ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ ЭКВАЛАЙЗЕР

О работе этого типа эквалайзеров частично уже рассказывалось при описании принципа действия квазипараметрического эквалайзера входных каналов микшерных пультов. К сказанному остается добавить, что параметрический эквалайзер, как отдельное устройство, должен быть полным, т.е. охватывать регулировкой весь диапазон звуковых частот и позволять устанавливать все три параметра перестраиваемых фильтров, из которых он состоит. Это является необходимым условием, позволяющим точно подобрать его амплитудно-частотную характеристику. К параметрам, определяющим вид этой характеристики, относятся частота, на которой производится подбор амплитудно-частотной характеристики, ширина полосы, определяющая вид функции подбираемого участка, и коэффициент передачи фильтра, от которого зависит степень подъема или спада характеристики на подбираемом участке. Каждый из этих параметров в пределах одной полосы устанавливается отдельным регулятором. Регулятор, устанавливающий коэффициент передачи фильтра, иногда называют регулятором усиления, а регулятор ширины полосы – регулятором добротности фильтра. Наиболее узкая полоса каждого из перестраиваемых фильтров соответствует их максимальной добротности и составляет до 1\20 октавы. Наиболее широкая полоса может составлять до 3 октав. Все это позволяет осуществлять на параметрическом эквалайзере более точные коррекции, чем на графическом.

 

Рядом с регулятором добротности, обозначаемым буквой Q, часто изображают примерный вид амплитудно-частотной характеристики фильтра, соответствующий различным его положениям. Этот вид характеристики получается только при максимальном коэффициенте передачи фильтра.

Подобный параметрический эквалайзер содержит от 3 до 6 перестраиваемых фильтров, каждый из которых может работать на отдельном участке частотного диапазона или переноситься в любое его место.

Параметрические эквалайзеры часто применяются в цепях, подающих сигналы на мониторную звуковоспроизводящую систему. С их помощью она поддается отладке легко и быстро, т.к. вид частотных характеристик, получаемых с помощью этих эквалайзеров, весьма точно отвечает характеру частотных искажений мониторных систем, чем удобно пользоваться при их компенсации.

У параметрических эквалайзеров есть ряд других положительных свойств, благодаря которым им часто отдается предпочтение перед графическими. Например, ими удобно пользоваться в тех случаях, когда время, отведенное на полную перестройку звука, ограничено.

В сравнении с графическими эквалайзерами, параметрические создают меньше шумов и искажений, но уступают им в наглядности настройки. Чтобы научиться с ними обращаться, требуется определенное время. И если вы сможете управиться с канальными эквалайзерами микшерного пульта, опыт, необходимый для работы с параметрическими эквалайзерами, вы обретете.