ПРИМЕНЕНИЕ КОМПРЕССОРОВ И ЛИМИТЕРОВ

Компрессоры и лимитеры могут применяться как для обработки входных сигналов микшерного пульта, так и для обработки его различных выходных сигналов. В состав передвижного концертного комплекса обычно включают множество таких устройств, т.к. количество сигналов, способных вызвать перегрузку его системы звуковоспроизведения, очень велико.

Если небольшой концертный комплекс имеет только две цепи, по которым сигнал подается на систему звуковоспроизведения, то большой мобильный концертный комплекс подразумевает наличие более разветвленной сети выходов, благодаря более высокой сложности его системы звуковоспроизведения.

 

 

 

Выходной сигнал микшерного пульта в сложном комплексе распределяется на основную, дополнительную и мониторную системы звуковоспроизведения, в каждой из которых этот сигнал может делиться на различное количество частотных полос. Количество мониторных систем в концертном комплексе может быть очень большим. Например, в составе комплекса могут быть мониторная система ударных , мониторная система гитары, мониторная система баса, мониторная система клавишных и т.д. Многие из этих систем могут быть стереофоническими.

В составе концертного комплекса компрессоры обычно включаются в те цепи, в которых постоянно требуется точная подстройка уровней. Убедиться в целесообразности этого правила можно на следующем примере. Установите порог срабатывания компрессора в положение, соответствующее 0 дБ. Установите степень сжатия около 3:1. После этого подайте на вход компрессора сигнал с уровнем 0 дБ от любого источника сигнала стабильного среднего уровня, например, от магнитофона. Контролируя уровень выходного сигнала компрессора, попробуйте в небольших пределах изменить любой из параметров входного сигнала компрессора, например, его спектр или амплитуду. В результате этого вы можете заметить, что любое изменение амплитуды сигнала на входе компрессора приводит к значительно меньшим изменениям амплитуды выходного сигнала компрессора. Это изменение станет еще менее заметным при увеличении степени сжатия компрессора до 10:1. При помощи этого опыта вы можете заодно оценить влияние всех прочих органов управления компрессора на характеристики и звучание обрабатываемого им сигнала.

Так как большой концертный комплекс требует применения большого количества однотипных компрессоров, многие фирмы, из соображения более рационального использования рэкового пространства и упрощения коммутации комплекса, начали производить специальные многоканальные компрессоры, состоящие из нескольких однотипных компрессоров стандартного исполнения, помещенных в один общий рэковый корпус. Примером таких компрессоров могут служить четырехканальные компрессоры Quadcomp выпускаемый фирмой ARX, и Quad Compressor Limiter, выпускаемый фирмой Klark Teknik. Стандартом исполнения органов управления таких компрессоров служит стандарт, принятый в одной из первых, наиболее популярных моделей компрессоров\лимитеров dbx 160. Одноканальный вариант этого компрессора в наше время выпускается под названием dbx 160x.