Места для практики йоги.

Следующие места превосходны для этой цели: место, где есть много воды, плодородная земля, место на берегу святой реки, там, где нет скоплений людей, чистое уединенное место – именно такие места подходят для практики.

В подобной местности найди район с колодцем, прудом или озером. Сооруди забор и на ровной площадке по центру построй красивый ашрам. Организуй все так, чтобы насекомые, например, муравьи, комары, постельные клопы и другие кровососущие, не могли проникнуть туда. Более того, необходимо очищать территорию коровьим навозом (в сухом виде использовался в качестве антисептика) каждый день. Внутри помещения повесь на 4 стены изображения, которые будут развивать вайрагью (бесстрастность), джитендрию (контроль над чувствами) и йога видьяабхъясу (знание пути йоги). Посей в шале семена зеленой травы в чистом месте, которое не смотрит в сторону входной двери (речь идет об одном из правил науки васту – индийского «фэн-шуй», связанном с движением энергии внутри пространства дома; для Кришнамачарьи эти правила были чрезвычайно важны, причем важны настолько, что впоследствии станут одной из причин его преждевременной смерти). Поверх травы расстелите шкуру оленя или тигра, а сверху положите белое одеяло или чистую белую материю. (Читателю должно быть понятно, что йогин не сам должен был убить бедное животное, но найти шкуру павшего или умершего своей смертью, и затем использовать. Но поскольку явно шкур умерших тигров/оленей на всех йогинов вряд ли уже хватало во время написания «Сущности йоги», поход на рынок с целью купить шкуру или принятие ее в дар от великодушного раджи после удачной охоты тоже не считалось зазорным. Защита животных, greenpeace и активная пропаганда ненасилия и вегетарианства никогда не были частью йогического мышления. Они стали популярными мифологемами в западной масс-йоге на волне newage, только начиная со второй половины ХХ века).

 

Подготовьте такое же место для сидения. Чтобы не было неприятных запахов, сожги немного самбрани или ладана. После завершения практики, состоящей из асаны и пранаямы, йогину следует отдохнуть в течение 15 минут на полу перед выходом наружу. Если ты выйдешь сразу после завершения йогабхъясы, даже небольшой ветер проникнет в тело сквозь мельчайшие поры кожи и вызовет много разных болезней. Поэтому тебе нужно оставаться внутри помещения, пока пот не исчезнет, хорошо вытереть тело и, сидя в удовлетворенном состоянии сознания, немного отдохнуть. (Обратите внимание на предельную лаконичность автора в отношении такой (важной для современной йоги) асаны, как шавасана. Более того, Кришнамачарья даже не называет ее по имени, просто давая сухое указание «отдохнуть в течение 15 минут на полу перед выходом наружу». Подобное невнимание к шавасане и ее значимости может казаться необычным и даже, учитывая количество слов, текстов, комментариев, версий по поводу шавасаны, несколько возмутительным… возмутительным с точки зрения современного «йога». До создания Свами Сатьянандой Сарасвати йога-нидры и естественной потребности современного рационального сознания превратить любую деталь йоги в иррациональную и сверхзначимую, шавасана всегда была простым расслаблением нервной, мышечной и других систем организма. Сравните аналогичные по простоте и краткости пояснения к шавасане в «Хатха-йога прадипике»: «Шавасана. Ляг на спину на землю, полностью вытянувшись, как труп. Это Шавасана (поза трупа). Она уничтожает полноту и дает отдых уму.» Многочисленные споры, на какой бок переворачиваться после выхода из шавасаны; живые обсуждения, что именно в ней визуализировать или чувствовать; алгебраические вычисления, сколько в ней проводить времени в зависимости от доши или продолжительности стойки на голове перед ней, станут бессмысленным, но забавным уделом йогов второй половины ХХ века).