Предостережения.

Препятствиями для начинающего йогина являются сон, лень и болезнь. (Йога-сутры дополняют это список еще несколькими пунктами: сомнение, невнимательность, невоздержание (некоторые комментаторы переводят, как перерыв), ложное восприятие, неспособность достижения [какой-либо] ступени [сосредоточения], отсутствие стабильности [при сосредоточении]. В данном случае Кришнамачарья делает акцент на этих трех, поскольку они – самые частые препятствия в начале йогического пути. – прим. пер.) Тебе следует разобраться с ними, срезав на корню и избавившись от них, чтобы тело было всецело в твоей власти, чтобы управлять чувствами и заставить прана вайю возникнуть прямо в сушумна нади (центральный энергетическый канал, идущий вдоль позвоночника – прим. пер.) Асана-сиддхи (здесь – полезные эффекты от практики асан – прим. пер.) помогут этому.

Чтобы приобрести эти умения быстро, произноси следующую шлоку каждый день перед практикой асан:

JivamaniBhrajatphanasahasravidhdhrtvishvam
Bharamandalayaanantayanagarajayanamaha

Повторяй эту молитву, делай намаскарам (приветственная практика, здесь в значении чтения определенных мантр и выполнения простираний, посвященных божеству. Речь не идет о разогреве тела путем «приветствия солнцу» в современной йоге. – прим. пер) , посвященный Адишеше (Адишеша – тысячеголовый царь змей, на котором возлежит Вишну; его воплощением на земле считается сам Патанджали, его символическое значение – время, вечность. – прим. пер) , выполняй соответствующую пуджу (ритуал, посвященный божеству – прим. пер.) , медитируй на Адишешу и затем уже начинай практику. Когда я объясняю правила йогасаны, если позиция головы не определена, тогда держи джаландхара бандху (особый наклон головы, использующийся для работы с энергетическими и физиологическими процессами. – прим. пер.)Также если не уточняется, на чем сконцентрировать взгляд, направляй его в межбровье. Если не определено положение рук, тогда держи их, как в сиддхасане. Когда бы ни было указано любое действие в асане, где какую-то часть тела нужно удерживать рукой, осуществляй захват тремя первыми пальцами, включая большой.
Убедись, что запомнил все эти детали.

 

 

Практикуя асаны, важно их делать на обе стороны тела. Сначала на правую, потом на левую. (Как читатель увидит позже, это иррациональное правило, ставшее отличительной чертой некоторых популярных систем йоги, типа Аштанга-виньяса, будет часто пренебрегаться Кришнамачарьей, как он пренебрегает почти всем иррациональным в йоге. – прим. пер.) Если не сделаешь этого, сила йоги не проникнет во все части твоего тела.