Диетические ограничения для йогабхасьи (практикующего йогу).

Питание должно быть четко выверенным по количеству и очень чистым. Еда не должна быть ни слишком холодной (очень холодную пищу следует избегать), ни слишком горячей. Наслаждаясь ее вкусом, наполни желудок такой едой наполовину. После этого оставь четверть желудка для воды, а остальную часть – пустой для движений воздуха.
«Для того, у кого нет ни избытка, ни недостатка сна, еды и внешней деятельности – для него одного возможно достичь состояния йоги». Читателю надлежит запомнить эти великие слова из «Гиты Шарам».
Что еще более важно, перед тем как услышать объяснения различных деталей йогабхъясы и ее пользы, читателю следует услышать и одно предостережение.
Если кто-либо спрашивает значение фразы «Андапиндачаракарам» («Какова связь между микрокосмом и макрокосмом»), есть простой ответ: «Целая вселенная».
И это очень точный ответ! Но мало кто понимает действительное значение подобной философии. Не нужно спешить, чтобы осознать подлинное значение, поскольку вы уже знаете правильный ответ. Поэтому необходимо объяснить это здесь, чтобы у вас появилась вера в это утверждение.
Андам (макрокосм) обозначает весь мир. Пиндам (микрокосм) состоит из всех движущихся и недвижущихся существ и объектов этого мира. Чарам обозначает, что прана, которая находится между андам и пиндам, объединяет и разделяет их, заставляя функционировать. Это значит, что швасам (дыхание) есть вайю (воздух). Ачарам – это состояние сжатия вайю-воздуха и связывания вместе андам-макрокосма и пиндам-микрокосма до состояния единства, то есть объединения дживатмы-личной души и паратмы-вселенской души. Чтобы достичь состояния, где прана вайю может помочь дживатме и паратме слиться воедино, нам нужно практиковать речакапуракакумбхаку (задержки на вдохе и на выдохе) в соответствии с крамой-правилами йоги с целью регулярно осуществляемого контроля за вайю. Это похоже на то, как укрощаются дикие животные в лесу и постепенно достигается их контроль. Практик йоги сходным образом должен привести вайю под свое управление. Иначе, как и в случае с человеком, которого могут убить дикие животные, пока он дрессирует их, вайю-воздух также убьет йогина. Таким образом, практик должен продвигаться с предельной внимательностью и привить себе привычку выполнять правила, изложенные здесь.