НЕДОСТАТОЧНАЯ ГРОМКОСТЬ ЗВУКА В МОНИТОРНОЙ СИСТЕМЕ

Низкая громкость звучания мониторной системы – это очень серьезная проблема. В процессе работы все звукооператоры рано или поздно непременно с ней сталкиваются, а иногда с ней приходится бороться постоянно – всегда хочется, чтобы мониторная система звучала громко. Однако при попытке увеличения громкости мониторной системы она начинает самовозбуждаться, создавая оглушительный свист.

Одной из основных причин самовозбуждения мониторной системы, возникающего при низком уровне ее сигнала, является излишне ограниченное пространство сцены, на котором мониторные акустические системы и микрофоны расставлены слишком плотно, а мониторы инструментов и ударная установка находятся близко от исполнителей.

Бороться с такими недостатками мониторной системы можно по-разному.

1. чтобы восстановить баланс мониторной системы, можно попросить исполнителей играть тише. К сожалению, большей частью это невозможно.

2. если самовозбуждение мониторной системы возникло неожиданно, нужно попробовать обнаружить какие-либо ошибки в ее сборке. Может оказаться, что отключен мониторный эквалайзер.

3. если вы пользуетесь общим эквалайзером для коррекции звука и основной, и мониторной систем звуковоспроизведения, то для устранения самовозбуждения мониторной системы вам придется, как говорится, занять, выменять или стащить еще один эквалайзер, без которого полноценная настройка звука мониторной системы не представляется возможной.

4. если проблема устранения самовозбуждения мониторной системы упирается в недостаточный диапазон регулировки амплитудно-частотной характеристики графического эквалайзера, например, когда требуется опустить ручки эквалайзера ниже их крайнего положения, нужно произвести полную перенастройку эквалайзера с учетом запаса по регулировке. Это можно сделать следующим образом. Уменьшив уровень сигнала на входе мониторной системы, приподнимите все ручки графического эквалайзера на одинаковое количество децибел, например, на 3 или на 6 дБ. Уровень сигнала на выходе эквалайзера соответственно поднимется на ту же самую величину. Для компенсации этого подъема, нужно уменьшить уровень выходного сигнала эквалайзера опять-таки на ту же самую величину при помощи регулятора уровня выходного сигнала эквалайзера. Это один из самых простых случаев компенсации недостаточности диапазона регулировки эквалайзера. В более сложных случаях приходится осуществлять один из вариантов так называемой косой настройки эквалайзера, которая получается при коррекции амплитудно-частотный характеристики тракта мониторной системы с помощью дополнительного регулятора тембра или посредством перенастройки кроссовера.

5. можно попробовать уменьшить уровни спектральных составляющих сигнала мониторной системы, лежащих в диапазоне от 80 до 100 Гц, а также тех, которые находятся ниже 80 Гц. Эти спектральные составляющие отнимают у мониторной системы очень большую мощность и маскируют звучание более высоких частот, а информативность этих спектральных составляющих не так уж высока. Снижение уровней этих частот высвобождает в звучании мониторной системы наиболее ответственный диапазон частот, в который входят также все частотные составляющие спектра вокала.

6. увеличить эффективность действий мониторной системы можно при помощи соответствующей концентрации звуковых волн, излучаемых мониторными акустическими системами. Например, чтобы увеличить громкость звучания мониторной системы в определенной ограниченной области сцены, нужно направить в эму область основной поток звуковых волн, излучаемый мониторными акустическими системами. Для этой цели можно использовать наклонные или ориентируемые мониторные акустические системы. Если эффект изменения ориентации окажется недостаточным, можно приблизить мониторные акустические системы к исполнителям, установив их на транспортировочных ящиках, подбирая положения мониторных акустических систем таким образом, чтобы излучаемый ими звук был направлен точно на исполнителя с максимально близкого расстояния. При изменении положений мониторных акустических систем требуется полная перенастройка звука мониторной системы, осуществив которую можно получить требуемую громкость ее звучания.

 

 

7. если в тракте основной системы звуковоспроизведения применяется многоканальный эксайтер, часть каналов которого свободна, а на основную и мониторную системы подается один и тот же сигнал, то для того, чтобы увеличить воспринимаемость звука в мониторной системе, сигнал, подаваемый на мониторную систему, целесообразно снять с выхода свободных каналов эксайтера, которые нужно настроить так, чтобы звучание мониторной системы было более жестким, чем звучание основной системы.

8. уровень сигнала мониторной системы, на котором происходит ее самовозбуждение, можно увеличить, если выровнять характеристики исходных сигналов микрофонов. Это можно сделать подбором микрофонов, расположенных на сцене. Возможно, что некоторые из них имеют ярко выраженные резонансы звучания, способствующие самовозбуждению системы при низком уровне ее выходного сигнала. В первую очередь нужно подобрать те микрофоны, которые непосредственно участвуют в самовозбуждении. Подбор микрофонов нужно произвести даже в том случае, если вы используете однотипные микрофоны. Многие из них имеют в конструкции различные отклонения, из-за которых звучания этих микрофонов могут сильно отличаться друг от друга.

9. громкость звучания двухполосной мониторной системы можно повысить, если немного уменьшить громкость звучания полосы высоких частот, понизив уровень выходного сигнала высокочастотной полосы кроссовера примерно на 3 дБ, а затем увеличить уровни всех тех спектральных составляющих этой полосы, на которых не происходит самовозбуждения мониторной системы, воспользовавшись для этой цели графическим эквалайзером мониторной системы. Если в мониторной системе не предусмотрен кроссовер, уровень высоких частот можно понизить, заткнув рупоры драйверов давления небольшим количеством пористого материала. К глушению драйверов подобным образом можно прибегать только в крайнем случае, т.к. заглушающий материал создает для драйверов тяжелый режим работы, что сокращает общий срок их службы. К тому же, для того, чтобы правильно заглушить акустические системы, требуется определенный опыт.

10. чистота и ясность звучания мониторной системы зависит от состояния микрофонов. Защитная сетка микрофона и его противошумный фильтр должны быть чистыми. Для их очистки микрофон нужно осторожно разобрать, снять сетку и фильтр и промыть их теплой мыльной водой. Вы будете очень удивлены, когда увидите, какое количество грязи скапливается в противошумном фильтре микрофона. Перед сборкой микрофона все промытые части необходимо высушить досуха как можно скорее. После очистки микрофон начинает звучать чисто и ясно, характеристика его звучания выравнивается, и отдача микрофона на низких и высоких частотах восстанавливается. К тому же с чистым микрофоном гораздо приятнее работать.