Яма и Нияма.

Йога состоит из восьми анг-ступеней, каковыми являются яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхъяна, самадхи.


Яма (Yama)

 

Ахимса,сатья, астейя, брахмачарья, кшама, дхрти, дайя, арджавам, митахара и шауча — эти десять названы ямой.

1. Никогда не причинять никому вреда в уме, речью или действием есть ахимса.
2. Всегда говорить правду с добрыми намерениями и этим быть полезным всем живым существам есть сатья.
3. Никогда не присваивать богатство другого в уме, речью или действием называется астейя.
4. Не тратить напрасно вашу вирьям-жизненную силу любыми способами есть брахмачарья.
5. Не менять состояния сознания в зависимости от результатов действий, получаешь ты искомое или нет, называется кшамой (невозмутимость, спокойствие).
6. Какие бы препятствия не встали на пути твоего счастья и благополучия, какую бы работы тебе не пришлось делать — продолжать относиться к этому с храбростью и стойкостью — это есть дхрити.
7. Будь то враг, друг, незнакомец (чужестранец, тот кто тебе безразличен и т.д.) или родственник, вести себя по отношению к нему равно хорошо, без разделения есть дайя.
8. Сохранять в уме состояние честности и прямоты называется арджавам.
9. Использовать половину желудка для еды и другую половину для воды и воздуха (вайю санчарам) в равных пропорциях есть митахара.
10. Поддерживать чистоту внутри и снаружи есть шауча.
Не накоплять деньги называется асанчайям и также является ямой.
Выполнение добрых дел без страха тоже яма.

 


Нияма (Niyama)

 

Тапас, сантоша, астикья, даана, ишвара пуджа, сиддханта вакья шравана, хри, матхи, джапа, хомам — эти десять названы ниямой.

1. Холод и жар, радость и горе, обожание и отвращение — дабы поддерживать устойчивое состояние ума, когда встречаешься с этим и все же следовать дхарме (цели, пути, миссии,прим.пер.) своей касты называется тапасом.
2. Боль и удовольствие, которые являются результатом любых событий в связи с изменением времени и места, принятие этого со спокойным удовлетворенным умом является сантошей.
3. Иметь четкое убеждение, что для всех четырнадцати миров есть только один паратма, который оберегает эти миры и быть уверенным, что без него эта такая разная вселенная не смогла бы возникнуть и принять решение найти и осознать эту паратму называется астикьей.
4. Отдавать ваши доходы на благие дела без всякой причины и ожидания вознаграждения является дааной.
5. Поклоняться выбранному тобой божеству надлежащим образом в соответствии с ведами есть ишвара пуджа.
6. С целью упрочения санатана дхармы (вечной святой истины, здесь, религиозных или высших ценностей,прим.пер.) изучать веды, веданту, смрити, пураны и итихасы, заниматься ведическим изучением и рецитацией, понимать функционирование различных дхарм и слушать речи великих мудрецов является сиддханта вакья шраваной.
7. Если в какой-то момент вы теряете что-то из этих трех -ваше тело, имущество или дух — теряете по невежеству, сказать об этом старшим, не скрывая этого, почувствовать раскаяние и пообещать никогда не повторять впредь, при этом будучи скромным есть хри (скромность).
8. Следовать своему пути, определенному в шастрах и, делая это, представлять однонаправленным сознанием священную благосклонную форму своего божества и выполнять дхъяну-сосредоточение на этом божестве есть мати.
9. Правильно произносить великие мантры, изученые под руководством своего гуру с нужной интонацией, метром и ритмом и пониманием значения есть джапа.
10. Нитья наймтика каамья есть три типа шрута смарта карм (предписанные или записанные ведическими обрядами и ритуалами).
Хомам — это когда, оставляя в стороне каамья карму (действие или обряд, выполненные с эгоистичным мотивом или с планами-ожиданиями по отношению к желаемому результату), мы совершаем нитья наймитика карма (нитья карма это постоянное или продолжительное обряд или действие, наймитика же это регулярно повторяющиеся или периодичное действие или ритуал), совершаем в подходящее время, чтобы удовлетворить деваты (личные божества, прим.пер.) и после прочтения всех мантр кладем хавис (рис, прим.пер.) в огонь, как это предписано шастрами.

Эти десять ям и ниям следует тщательно практиковать, что даст множество плодов.

Третья часть йоги есть асана.
Тебе следует практиковать асану в расположенном выше уровня земли, очень чистом месте, очищая все нади-каналы в твоем теле и овладевая всеми вайю-энергиями, чтобы привести их под контроль.
Для начала практики йоги есть два первосходных сезона: весна (месяцы читирай и вайгаши, 15 апреля — 15 июня) и осень (месяцы айпаши и картикай, 15 октября — 15 декабря).

Если практик йоги принимает пищу, когда вайю саншарам равна в обеих ноздрях и спит, когда поток воздуха преобладает в сурья нади (правой стороне), он будет иметь отличное здоровье.