Этика поведения мухаддиса
1. Введение
Поскольку изучение и передача хадисов относятся к числу наилучших средств приближения к Аллаху Всевышнему и наиболее достойных занятий, мухаддисы, которые занимаются этим и распространяют хадисы среди людей, должны отличаться наилучшими нравственными качествами, служа живым примером того, чему они учат других, и применяя то, что они велят делать другим, прежде всего к самим себе.
2. О том, что прежде всего должно быть присуще мухаддису
а) Он должен стремиться к тому, чтобы намерения его были искренними, и очищать сердце от таких мирских устремлений, как любовь к главенству или славе.
б) Основной заботой мухаддиса должно быть распространение хадисов и доведение до сведения людей слов посланника Аллаха, , в стремлении к великой награде Аллаха.
в) Он не должен передавать хадисы в присутствии более знающих мухаддисов или тех из них, которые старше его по возрасту.
г) Он должен направлять задающего ему какие-либо вопросы о хадисах к другому, если ему известно, что у этого другого имеется такой хадис.[171]
д) Он не должен отказываться от передачи хадиса другому человеку в силу того, что намерения этого человека являются неправильными, так как необходимо надеяться на то, что они исправятся.
е) Он должен посещать собрания мухаддисов для того, чтобы диктовать хадисы и обучать им других, так как это является высшей степенью передачи.
3. О том, что желательно сделать, если мухаддис пожелает посетить собрание с целью диктовки хадисов
а) Желательно совершить омовение, умаститься благовониями и расчесать бороду.
б) В знак уважения к хадисам посланника Аллаха, , желательно сидеть спокойно и с достоинством.
в) Желательно уделять внимание всем присутствующим, никого не выделяя за счёт других.
г) Желательно начинать и завершать такие встречи хвалой Аллаху Всевышнему, благопожеланиями пророку, , и обращениями к Аллаху с приличествующими подобному случаю мольбами.
д) Желательно не касаться того, что недоступно разуму присутствующих, и не говорить о таких аспектах хадисов, которые будут им непонятны.
е) Желательно завершать диктовку хадисов забавными рассказами для того, чтобы дать отдохнуть сердцам и разогнать скуку.
4. С какого возраста мухаддису следует приниматься за передачу хадисов?
Мнения на этот счёт расходятся.
а) Одни говорили, что это следует делать, начиная с пятидесяти лет, другие - что с сорока. Высказывались и другие мнения.
б) Правильное мнение состоит в том, что это следует начинать делать тогда, когда он будет к этому готов, а другие станут нуждаться в его знаниях, независимо от возраста.
5. Наиболее известные сочинения на эту тему:
а) “Аль-джами‘ ли-ахляк ар-рави ва адаб ас-сами‘” аль-Хатиба аль-Багдади.
б) “Джами‘ байан аль-‘ильм ва фадли-хи ва ма йанбаги фи ривайати-хи ва хамли-хи” Ибн Абд аль-Барра.