Общий порядок организации игры.

1. Ведущий знакомит участников с общей инструкцией: «В игре с помощью специальных карточек каждый из вас попробует составить наиболее привлекательный для себя образ своей будущей профессии и всей жизни. Сначала вы отберете карточки с возможными группами профессий и жизненных стереотипов, т.е. определите, к чему вы стремитесь в игре, а также определите, каких результатов игры вы хотели бы избежать. Затем поочередно вы будете делать ходы на игровом поле с помощью фишек. Каждый раз, когда фишка будет останавливаться на каком-то поле, у вас будет возможность по надписям на этом поле делать выборы карточек, из которых вы и будете составлять образы своих профессий и жизненных стереотипов. Выбирать вам придется из трех групп карточек: 1) карточек, связанных с характеристиками профессионального труда (на карточках будет стоять знак - «П»); 2) карточек, связанных с хобби, досугом, домашним хозяйством (со знаком – «Х»); 3) карточек, связанных с личностным развитием, с различными жизненными позициями и установками (со знаком – «Л»). К концу игры по этим карточкам мы определим, чьи карточки больше соотносятся с теми или иными профессиями и жизненными стереотипами, т.е. сумели вы достичь то, к чему стремились и избежать того, чего опасались».

Знакомя участников с общей инструкцией одновременно показывает и раскладывает карточки на столе. Сами перечни карточек, а также порядок их самостоятельного изготовления представлены в приложениях: 1) карточки целей (профессий и жизненных стереотипов) – Приложение 1; 2) карточки характеристик профессий - «П», карточки хобби, хозяйства – «Х», карточки личностного развития – «Л», а также пример заполненной карточки – Приложение 2; 3) Пример игрового поля – Приложение 3; 4) пример расположение карточек и игрового поля на столе – Приложение 4.

2. Перед самой игрой участники отбирают по 2-3 наиболее привлекательных для себя карточек с профессиональными и жизненными целями (к чему надо стремиться в игре) и по 1-2 карточки с явно непривлекательными для них целями (чего следует избежать в игре). Организуется такой выбор карточек следующим образом. Карточки целей (см. Приложение 1) просто пускаются по кругу и каждый отбирает то, что для него важно. Может так оказаться, что кто-то уже сделал наиболее интересные выборы и тогда ведущий может успокоить игроков тем, что все эти отобранные карточки собираются вместе и уже к концу игры станет ясно, кто на что будет достоин (или не достоин).

3. Игроки разбирают фишки (это могут быть фишки от какой-то настольной игры или их заместители – какие-нибудь мелкие предметы или игрушки) и определяют очередность игровых ходов. Ведущий предлагает познакомиться с правила игры в ходе самой игры, поэтому он предлагает сделать первый ход кому-то из участников. Первый игрок бросает кубик и делает соответствующее количество ходов по часовой стрелке на игровом поле. Его фишка останавливается на каком-то поле. На каждом поле обозначено, какие действия (выборы) должен совершить игрок. Ниже приводится перечень таких действий:

1) +П, или +Х, или +Л:игрок может выбрать себе любую из карточек профессий (П), хобби (Х) и личности (Л), лежащих сверху соответствующих стопок на столе;

2) +П или +Л: игрок может выбрать любую из верхних карточек в стопках профессий и личности.

2) +П: игрок берет только верхнюю карточку из стопки профессий (аналогично +Х – из стопки с хобби и +Л – из стопки с личностью).

3) –Х: игрок обязан отдать одну свою карточку хобби (х) и положить ее рядом со стопкой хобби, но лицевой стороной вниз.

4) обмен с игроком: игрок обязан обменяться любой карточкой с другим, который в данный момент также оказался на поле «обмен с игроком» (обмен производится по договоренности, т.е. игроки сами решают, какие карточки обменять, но обмениваются в обязательном порядке)

5) обмен с коном: игрок обязан обменяться одной любой своей карточкой с коном, т.е. вернуть любую свою карточку на кон и положить ее сверху стопки, одновременно взяв из любой стопки первую сверху карточку.

6) пропуск хода: игрок, попав на данную клетку, просто пропускает данный (один) ход.

7) свободный выбор: оказавшись на данной клетке, игрок может поставить свою фишку на любое игровое поля и выполнить соответствующие действия.

В ходе игры каждый участник не может накапливать более 9-ти карточек. Поэтому, каждую последующую карточку игрок обязательно берет, но при этом и обязательно отдает какую-то из своих имеющихся так, чтобы постоянно было не более 9-ти карточек. Это позволяет постоянно уточнять, совершенствовать образы привлекательной профессии и будущей жизни. По усмотрению самих игроков можно ввести такое правило, при котором каждая новая карточка берется не обязательно, например, тогда, когда игрок уверен, что имеющиеся девять карточек и так хороши, а новая карточка может испорть общую картину…

Естественно, каждый игрок делает выборы карточек, исходя из своих представлений о хорошей профессии и привлекательном образе жизни. Выбирая карточки, игроки раскладывают их на столе, перед собой, чтобы перед их глазами постоянно был образ тех выборов, которые они уже сделали и который может быть скорректирован в дальнейшей игре.

Также в игре могут быть обозначены дополнительные правила:

- если кто-то из игроков будет слишком долго размышлять над своим ходом (например, больше 10 секунд), то по мнению большинства остальных игроков его можно оштрафовать: либо он пропускает один ход, либо отдает одну любую карточку из имеющихся;

- если игрок не может выполнить какое-то действие (а выполнять их надо обязательно!), то он также штрафуется, особенно это часто происходит, когда требуется вернуть какую-то карточку на кон (например, выполнить действие «–Х»), поэтому есть смысл выбирать в ходе игры разнообразные карточки.

4. После того, как игроки усвоив с помощью ведущего основные правила, начинают играть самостоятельно (это обычно происходит примерно через 5-10 минут), ведущий может подготовить бланк для оценки результатов игры. Пример такого бланка представлен в таблице (см. Таблицу 9). К выбранным игроками целям ведущий по своему усмотрению может добавить несколько иных целей (как привлекательных так и явно непривлекательных) – для придания игре большей интриги. При этом ведущий отбирает все выписанные карточки и раскладывает их в том порядке, как это представлено в таблице 9.

Таблица 9.