status familiae) обозначал по­ложение главы семьи - домовладыки.Приобретался он взрос­лыми сыновьями после смерти отца, являвшегося домовлады-кой, утрачивался при усыновлении другим главой семьи. По рим­скому праву, только «отец семейства» (paterfamilias) - мужчина, возглавлявший большую патриархальную семью (фамилию), был правоспособным в сфере частного права. Ни его жена, ни дети, в том числе взрослые сыновья, уже получившие политические права, не могли вступать в брак без разрешения домовладыки и совершать имущественные сделки от собственного имени. Домовладыке принадлежало все имущество семьи, и он один мог им распоряжаться по своему усмотрению. Власть домовладыки распространялась на всех членов семьи, включая взрослых сы­новей, их жен, детей и даже усыновленных. Лиц, состоявших под властью одного домовладыки, объединяли агнатские узы,своего рода «юридическое родство». Родство по крови называ­лось когнатским(когнаткой была, например, дочь, сестра по отношению к своим родителям, братьям, сестрам, после заму­жества вошедшая агнаткой в семью мужа).

Правоспособность могла быть утрачена полностью (при потере статуса свободы) либо частично, когда утрачивались дру­гие статусы (утрата статуса гражданства была, в частности, со­пряжена с утратой семейного статуса; потеря семейного статуса на другие состояния не влияла). Соответственно различались умаление правоспособности максимальное, среднее и мини­мальное:capitis deminutio maxima, capitis deminutio media, capitis deminutio minima.

В современном праве помимо понятия правоспособности существует еще и понятие дееспособности,понимаемой как спо­собность совершать действия с соответствующими юридичес­кими последствиями. Римские юристы еще не знали соот­ветствующих категорий и не разработали вопросов, связанных с дееспособностью. Однако они уже не за каждым лицом при­знавали способность самостоятельно совершать действия с юри­дическими последствиями.

В первую очередь они ввели ограничения, связанные с воз­растом лица, понимая, что способность принимать решения при­ходит лишь с жизненным опытом. В римском праве дети до 7 лет считались полностью недееспособными, дети от 7 до 14 лет - частично недееспособными (они могли совершать только такие сделки, которые вели к приобретению имущества). Если эти лица не состояли под властью домовладыки, над ними учреждалась опека (tutela). Опекуном обычно становился ближайший род­ственник по указанию в завещании отца несовершеннолетнего либо по назначению магистрата. Опекун(tutor) должен был за­ботиться о личности и имуществе подопечного. Если несовер­шеннолетний совершал сделку без разрешения опекуна, она юридически обязывала его только в пределах полученного от нее обогащения.

Молодые люди с 14 (а женщины - с 12 лет) до 25 лет были частично дееспособны. Они могли составлять завещания и всту­пать в брак, совершать имущественные сделки. Однако если последние оказывались убыточными для них, претор мог вос­становить прежнее положение, аннулировать сделку в силу не­опытности данного лица. Над людьми этого возраста могло быть установлено попечительство(сига). Лицо мужского пола, до­стигшее 25 лет, было полностью дееспособно.

В течение многих веков в римском праве существовали ограничения в правоспособности и дееспособности женщин. В республиканском Риме женщина до замужества находилась под властью своего домовладыки (отца, деда, старшего из братьев), после замужества поступала под власть мужа либо его домовла­дыки. Вдова подпадала под опеку деверя (брата мужа) либо дру­гого ближайшего агната по семье мужа. Как гласили Законы ХII Таблиц, «даже совершеннолетние женщины вследствие прису­щего им легкомыслия должны состоять под опекою». Исключе­ние допускалось только для дев-весталок, которых римляне в уважение к их жреческому сану освобождали от опеки (Т. V, § 1).

В конце классического периода взрослая женщина, не сос­тоявшая ни под властью отца, ни под властью мужа, получила некоторую самостоятельность в управлении и распоряжении своим имуществом. Еще более сокращены были ограничения правоспособности и дееспособности женщины в праве юстиниановой эпохи, но равноправия полов все-таки не было и тогда.

Особыми обстоятельствами, влиявшими на ограничение дееспособности персоны, были также состояние психического здоровья, репутация либо занятие особой профессией, которая считалась недостойной римского гражданина, позорной, бесчес­тящей. В таких случаях над рядом лиц устанавливалось попечи­тельство, посредством которого и велись деловые операции. Так, только через попечителя могли вести свои дела умалишенный, лицо, известное как заведомый мот, «расточитель», не пользую­щийся доверием в деловых кругах, либо человек, занимающий­ся сводничеством, поддерживать прямые контакты, с которым уважающий себя римский гражданин просто считал недопусти­мым. Бесчестным, подвергнутым бесчестию(infamia) считалось также лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля, а по­том отказавшееся дать показания в суде по поводу этой сделки.