Реферат Курсовая Конспект
ПОСОБИЕ ПО ТЕРМИНОЛОГИИ ХАДИСОВ - раздел Образование, ...
|
Комиссия по переводу
ГЛАВА 1
Сообщение(хабар)
Раздел первый: Классификация сообщений с учётом того, как они дошли до нас
Принимая во внимание то, как именно дошли до нас те или иные сообщения, их можно разделить на две группы:
1. Если сообщение передаётся очень многими путями, определённое количество которых не установлено, оно относится к числу сообщений, именуемых “мутаватир”.
2. Если сообщение передаётся небольшим количеством путей, оно относится к числу отдельных сообщений (āхāд).
Каждая из вышеупомянутых групп подразделяется на подгруппы и отличается своими особенностями, о чём, если захочет Аллах Всевышний, я буду подробно говорить позже, а сейчас перейду к исследованию сообщений, именующихся “мутаватир”.
ГЛАВА 2
О качествах такого передатчика, передача которого принимается, и об отводе (джарх)
и подтверждении (та‘диль),
которые имеют к этому отношение
Тема первая: о передатчике и условиях приемлемости его сообщений.
Тема вторая: общий обзор трудов, посвящённых проблемам отвода и подтверждения (джарх ва-т-та‘диль).
Тема третья: степени отвода и подтверждения (джарх ва-т-та‘диль).
ГЛАВА 3
Правила и способы передачи
Раздел первый: способы точной передачи и пути её восприятия.
Раздел второй: правила передачи.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: Способы точной передачи
и пути её восприятия
Тема первая: как следует слушать и воспринимать хадисы и что представляет собой их точная передача.
Тема вторая: пути восприятия хадисов и формы их передачи.
Тема третья: письменная фиксация хадисов, их точная передача и их классификация.
Тема четвёртая: как следует передавать хадисы.
ГЛАВА 4
Иснад и то, что с ним связано
Знание о передатчиках
1. Знание о сподвижниках.
2. Знание о последователях.
3. Знание дат рождения и смерти передатчиков.
4. Знание о разрядах улемов и передатчиков.
5. Знание о достойных доверия и слабых передатчиках.
6. Знание о местах рождения передатчиков и тех странах, где они жили.
Знание о сподвижниках
1. Определение сподвижника (сахаби)
а) Слово “сахаба” является масдаром в значении “сухба” (общение), и от него образованы слова “сахаби” и “сахиб” (мн. число – “асхаб” или “сахб”). Слово “сахаба” часто используется в значении “асхаб”.
б) В качестве термина слово “сахаби” используется для обозначения такого человека, который встречался с пророком, , являясь мусульманином, и умер в исламе, даже если этому предшествовало вероотступничество[173].
2. Важность и польза знания о сподвижниках
Знание о сподвижниках является важным и полезным видом знания. Среди прочего полезность его заключается в том, что оно позволяет отличать друг от друга хадисы с непрерывными иснадами от тех, в иснадах которых есть разрыв.
3. Благодаря чему можно узнать о том, что человек относился к числу сподвижников?
Указанием на это может служить один из пяти нижеперечисленных признаков.
а) Многочисленность указывающих на это сообщений. Речь идёт о таких сподвижниках как Абу Бакр ас-Сиддик, Умар бин аль-Хаттаб и остальных из числа тех десяти, которым была возглашена радостная весть о рае.
б) Известность, которой пользовались такие сподвижники как Димам бин Са‘ляба или ‘Уккяша бин Михсан.
в) Сообщение об этом одного из сподвижников.
г) Сообщение об этом одного из заслуживающих доверия последователей.
д) Сообщение сподвижника о самом себе, если он известен своей справедливостью, а то, на что он претендует могло иметь место.[174]
4. Признание честности всех сподвижников
Чесностью отличались все сподвижники, да будет доволен ими Аллах. В данном случае под чесностью имеется в виду, что, передавая что-либо о пророке, , они не допускали сознательной лжи и отклонений, не делая ничего такого, в силу чего передаваемые ими сообщения следовало бы считать неприемлемыми. Таким образом, следует, принимать всё передававшееся ими, не утруждая себя поисками доказательств их честности, ведь они были носителями шариата и составляли собой лучшее из живших на земле поколений.
5. Сподвижники, передавшие наибольшее количество хадисов
Сподвижников, да будет доволен ими Аллах, передавших особенно много хадисов, насчитывается шесть. Ими являются:
а) Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передавший пять тысяч триста семьдесят четыре хадиса, а с его слов их передавало более трёхсот человек.
б) Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передавший две тысячи шестьсот тридцать хадисов.
в) Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, передавший две тысячи двести восемьдесят шесть хадисов.
г) Мать правоверных Аиша, да будет доволен ею Аллах, передавшая две тысячи двести десять хадисов.
д) Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передавший тысячу шестьсот шестьдесят хадисов.
е) Джабир бин Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, передавший тысячу пятьсот сорок хадисов.
6. Сподвижники, вынесшие наибольшее количество фетв[175]
Сообщается, что наибольшее количество фетв вынес Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, за которым следуют шестеро крупнейших улемов из числа сподвижников, о чём Масрук говорит так: «(Всё) знание сподвижников перешло к шестерым (людям): Умару, Али, Убаййу бин Ка‘бу, Зайду бин Сабиту, Абу-д-Дарде и Ибн Мас‘уду, после чего знание этих шестерых перешло к Али и Абдуллаху бин Мас‘уду».
7. Кого называют “‘Абадиля” (Абдуллахи)?
Речь идёт о тех людях из числа сподвижников пророка, , которые носили имя Абдуллах и количество которых в целом достигало трёхсот, но в данном случае имеются в виду четверо сподвижников по имени Абдуллах, а именно:
а) Абдуллах бин Умар.
б) Абдуллах бин Аббас.
в) Абдуллах бин аз-Зубайр.
г) Абдуллах бин Амр бин аль-Ас.
Эти улемы из числа сподвижников отличаются от остальных тем, что прожили больше других, в связи с чем в их знаниях ощущалась особая необходимость, а сами они приобрели широкую известность, и когда по какому-либо вопросу они выносили одинаковые фетвы, люди говорили: «Так считают Абдуллахи».
8. Общее количество сподвижников
Точных сведений о количестве сподвижников нет, однако из слов некоторых улемов следует, что сподвижников было более ста тысяч. Наиболее известными являются слова Абу Зур‘и ар-Рази, который сказал: «Когда посланник Аллаха, , скончался, количество его сподвижников составляло сто четырнадцать тысяч человек, передававших его слова и слушавших его».[176]
9. Количество их разрядов
Относительно количества их разрядов мнения улемов разделились. Некоторые из них подразделяли сподвижников на разряды, отдавая приоритет тем, кто раньше других принял ислам или совершил хиджру, или тем, кто принимал участие в различных известных событиях, другие же руководствовались иными критериями, и каждый из них подразделял сподвижников сообразно степени своего иджтихада[177].
а) Ибн Са‘д подразделял сподвижников на пять разрядов.
б) Аль-Хаким подразделял их на двенадцать разрядов.
10. Наиболее достойные из числа сподвижников
По единодушному мнению приверженцев сунны, самым достойным сподвижником является Абу Бакр ас-Сиддик, а после него – Умар, да будет доволен Аллах ими обоими. Затем, как считает большинство приверженцев сунны, следует Усман, затем – Али, затем – остальные шестеро из десяти сподвижников, которым была возглашена радостная весть о рае[178], затем – участники битвы при Бадре, затем – участники битвы при Ухуде, а затем – сподвижники, давшие пророку, , клятву, угодную Аллаху[179].
11. Кто из них принял ислам первым?
а) Первым из свободных мужчин ислам принял Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах.
б) Первым из детей ислам принял Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах.
в) Первой из женщин ислам приняла мать правоверных Хадиджа, да будет доволен ею Аллах.
г) Первым из вольноотпущенников ислам принял Зайд бин Хариса, да будет доволен им Аллах.
д) Первым из рабов ислам принял Билял бин Рабах, да будет доволен им Аллах.
12. Кто из сподвижников умер последним?
Им был Абу-т-Туфайль Амир бин Василя аль-Ляйси, да будет доволен им Аллах, скончавшийся в Мекке в сотом году хиджры, а, по мнению некоторых, умерший ещё позже. Если же не считать Абу-т-Туфайля, то последним из них был Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, умерший в Басре в девяносто третьем году хиджры.
13. Наиболее известные сочинения о сподвижниках
а) “Аль-исаба фи тамййиз ас-сахаба” Ибн Хаджара аль-Аскалани.
б) “Усд аль-габа фи ма‘рифат ас-сахаба” Али бин Мухаммада аль-Джазари, известного также как Ибн аль-Асир.
в) “Аль-исти‘аб фи асма’ аль-асхаб” Ибн Абд аль-Барра.
Знание о последователях
1. Определение
а) Слово “таби‘и” (последователь) является причастием действительного залога от глагола “таби‘а” - идти за кем-либо.
б) В качестве термина слово “таби‘и” используется для обозначения такого человека, который, будучи мусульманином, встречался с кем-либо из сподвижников и умер в исламе. Говорят также, что последователем является такой человек, который поддерживал общение с кем-либо из сподвижников.
2. Что даёт знание о последователях?
Среди прочего полезность этого знания заключается в том, что оно позволяет отличать друг от друга хадисы с непрерывными иснадами от тех, в иснадах которых есть разрыв.
3. Разряды последователей
Улемы высказывали различные мнения о количестве разрядов последователей, и каждый из них делил их на разряды сообразно собственному мнению
а) Муслим делил последователей на три разряда.
б) Ибн Са‘д делил их на четыре разряда.
в) Аль-Хаким делил их на пятнадцать разрядов, а к лучшему из этих разрядов он относил последователей, встречавшихся с теми десятью сподвижниками, которым был обещан рай.
4. “Мухадрамуна” (ед. число – “мухадрам”)
Слово “мухадарам” служит для обозначения любого человека, который застал период джахилийи, являлся современником посланника Аллаха, , которого он не видел, и принял ислам. Такие люди определённо относятся к числу последователей. Имам Муслим насчитал около двадцати таких людей, но на самом деле их было больше. К числу их относятся Абу Усман ан-Нахди и аль-Асвад бин Йазид ан-Наха‘и.
5. Семь факихов
Наиболее выдающимися последователями и крупнейшими улемами из их числа являются семеро факихов. Все эти люди, имена которых приводятся ниже, были уроженцами Медины: Са‘ид бин аль-Мусаййаб, аль-Касим бин Мухаммад, Урва бин аз-Зубайр, Хариджа бин Зайд, Абу Салама бин Абд ар-Рахман, Убайдуллах бин Абдуллах бин Утба и Суляйман бин Йасар.[180]
6. Наиболее достойный из числа последователей
Относительно того, кто из них являлся самым достойным, улемы высказывали разные мнения, но в основном считается, что достойнейшим из всех являлся Са‘ид бин аль-Мусаййаб. Абу Абдуллах Мухаммад бин Хафиф аш-Ширази сказал:
а) Жители Медины говорят: «Достойнейшим из последователей является Са`ид бин аль-Мусаййаб».
б) Жители Куфы говорят: «Увайс аль-Карни».
в) Жители Басры говорят: «Аль-Хасан аль-Басри».
7. Наиболее достойная из числа последовательниц
Абу Бакр бин Абу Дауд сказал: «Двумя лучшими из последовательниц являются Хафса бинт Сирин и Амра бинт Абд ар-Рахман, а за ними следует Умм ад-Дарда».[181]
8. Наиболее известные сочинения о последователях
Таким сочинением является книга под названием “Ма‘рифат ат-таби‘ин” Абу-ль-Мутаррифа бин Футайса аль-Андалуси.[182]
Знание биографий передатчиков
1. Определение
а) Слово “тарих” (дата) является масдаром от глагола “арраха” (ставить дату).
2. Что именно подразумевается под “датами” в данном случае.
Имеются в виду даты рождения передатчиков, время, когда они слушали своих шейхов и приезжали в те или иные страны, а также даты их смерти.
3. Важность и полезность этого вида знания
Эта наука является весьма важной. Суфйан ас-Саури сказал: «Когда передатчики прибегали ко лжи, мы использовали против них дату». Среди прочего благодаря знанию хронологии можно установить, непрерывным является тот или иной иснад или имеет разрыв.
Некоторые передатчики утверждали, что передавали хадисы со слов тех или иных людей, однако после изучения дат оказывалось, что они заявляют о передаче со слов тех людей, которые умерли за многие годы до этого.
4. Примеры дат, которые известны абсолютно точно
а) Достоверно известно, что наш пророк Мухаммад, , как и двое его сподвижников Абу Бакр и Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, скончались в возрасте шестидесяти трёх лет.
1. Посланник Аллаха, , скончался в понедельник до полудня двенадцатого числа месяца раби аль-авваль одиннадцатого года хиджры.
2. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, скончался в месяце джумада-ль-уля тринадцатого года хиджры.
3. Умар, да будет доволен им Аллах, скончался в месяце зу-ль-хиджжа двадцать третьего года хиджры.
4. Усман, да будет доволен им Аллах, был убит в месяце зу-ль-хиджжа тридцать пятого года хиджры. По одним данным, ему было восемьдесят два года, а по другим – девяносто лет.
5. Али, да будет доволен им Аллах, был убит в месяце рамадан сорокового года хиджры в возрасте шестидесяти трёх лет.
б) Два сподвижника прожили по сто двадцать лет, шестьдесят из которых – в эпоху джахилийи и шестьдесят – после возникновения ислама. Оба они скончались в Медине в пятьдесят четвёртом году хиджры. Этими сподвижниками были:
1. Хаким бин Хизам.
2. Хассан бин Сабит.
в) Даты рождения и смерти основателей четырёх мазхабов:
1. Ан-Ну‘ман бин Сабит (Абу Ханифа) – 80 - 150 гг. хиджры.
2. Малик бин Анас – 93 - 179 гг. хиджры.
3. Мухаммад бин Идрис аш-Шафи‘и – 150 - 204 гг. хиджры.
4. Ахмад бин Ханбаль – 164 - 241 гг. хиджры.
г) Даты рождения и смерти составителей самых надёжных сборников хадисов:
1. Мухаммад бин Исмаил аль-Бухари – 194 - 256 гг. хиджры.
2. Муслим бин аль-Хаджжадж ан-Найсабури – 204 - 261 гг. хиджры.
3. Абу Дауд ас-Сиджистани – 202 - 275 гг. хиджры.
4. Абу Иса ат-Тирмизи[183] – 209 - 279 гг. хиджры.
5. Ахмад бин Шу‘айб ан-Наса’и – 214 - 303 гг. хиджры.
6. Ибн Маджа (аль-Казвини) – 207 - 275 гг. хиджры.
5. Наиболее известные сочинения на эту тему
а) Книга под названием “Вафайат” мухаддиса из Дамаска Ибн Забра Мухаммада бин Убайдуллаха ар-Риб’и, умершего в 379 году хиджры. Все даты в ней приводятся в хронологическом порядке.
б) Различные дополнения к вышеупомянутой книге, среди которых можно отметить труды аль-Каттани, аль-Акфани, аль-‘Ираки и некоторых других учёных.
Знание о разрядах улемов и передатчиков
1. Определение слова “разряд” (табака)
а) Это слово используется для обозначения группы людей, которых объединяет между собой сходство по определённым признакам.
б) В качестве термина слово “табака” служит для обозначения людей, которые близки друг к другу по возрасту и по месту в иснаде или же только по месту в иснаде.[184]
Понятие «близость в иснаде» подразумевает собой, что шейхи того или иного человека в то же время являются и шейхами другого или же что они были близки друг к другу по возрасту, а в иснадах приводимых ими хадисов упоминались имена почти одних и тех же передатчиков.
2. В чём состоит польза знания об этом?
а) Среди прочего знание о разрядах улемов и передатчиков позволяет избежать путаницы в тех случаях, когда дело касается таких передатчиков, чьи имена или куньи подобны друг другу, ведь может случиться так, что в результате полного сходства двух имён одного человека примут за другого. Избежать подобного и помогает знание о разрядах.
б) Знание об этом позволяет понять, в чём состоит цель передачи сообщения со слов ряда лиц (‘ан‘ана).
3. Может быть и так, что по одним признакам два передатчика относятся к одному и тому же разряду, а по другим – к двум разным разрядам
В пример можно привести Анаса бин Малика и подобных ему людей из числа малолетних сподвижников. Они принадлежат к тому же разряду, что и десять сподвижников, услышавших радостную весть о рае, в том смысле, что все эти люди относятся к числу сподвижников, так как если принимать в расчёт только это, то к одному и тому же разряду принадлежат все сподвижники вообще.
Если же учитывать то, что одни люди принимали ислам раньше других, то сподвижников в целом следует относить к более чем десяти разрядам, о чём уже говорилось в разделе “Знание о сподвижниках”, тогда как Анаса и ему подобных к тому разряду, в который входят вышеупомянутые десять сподвижников, отнести нельзя.
4. Что входит в обязанности занимающегося наукой о разрядах?
Человек, занимающийся этой наукой, обязан знать даты рождения и смерти передатчиков и быть осведомлённым о том, с чьих слов передавали хадисы они, и о том, кто передавал хадисы со слов этих передатчиков.
5. Наиболее известные сочинения на эту тему:
а) “Ат-табакат аль-кубра” Ибн Са‘да.
б) “Табакат аль-курра’” Абу Амра ад-Дани.
в) “Табакат аш-шафи‘ийа аль-кубра” Абд аль-Ваххаба ас-Субки.
г) “Тазкират аль-хуффаз” аз-Захаби.
Знание о достойных доверия и слабых передатчиках
1. Определение достойного доверия (сика) и слабого (да‘иф)
а) Достойным доверия является тот, на кого можно положиться. Слово “слабый” (да‘иф) является антонимом слова “сильный” (кави). Слабым человек может быть как в прямом, так и в переносном смысле слова.
б) В качестве термина слово “сика” используется для обозначения отличающегося справедливостью и точностью передатчика, а слово “да‘иф” является общим обозначением каждого из тех, кому давали отвод по причине неточности или несправедливости.
2. Важность и польза этого вида знания
Знание о достойных доверия и слабых передатчиках относится к числу важнейших видов наук о хадисах, поскольку благодаря ему достоверный хадис можно отличить от слабого.
3. Наиболее известные сочинения на эту тему и их виды
а) Сочинения, посвящённые только достойным доверия передатчикам. В пример можно привести книгу под названием “Ас-сикат” Ибн Хиббана и книгу с таким же названием, автором которой является аль-‘Иджли.
б) Сочинения, посвящённые только слабым передатчикам. Таких сочинений существует очень много. В пример можно привести разные книги под одним и тем же названием “Ад-ду‘афа’”, авторами которых являются аль-Бухари, ан-Наса`и, аль-‘Укайли и ад-Даракутни. К числу их относятся также такие книги как “Аль-камиль фи-д-ду‘афа’” Ибн Ади и “Аль-мугни фи-д-ду‘афа’” аз-Захаби.
в) Сочинения, посвящённые как достойным доверия, так и слабым передатчикам. Подобных сочинений также существует много. В пример можно привести “Тарих аль-Бухари аль-кабир” аль-Бухари и “Аль-джарх ва-т-та‘диль” Ибн Абу Хатима, в которых говорится о предатчиках хадисов в общем. В других книгах говорится только о некоторых сборниках хадисов, примером чего может служить “Аль-камаль фи асма’ ар-риджаль” Абд аль-Гани аль-Макдиси, а также многочисленные дополнения к этому сочинению, наподобие трудов аль-Миззи, аз-Захаби, Ибн Хаджара и аль-Хазраджи.
Знание о том, откуда родом были передатчики хадисов
1. В чём состоит цель исследований на эту тему?
Цель подобных исследований состоит в установлении тех регионов и городов, где родились или жили передатчики хадисов.
2. Какую пользу приносит знание об этом?
Среди прочего это позволяет отличить друг от друга двух передатчиков с одинаковыми именами в том случае, если они родились или жили в разных местах. В таких сведениях среди прочих нуждались и лучшие мухаддисы, использовавшие их в своей деятельности и своих сочинениях.
3. С чем связывают происхождение арабов и неарабов?
а) В старые времена происхождение арабов определялось по принадлежности к их племенам, поскольку в большинстве своём они являлись бедуинами и вели кочевой образ жизни, и их связь с племенем была прочнее связи с каким-то определённым местом. Однако после возникновения ислама большинство их переселилось в города и селения, и происхождение их стало определяться по тому месту, откуда они были родом и где жили.
б) Что же касается неарабов, то их происхождение издавна определялось по стране и месту жительства.
4. Как определялось происхождение тех, кто покидал свою страну?
а) Если мухаддис желает объединить в нисбе[185] и старое, и новое место жительства, пусть начинает с первого города, а потом указывает тот город, куда передатчик переехал впоследствии, отделив одно от другого словом “сумма” (впоследствии). Таким образом, если необходимо указать нисбу передатчика, родившегося в Халебе, но потом переехавшего в Медину, следует сказать «нисба такого-то – аль-Халяби, впоследствии аль-Мадани», и этого правила придерживалось большинство мухадиисов.
б) Если же мухаддис не желает объединить в нисбе и старое, и новое место жительства, пусть указывает на то из них, какое пожелает, однако подобных случаев было немного.
5. К чему следует относить своё происхождение человеку, который, жил в селении, относящемуся к какому-нибудь городу?
а) Он волен отнести своё происхождение к этому селению.
б) Он волен отнести своё происхождение к тому городу, к которому относилось данное селение.
в) Он волен отнести своё происхождение и к той области, к которой относится данный город. Так, например, если человек происходит из селения аль-Баб, относящегося к городу Халеб, который находится в Шаме, то мухаддис может сказать: «Нисба такого-то – аль-Баби», или: «Нисба такого-то – аль-Халяби», или: «Нисба такого-то – аш-Шами».
6. Сколько должен был прожить человек где-либо, чтобы нисба его была связана с этим местом?
Абдуллах бин аль-Мубарак указывал, что для этого ему надо было прожить там четыре года.
7. Наиболее известные сочинения на эту тему:
а) К числу сочинений такого рода можно отнести книгу ас-Сам‘ани под названием “Аль-ансаб”, так как в ней указывается на принадлежность людей к тем или иным странам и прочим местам.
б) Страны и города, где жили передатчики хадисов, часто упоминаются в книге “Ат-табакат аль-кубра” Ибн Са‘да.
На этом моя книга благодаря содействию Аллаха завершается, да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада, его семейство и всех его сподвижников, и хвала Аллаху, Господу миров.
ИСТОЧНИКИ
1. Священный Коран.
2. Аль-Хатиб аль-Багдади, “Тарих Багдад”.
3. Ас-Суйути, “Тадриб ар-рави фи шарх такриб ан-Навави”.
4. Ан-Навави, “Ат-такриб” с его же комментариями к “Ат-тадриб”.
5. Аш-Шафи‘и, “Ар-рисаля”.
6. Аль-Каттани, “Ар-рисаля аль-мустатрифа ли-байан машхур кутуб ас-суннат аль-мушаррафа”.
7. “Сунан” ат-Тирмизи с комментариями “Тухфат аль-ахвази”.
8. “Сунан” Абу Дауда.
9. “Сунан” Ибн Маджи.
10. “Сунан” ад-Даракутни.
11. Аль-Ираки, “Комментарии” к его сочинению “Альфийа”, составленные им самим.
12. “Сахих” аль-Бухари с комментариями Ибн Хаджара “Фатх аль-Бари”.
13. Текст “Сахиха” аль-Бухари.
14. “Сахих” Муслима с комментариями ан-Навави.
15. Ибн ас-Салах, “‘Улюм аль-хадис”.
16. Ас-Сахави, “Фатх аль-Мугис”, комментарии к “Альфийат аль-хадис”.
17. Аль-Фирузабади, “Аль-камус аль-мухит”.
18. Аль-Хатиб аль-Багдади, “Аль-кифайа фи ‘ильм ар-ривайа”.
19. Аль-Хатиб аль-Багдади, “Аль-муттафик ва-ль-муфтарик”.
20. Аль-Хаким ан-Найсабури, “Аль-мустадрак ‘аля-с-сахихейн”.
21. Аль-Хаким ан-Найсабури, “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”.
22. Аль-Хутаби, “Ма‘алим ас-сунан”.
23. Аз-Захаби, “Мизан аль-и‘тидаль фи накд ар-риджаль”.
24. “Аль-Муватта” Малика.
25. Ибн Хаджар, “Нузхат ан-назар”, комментарии к “Нухбат аль-фикр».
26. “Нухбат аль-фикр” с комментариями Ибн Хаджара “Нузхат ан-назар”.
Содержание
От комиссии по переводу................................................... 3
От автора............................................................................. 5
Краткий исторический очерк о возникновении
науки о терминологии хадисов и стадиях её развития........ 7
Наиболее известные труды по терминологии хадисов..... 9
Основные определения....................................................... 12
ГЛАВА 1. Сообщение (хабар)............................................ 15
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: классификация сообщений
с учётом того, в каком виде они дошли до нас................... 15
Тема первая: Сообщения, относящиеся к числу
следующих одно за другим (мутаватир)........................... 15
Тема вторая: Отдельные (ахад) сообщения,
передающиеся малым количеством путей........................... 18
Машхур................................................................................ 19
Азиз....................................................................................... 22
Гариб...................................................................................... 23
Классификация отдельных сообщений (хабар аль-āхāд) по признаку их силы и слабости.......................... 26
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: Приемлемое (макбуль) сообщение............................................................ 27
Тема первая: Классификация приемлемых
сообщений............................................................................. 27
Сахих................................................................................... 27
Хасан.................................................................................... 37
Достоверное сообщение, считающееся таковым
в силу существования других хадисов................................. 41
Хорошее сообщение, считающееся таковым
в силу существования других хадисов................................. 42
Отдельное приемлемое сообщение,
окружённое доказательствами.............................................. 43
Тема вторая. Подразделение приемлемых
сообщений на действующие и недействующие................... 44
Точные (мухкам) и отличающиеся (мухталиф)
друг от друга хадисы............................................................ 45
Отменяющие (насих) и отменённые
(мансух) хадисы..................................................................... 47
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ: Отвергаемое сообщение......................... 49
Отвергаемое сообщение и причины, в силу
которых оно считается неприемлемым............................... 50
Тема первая: “слабые” сообщения................................... 50
Тема вторая: сообщения, отвергаемые
по причине пропуска в иснаде.............................................. 53
Му‘алляк.............................................................................. 54
Мурсаль............................................................................... 56
Му‘даль................................................................................ 60
Мункати‘.............................................................................. 61
Мудалляс............................................................................. 62
Мурсаль хафи...................................................................... 68
“Му‘ан‘ан” и “му’аннан”.................................................... 69
Тема третья: хадисы, отвергаемые по причине
отвода передатчика............................................................... 71
Мауду‘................................................................................. 72
Матрук................................................................................. 75
Мункяр................................................................................. 77
Ма‘руф................................................................................. 78
Му‘алляль............................................................................ 79
Несоответствие сообщениям достойных доверия лиц..... 82
Мудрадж.............................................................................. 83
Маклюб................................................................................ 86
Аль-мазид фи муттасиль аль-асанид................................. 89
Мудтариб............................................................................. 91
Мусаххаф............................................................................. 94
Шазз и махфуз..................................................................... 97
Незнание (джахаля) о передатчике................................... 99
Нововведение...................................................................... 102
Плохая память..................................................................... 104
РАЗДЕЛ ЧЕТВЁРТЫЙ: Сообщение, которое
по одним признакам может считаться приемлемым,
а по другим – отвергаемым.................................................. 105
Тема первая: Классификация сообщений
в зависимости от того, к кому они возводятся.................... 105
Хадис кудси......................................................................... 105
Марфу‘................................................................................. 106
Маукуф................................................................................ 108
Макту‘.................................................................................. 112
Тема вторая: Различные виды сообщений,
которые по одним признакам могут считаться
приемлемыми, а по другим – отвергаемыми....................... 113
Мардуд................................................................................. 113
Муснад................................................................................. 113
Муттасиль............................................................................ 114
Добавления, делавшиеся достойными доверия лицами.... 114
“И‘тибар”, “мутаби‘” и “шахид”.................................... 119
ГЛАВА 2. О качествах такого передатчика,
передача которого принимается, и об отводе
(джарх) и подтверждении (та‘диль), которые
имеют к этому отношение.................................................... 122
Тема первая: о передатчике и условиях
приемлемости его сообщений.............................................. 122
Тема вторая: общий обзор трудов,
посвящённых проблемам отвода
и подтверждения (джарх ва-т-та‘диль)............................. 127
Тема третья: степени отвода
и подтверждения (джарх ва-т-та‘диль)............................. 158
ГЛАВА 3. Правила и способы хорошей передачи........... 132
Раздел первый: способы хорошей передачи
и пути её восприятия............................................................. 132
Тема первая: Как следует слушать и воспринимать
хадисы и что представляет собой
их хорошая передача............................................................ 132
Тема вторая: Пути восприятия хадисов
и формы их передачи............................................................ 134
Тема третья: Письменная фиксация хадисов,
хорошая их передача и виды сборников хадисов................ 141
Тема четвёртая: Как следует передавать хадисы............. 147
Непонятные фразы хадиса (гариб аль-хадис).................... 150
Раздел второй: правила передачи..................................... 151
Тема первая: Этика поведения мухаддиса....................... 151
Тема вторая: Этика поведения изучающего хадисы........ 153
ГЛАВА 4. Иснад и то, что с ним связано......................... 156
Знание о передатчиках........................................................ 156
Знание о сподвижниках....................................................... 156
Знание о последователях.................................................... 161
Знание биогафий передатчиков.......................................... 163
Знание о разрядах улемов и передатчиков........................ 165
Знание о достойных доверия и слабых
передатчиках......................................................................... 166
Знание о том, откуда родом были
передатчики хадисов............................................................. 167
Источники............................................................................ 170
[1] “Пчёлы”, 44.
[2] Имеется в виду “такрир” – невысказанное одобрение пророком, , тех слов и дел его сподвижников, свидетелем которых он был.
[3] Эту дисциплину называют также “наукой изучения хадисов” (‘ильм аль-хадис дирайатан), “хадисоведением” (‘улюм аль-хадис) и “основами хадисов” (усуль аль-хадис).
[4] При разбивке каждого раздела на параграфы мною были использованы такие труды моих учителей, как “Новый облик исламского фикха” профессора Мустафы аз-Зарка, “Основы фикха” профессора ад-Давалиби, а также материалы, которые использовал для нашего обучения доктор Мухаммад Заки Абд аль-Барр, когда мы сами были студентами шариатского факультета Дамасского Университета. Основой для этих материалов послужил труд аль-Маргинани под названием “Китаб аль-хидайа”, а оригинальный принцип классификации материала во многом способствовал быстрому и лёгкому пониманию этой темы после того, как нам пришлось приложить немало сил для её усвоения.
[5] “Комнаты”, 6.
[6] Ат-Тирмизи.
[7] Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа и Ахмад.
[8] Иначе говоря, материал такой книги классифицируется по именам передатчиков.
[9] То есть знает ли он, каким именно является этот хадис по степени достоверности, обладает ли знанием о его иснаде и матне и т.д.
[10] Имеется в виду, что все эти сообщения подтверждают друг друга, являясь идентичными по смыслу.
[11] “Масдар” – отглагольное имя.
[12] См.: “Тадриб ар-рави”, т. 2, стр. 177.
[13] Имеется в виду, что они должны были жить в разных странах, или относиться к разным национальностям, или принадлежать к различным мазхабам и так далее. С учётом этого требования некоторые сообщения, передаваемые большим количеством передатчиков, не считаются относящимися к категории “мутаватир”, тогда как сообщения, передаваемые относительно небольшим количеством передатчиков, могут быть отнесены к их числу. Таким образом, среди прочего это зависит и от положения передатчиков.
[14] См.:«Тадриб ар-рави», т. 2, стр. 180.
[15] “Нузхат ан-назар”, стр. 26.
[16] Речь идёт о духовных лидерах.
[17] Имеются в виду решения по религиозно-правовым вопросам или же фетвы.
[18] Этот хадис приводят аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Ахмад.
[19] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. Пророк, , просил Аллаха покарать людей из этих племён за убийство его сподвижников, направленных им к многобожникам для того, чтобы призывать их к исламу.
[20] Аль-Бухари и Муслим.
[21] Аль-Хаким в «Аль-Мустадраке» называет этот хадис достоверным, с чем соглашается и аз-Захаби в отношении той его версии, где слова пророка, , приводятся в слеующем виде: «Не разрешал Аллах ничего более ненавистного Ему, чем развод».
[22] Этот хадис считали достоверным Ибн Хаббан и аль-Хаким.
[23] Иначе говоря, данный хадис являетс подложным.
[24] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, считавший его хорошим.
[25] То есть служит подтверждением степени его достоверности.
[26] См .определение термина “разряд иснада” в разделе “Знание о разрядах улемов и передатчиков”.
[27] Аль-Бухари и Муслим.
[28] Здесь речь идёт о завоевании мусульманами Мекки в январе 630 года.
[29] Аль-Бухари и Муслим.
[30] То есть обязательные и необязательные к применению на практике.
[31] Этот хадис аль-Бухари приводит в “Книге азана”.
[32] Отцом Салима был Абдуллах бин Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими.
[33] Имеется в виду Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах.
[34] Имеется в виду Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах.
[35] “Истинбат” – извлечение норм шариата из их источников, иначе говоря, из отдельных положений Корана и сунны, что может находить своё подтверждение через “иджма‘” (единодушное мнения улемов), или формулируется путём “иджтихада” (самостоятельного толкования основ теологии в случае отсутствия соответствующих указаний в Коране и сунне или возникновения разногласий), или достигается путём суждения по аналогии (кийас) и т. д.
[36] В некоторых версиях этого сообщения указывается, что он сказал: «Из-за скуки, навеваемой большим объёмом». Он имел в виду, что не включил многие достоверные хадисы в свою книгу, опасаясь, что она получится слишком длинной и будет вызывать у людей скуку».
[37] Муслим имел в виду те имевшиеся у него хадисы, которые удовлетворяли общепризнанным условиям достоверности.
[38] “‘Улюм аль-хадис”, стр. 16.
[39] Иначе говоря, аль-Бухари и Муслима.
[40] Имеется в виду Амир Аля ад-дин Абу-ль-Хасан Али бин Бальбан, умерший в 729 году хиджры. Он назвал свой труд “Аль-ихсан фи такриб Ибн Хиббан”.
[41] См.: “Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 109.
[42] См.: “Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 109.
[43] Имеется в виду основная версия матна.
[44] См.: “Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 115 - 116.
[45] В том случае, когда один и тот же хадис передаётся разными путями, высоким именуется наиболее короткий иснад.
[46] “Сунан” ат-Тирмизи, “Главы о достоинствах джихада”. т. 5, стр. 200.
[47] Эти слова принадлежат хафизу Ибн Хаджару. См.: “Тахзиб ат-тахзиб”, 2/96
[48] Полное название этой книги – “Масабих ас-сунна”. В этой книге автором отобраны хадисы из “Сахихов” аль-Бухари и Муслима, а также из “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджи, ан-Наса’и и ад-Дарими. Аль-Хатиб ат-Тибризи дополнил и видоизменил эту книгу, назвав свой труд “Мишкат аль-масабих”.
[49] Этот хадис ат-Тирмизи приводит в “Книге очищения”. Аль-Бухари и Муслим приводят его со слов Абу-з-Зинада, слышавшего этот хадис от аль-А‘раджа, который слышал его от Абу Хурайры.
[50] См.: “‘Улюм аль-хадис”, сс. 31 - 32.
[51] Имеются в виду обязательные и необязательные к применению на практике.
[52] Этот хадис приводит ат-Тирмизи в “Книге предопределения”, а также имам Ахмад.
[53] Этот хадис приводит аль-Бухари в “Книге медицины”, а также Муслим, Абу Дауд и Ахмад.
[54] Этот хадис приводит Абу Дауд.
[55] Муслим.
[56] Мусульмане вступили в Мекку в 630 году.
[57] Пророк, , совершил хаджж в 632 году.
[58] Абу Дауд и ат-Тирмизи.
[59] Некоторые из них указывали, что существует более сорока таких групп .
[60] Имеется в виду аль-Бухари.
[61] См.: “Сунан” ат-Тирмизи с комментариями, т.1, сс. 419 - 420.
[62] См.: “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, с. 93; “Аль-Кифайа”, сс. 133 - 134, “Глава о проявлении строгости при передаче хадисов, которые содержат в себе установления, и снисходительности по отношению к тем хадисам, в которых говорится о достойных делах”.
[63] См.: “Тадриб ар-рави”, т.1, сс. 298 - 299; “Фатх аль-Мугис”, т.1, стр. 268.
[64] Другими словами, человек должен делать это только потому, что хадис может оказаться достоверным.
[65] “Иджаза” – разрешение на передачу хадиса. Передатчик мог получить от шейха разрешение на передачу, даже если он и не встречался с ним, например в тех случаях, когда шейх говорил: «Я разрешаю моим современникам передавать услышанное от меня».
[66] “Виджада” – здесь речь идёт о том случае, когда передатчик находил записи одного из шейхов, которые он узнавал по почерку, после чего передавал хадисы на основе этих записей. Более подробно о таких вещах как “иджаза” и “виджада”, говорится в “Главе о путях восприятия и формах передачи хадисов”.
[67] “Шарх ан-нухба”, стр. 42.
[68] “Сахих” аль-Бухари, “Книга молитвы”, т.1, стр. 90.
[69] “Нузхат ан-назар”, стр.43. Последователем называют такого человека, который, будучи мусульманином, встречался с кем-нибудь из сподвижников пророка, , и умер в исламе.
[70] “Музабана” –продажа несобранных фиников за сухие (, которые отмеряются) мерами, и продажа изюма (, отмеряющегося) мерами, за несобранный виноград. При этом количество несобранных фиников и винограда может определяться только приблизительно.
[71] Такой хадис называется “мункати‘”.
[72] См.: «Послание» аш-Шафи‘и, стр. 461.
[73] То есть незадолго до смерти пророка, .
[74] “Ар-рисаля аль-мустатрифа”, сс.85 - 86. Аль-‘Аля’и – хафиз и исследователь Салах ад-дин Абу Са‘ид Халиль бин Кайкальди аль-‘Аля’и, родившийся в Дамаске в 694, а умерший в Иерусалиме в 761 году хиджры.
[75] “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, стр. 46.
[76] Там же, стр. 47.
[77] “Ат-Тадриб”, т.1, стр. 214.
[78] “Ат-такриб ма‘а-т-тадриб”, т.1, стр. 208.
[79] Подразумевается, что Хузайфа передавал слова пророка, .
[80] Этот хадис приводит аль-Хаким в “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, стр. 36. Подобное по смыслу сообщение приводят также Ахмад, аль-Баззар и ат-Табарани в “Аль-Аусат”. См.: “Маджма‘ аз-зава’ид”, т.5, стр. 176.
[81] “Тадлис” – отглагольное имя от глагола “далляса”.
[82] Аль-Ираки, “Шарх аль-гайа”, т.1, стр. 180.
[83] Этот хадис приводится в “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, стр. 130.
[84] Имеется ввиду использование безличных оборотов, например “передают”, “сообщается” и т. д. которые не позволяют точно сказать, кто именно слышал и передал данное сообщение.
[85] Комментарий к “Альфийе” аль-Ираки, т.1, стр. 190; “Ат-Тадриб”, т. 1, стр. 225.
[86] “‘Улюм аль-хадис”, стр. 66.
[87] См.: “Аль-Кифайа”, стр. 358.
[88] “‘Улюм аль-Хадис”, сс.67-68.
[89] См.: “Аль-Кифайа”, стр. 361.
[90] Имеется ввиду, что воины, расположившиеся на отдых, охраняют всех мусульман в целом, те же, кто охраняет их, являются охраняющими охраняющих.
[91] Применительно к ангелам “благословляют” здесь следует понимать как “обращаются за них к Аллаху с мольбами”.
[92] Ибн Маджа, “Книга об объявлении о начале молитвы и о том, что в этом соответствует сунне”, т.1, стр. 321, хадис № 1005.
[93] Данный термин идентичен термину “джарх”.
[94] “Введение” Муслима с комментариями ан-Навави, т.1, стр. 62.
[95] Другим лжецом является человек, измысливший такой хадис.
[96] Благопожелание относится только к Ибн Аббасу и его отцу, но не к Абу ‘Исмату.
[97] Рафидиты - одно из прозвищ шиитов.
[98] “Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 283.
[99] “Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 284.
[100] Имеются ввиду верблюды, слоны и т. д.
[101] Подразумевается, что только в этих видах состязаний можно назначать за победу денежный приз.
[102] “Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 286.
[103] Имеются в виду общие основоположения, извлечённые улемами из общей совокупности достоверных текстов, например: «Основой является презумпция невиновности».
[104] Дни ташрика – одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый дни месяца зу-ль-хиджжа.
[105] “Мизан аль-и‘тидаль”, т.1, стр. 268.
[106] См.: “Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 295; “Ан-Нухба” с комментариями, стр. 46.
[107] “Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 240.
[108] Здесь хадисы категории “ма‘руф” упоминаются не потому, что они являются одним из видов отвергаемых (мардуд) хадисов, а только потому, что они относятся к категории, противоположной категории “мункар”. Вообще же хадисы категории “ма‘руф”, как известно, относятся к категории приемлемых (макбуль) хадисов, которые можно использовать в качестве доводов.
[109] См. «Ан-Нахба», сс. 48 - 49.
[110] Это сообщение приводит Ибн Маджа; “Глава о ночных молитвах”, т.1, стр. 422, хадис № 1333.
[111] Эта гора находится поблизости от Мекки.
[112] “Сахих” аль-Бухари, “Глава о начале откровений”.
[113] Этот хадис приводят аль-Бухари, Муслим и имам Малик в “Аль-Муватта”.
[114] Более подробно об этом см.: “Тарих Багдад”, т. 2, стр. 20.
[115] Этот хадис приводят Муслим, (“Книга похорон”) и ат-Тирмизи, и в обоих случаях в иснаде добавляется и опускается кунья Абу Идрис.
[116] Этот хадис приводит и ат-Тирмизи (“Книга толкования”, “Глава о толковании суры «Воскресение»”), однако в его версии сообщается, что пророк, , сказал: «Седым сделали меня (суры) “Худ”, “Воскресение” и “Посылаемые”». Ат-Тирмизи сказал об этом хадисе: «Хороший неизвестный (хадис)».
[117] Имеются в виду такие разночтения в версиях хадиса, вследствие которых совмещение их друг с другом становится невозможным.
[118] Это может относится к матну и к иснаду.
[119] Имеются ввиду такие случаи, когда передатчики случайно допускают различные ошибки при передаче хадисов.
[120] Написание этих слов по-арабски сходно.
[121] Имеется в виду дополнительная молитва в два раката, предшествующая обязательной утренней (фаджр) молитве.
[122] Эта причина является восьмой из числа тех, которые могут служить основанием для отвода передатчика.
[123] Кунья – почётное прозвище, например, Абу Ахмад (отец Ахмада).
[124] Эта причина является девятой из числа тех, которые могут служить основанием для отвода передатчика.
[125] См.: “Ан-нахба”, стр. 52.
[126] Здесь имеется в виду, что он не должен передавать подложных хадисов, подтверждающих его личное мнение по тому или иному вопросу.
[127] Эта причина является десятой из числа тех, которые могут служить основанием для отвода передатчика.
[128] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[129] Аль-Бухари, “Книга очищения песком”.
[130] Во время солнечного затмения при совершении каждого ракаата молитвы совершается по два поясных поклона, о чём нам известно из достоверных хадисов и к чему методы иджтихада неприменимы в том смысле, что никто не может на основании каких-либо умозаключений и использования соответствующих источников заявить, что на самом деле поясных поклонов надо совершать больше или меньше. Таким образом, действия Али свидетельствуют лишь о том, что он видел, что так поступал пророк, , или слышал об этом от достойного лица.
[131] Аль-Бухари и Муслим.
[132] Аль-Бухари.
[133] Аль-Бухари и Муслим.
[134] Речь идёт о женщинах.
[135] Аль-Бухари и Муслим.
[136] Аль-Бухари и Муслим.
[137] Аль-Бухари.
[138] Последователями называли тех мусульман, которые встречались со сподвижниками и умерли в исламе.
[139] Аль-Бухари.
[140] “Хилйат аль-аулийа”, т. 2., стр. 96.
[141] На таком определении настаивают аль-Хаким и Ибн Хаджар, но известны и другие определения хадиса категории “муснад”.
[142] См.: “‘Улюм аль-хадис”, стр. 77; “Аль-Кифайа”, стр. 424 и далее.
[143] См.: “Ат-такриб ма‘а-т-тадриб”, т. 1, стр. 247. Шафииты и маликиты считают добавления такого рода приемлемыми, а ханафиты их отвергают.
[144] См.: “Ривайат аль-хадис фи сахих Муслим би-шарх ан-Навави”, т. 3, стр. 182.
[145] Имеется в виду противоречие тому, что передавало достойное доверия лицо.
[146] Дни ташрика – одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый дни месяца зу-ль-хиджжа.
[147] См.: “Ривайат аль-хадис фи сахих Муслим би-шарх ан-Навави”, т. 5, стр. 4.
[148] Аль-Хатиб сказал: “Это мнение мы считаем правильным”. “Аль-Кифайа”, стр. 411.
[149] То есть считал, что в конце иснада этого хадиса после имени последователя имеется пропуск.
[150] Пример и указания на различия во мнениях передатчиков относительно состояния иснада приводятся в “Аль-Кифайа”, стр. 409.
[151] См.: “Шарх ан-нахба”, стр. 37.
[152] Здесь имеется в виду обыкновение передатчика не придавать значение таким деталям, которые могут оказаться важными.
[153] Имеются в виду “Сахихи” аль-Бухари и Муслима и “Сунан” Абу Дауда, Ибн Маджи, ат-Тирмизи и ан-Наса’и.
[154] Имеется ввиду, что эти хадисы можно использовать в качестве доводов при решении вопросов религиозно-правового характера.
[155] Имеется в виду проверка точности путём сличения их хадисов с хадисами, передававшимися достойными доверия и отличавшимися точностью передатчиками. Их хадисы можно использовать в качестве аргументов только в том случае, если они соответствуют хадисам достойных доверия лиц. Из этого следует, что если передатчика называют “правдивым” (садук), то его хадис можно использовать в качестве аргумента только после соответствующей проверки. Ошибались те, кто считал все хадисы, переданные «правдивыми» передатчиками, хорошими ввиду того, что в соответствии с терминами, используемыми знатоками отвода и подтверждения, хороший хадис можно использовать в качестве аргумента.
[156] В качестве термина это слово употребляется для обозначения такого хадиса, в иснаде которого упоминается имя передатчика, обвиняемого во лжи.
[157] Имеется в виду достижение такого возраста, с которого человек, по шариату, начинает нести полную ответственость за все свои поступки.
[158] То есть слушать то, что говорит шейх, и запоминать это с целью дальнейшей передачи.
[159] “Слушание запоминания” (сама‘ аль-музакара) отличается от “слушания передачи” (сама‘ ат-тахдис), в отличие от “слушания запоминания” к “слушанию передачи” как шейх, так и ученик готовятся еще до своей встречи.
[160] Это значит, что ученик читает такие хадисы, которые передавал именно этот шейх, а не те, которые ему хочется читать, поскольку цель чтения хадисов учеником шейху состоит в том, чтобы он слушал их и вносил свои уточнения.
[161] Имеется ввиду такой случай, когда передатчик читает шейху записанный им с его слов хадис и шейх признаёт, что всё было записано верно. При этом присутствует другой передатчик, который слушает чтение первого, после чего передаёт этот хадис другим.
[162] Имеется в виду Абу-ль-Аббас аль-Валид бин Бакр аль-Ма‘мари. Полное название его книги – “Аль-виджаза фи таджвиз аль-иджаза”.
[163] Имеется в виду такой хадис, иснад которого имеет разрыв любого рода.
[164] Я рассматриваю эту тему вкратце, поскольку многие правила записи хадисов и внесения соответствующих поправок в наше время относятся к числу функций исследователей и издателей, деталями же занимаются специалисты в этой области, которым известно, какими терминами и оборотами речи пользовались мухаддисы, являвшиеся авторами соответсвующих рукописей.
[165] Иначе говоря, такие своды хадисов были разбиты на главы, в каждую из которых входили только хадисы, передаваемые со слов одного сподвижника.
[166] Эту тему я также освещаю кратко, поскольку знание некоторых её аспектов было необходимо в те времена, когда жили передатчики хадисов, а в наше время это имеет отношение к такому предмету, как история передачи хадисов, знание которого необходимо тем, кто специализируется в данной области.
[167] “Тадриб ар-рави”, т. 2, стр. 106.
[168] Имеется в виду, что чтению и толкованию Корана надо учиться у чтецов и шейхов, а хадисы изучать под руководством шейхов.
[169] Аль-Бухари.
[170] Этот хадис приводится в “Сунан” ад-Даракутни.
[171] Так часто поступали сподвижники, да будет доволен ими Аллах, которые считали, что их товарищи являются более знающими, чем они сами.
[172] Иначе говоря, стремясь благодаря этому снискать благоволение Аллаха.
[173] Мнения относительно того, следует ли считать сподвижниками и тех, кто отрекался от веры, а потом вновь вернулся к исламу, расходятся, но, как считает большенство улемов, такие люди относятся к числу сподвижников.
[174] Имеются в виду такие случаи, когда кто-либо называл себя сподвижником не позже чем через сто лет после смерти пророка, , что же касается слов тех, кто причислял себя к сподвижникам в более позднее время, то подобные заявления являются неприемлемыми. В пример можно привести Ратана аль-Хинди, который заявлял о том, что является сподвижником пророка, , через шестьсот лет после переселения (хиджры). В действительности же этот человек являлся просто лживым старцем, как называет его аз-Захаби в “Аль-Мизан”, т.2, стр. 45.
[175] Фетва – решение авторитетного знатока религии по религиозно-правовому вопросу.
[176] “Аи-такриб ма‘а-т-тадриб”, т. 2, стр. 220.
[177] “Иджтихад” – самостоятельное решение вопросов религиозно-правового характера, на что имеют право лица, достигшие высших ступеней знания.
[178] Этими десятью являлись Абу Бакр ас-Сиддик, Умар бин аль-Хаттаб, Усман бин Аффан, Али бин Абу Талиб, Тальха бин Убайдаллах, аз-Зубайр бин аль-Аввам, Са‘д бин Абу Ваккас, Абу Убайда бин аль-Джаррах, Са‘ид Ибн Зайд и Абд ар-Рахман Ибн Ауф.
[179] Имеется в виду клятва на верность исламу (бай‘ат ар-ридван), которую сподвижники дали пророку, , в 628 году в аль-Худайбиййе, когда мусульманам, намеревавшимся совершить умру, преградили дорогу курайшиты.
[180] В этом списке Ибн аль-Мубарак приводил имя Салима бин Абдуллаха бин Умара вместо имени Абу Саламы, а Абу-з-Зинад вместо Абу Саламы и Салима бин Абдуллаха бин Умара называл имя Абу Бакра бин Абд ар-Рахмана.
[181] Здесь имеется в виду младшая Умм ад-Дарда, которую звали Худжайма или Джухайма и мужем которой являлся Абу-д-Дарда. Что же касается страшей Умм ад-Дарды, то её муж также был известен по кунье Абу-д-Дарда, но эту женщину звали Хайра и она относилась к числу сподвижниц.
[182] См.: “Ар-рисаля аль-мустатрифа”, стр. 105.
[183] Мнения о годе рождения ат-Тирмизи расходятся. В большинстве случаев историки не приводят указаний на год, указывая лишь на то, что он родился в первом десятилетии III века хиджры. Вместе с тем некоторые другие, например комментатор “Шама’иль” Мухаммад бин Касим Джасус, указывает, что он родился в 209 г.х. См.: Т.1, стр. 4.
[184] См.: “Тадриб ар-рави”, т.2, стр. 381.
[185] “Нисба” – так называемое имя, относительное, которое указывающее на место рождения или жительства человека.
– Конец работы –
Используемые теги: пособие, терминологии, хадисов0.071
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПОСОБИЕ ПО ТЕРМИНОЛОГИИ ХАДИСОВ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов