Замечания.

Согласно ведическим шастрам-текстам, существует столько асан, сколько живых существ в мире. Есть 84 лакх живых существ. (Лакха – единица измерения в Индии, равна 100 000, а само число 84 наполнено сакральным смыслом для всех индийских традиций: встречается в индуизме, буддизме, джайнизме, адживике; можно предположить, следуя Мирча Элиаде, что оно выражало законченность, целостность, полноту. – прим. пер.) В древности люди имели способность выполнять все виды асан. С течением времени, в результате изменений в поведении людей, походке, теле и других проявлениях, ряд асан стал непонятным. Кроме того, ведические шастры были скрыты или спрятаны людьми, которые ненавидели санатана дхарму. (Вечный закон – самоназвание индуизма. – прим. пер.) В те времена, какие бы шастры ни были доступны для практики, их смысл был сведен к текстам для обсуждений исключительно ради… самих обсуждений! А сами тексты и не предназначались для практики.

Более того, среди тех, кто изучает йога-шастры, некоторые делают это только ради своей собственной славы, чтобы называть себя ведическими учеными. Другим же все равно, и они не заботятся о сути. Для третьих даже чтение или рецитация ведических шастр уже вызывает головную боль. Поистине немного тех, кто следует священным текстам. Если так немного людей в этом мире преданны этому, как же найти их? И даже если ты найдешь их, они сами испытывают все виды проблем и беспокойств. (Сейчас в сознании читателя должны встать великие, эзотерические в методах передачи знания и использования традиции не только йоги, но и тантры, буддизма, адвайты и др., — учителей по практике, которых уже во время Кришнамачарьи оставалось немного. На все вопросы касательно чакр, пран, техник типа ваджроли,кхечари и сверхъестественных способностей сам Кришнамачари всегда отвечал: «Вы уверены, что ваш учитель действительно знает, что говорит? Вы проверяли его слова? На чем основано ваше доверие к учителю?» Однажды у него поинтересовались о сексуальных практиках в тантре и рассказали, что в соседнем городе есть великий тантрический мастер, обучающий кама-сутре и разным сиддхам. Кришнамачарья сначала спросил, знает ли этот мастер все три важнейших комментария к Кама-сутре, а потом и вовсе предложил привести этого учителя для серьезного разговора и проверки его сверхспособностей. Все это говорит не столько о недоверчивости и сомнениях Кришнамачарьи в эффективности мистического аспекта хатха-йоги. В большей степени это указывает на унаследованную им рациональность, присущую самкье и ньяе, твердо опирающихся на логику направлений индийской философской мысли, специалистом по которым он был. – прим. пер.). Но, несмотря на это, в Индии есть некоторые заинтересованные правители и великие люди, которые приложили необходимые усилия, чтобы изучение шастр продолжалось, чтобы оно стало живым опытом для современной молодежи, давая ей возможность вести долгую жизнь в счастье и здравии. (В этом месте Кришнамачарья, безусловно, отдает должное и как бы незаметно кивает с благодарностью в сторону махараджи Майсора, по просьбе которого и была написана Йога-макаранда. – прим. пер.).

Мы очень рады этому.

Вот информация, которую нам надо обсудить: записи 84 лакх асан открывают, что Шри Шанкарачарья овладел 84 тысячами асан, Шри Рамануджачарья овладел 64 тысячами асан, Шри Мадхавачарья и Шри Нигаманта Десикачар овладели 24 тысячами. В совсем недавние времена, во время нашего джагатгуру Шри Нарасимха Бхарати Свамигала, я слышал, как он уверждал, что овладел 1600 асанами. В Непале, живя в Муктинарайянакшетраме у Шри Рама Мохана Брахмачарьи, я узнал, что он овладел 7000 асан. Я видел это своими глазами и с его наставлениями и рекомендациями смог освоить 700 асан. Сейчас, в наши дни, есть только 84 асаны, показанные в доступных нам книгах, и то же самое знают некоторые прославленные йогины. Ну, может быть, некоторые знают еще немного.

Есть 84 лакх болезней, которые влияют на живых существ. (Иными словами, асан ровно столько, сколько существует болезней, что предполагает хотя бы нумерологическую связь между асаной и ее целебным эффектом. – прим. пер.) .
В древности, как правило, люди лечили все болезни, выполняя определенную йогасану и пранаяму. Даже те болезни, которые не могут быть исцелены лекарствами, данными в аюрведических шастрах, лечатся йогасаной и пранаямой.

В наше время процветание и благосостояние нашей страны уменьшаются день за днем. Также и из-за различных обстоятельств все виджняна шастры, относящиеся к телу, и йогашастры также начинают исчезать. Пусть читатель узнает этот секрет.
А сейчас, в этой главе, я продемонстрирую йогасаны, которые практикуются, метод, как правильно практиковать их, их названия и полезные эффекты, получаемые от их практики.