Правила группировки

Для управления монофоническим балансом групп инструментов требуется минимум 4 групповых канала. Чтобы осуществить простейшее стереофоническое сведение, необходимо распределить по стереопанораме партии вокала и ударной установки.

Чтобы осуществить полное стереофоническое сведение, из групповых каналов микшерного пульта нужно построить стереофонические группы. Для этого необходимо разделить требуемое количество групповых каналов на отдельные пары и создать в каждой паре групповых каналов полное пространственное разделение выходных сигналов. Выход правого канала каждой пары нужно подключить ко входу правого выходного канала, а выход левого канала каждой пары – ко входу левого выходного канала. Это можно сделать с помощью регуляторов панорамы или выходного коммутатора.

В некоторых случаях, например, в условиях ограниченности рабочего пространства микшерного пульта или при стереофоническом сведении звука в широком и коротком зале, может оказаться целесообразным применить монофоническую ритм-секцию. Для этого все сигналы ритм-секции – ударных, басового и ведущего барабанов и сигнал бас-гитары, нужно подать на вход одного группового канала, а сигналы всех остальных основных инструментов – гитар и клавишных – на вход другого. Сигналы голосов и инструментов, которые должны остаться стереофоническими, подаются на стереофонические пары групповых каналов микшерного пульта. Расположив звучание ритм-секции и основных инструментов в центре панорамы, вы получите четкий стабильный центр и ровное распределение нагрузки, несомой основными инструментами, по всему пространству зала.

К группировке каналов прибегают и в тех случаях, когда необходимо произвести одинаковую звуковую обработку нескольких сигналов одновременно. Например, разделив первый и задние вокалы с помощью отдельных групповых каналов, можно произвести их независимую обработку отдельными ограничителями шума.

Выходные каналы стереофонического микшерного пульта могут использоваться в качестве дополнительных нерегулируемых групповых каналов. Например, при смешивании стереофонического исполнения с монофонической фонограммой и монофонической – ритм-секцией, сигналы ритм-секции могут быть сгруппированы в один групповой канал, выходные сигналы звуковых процессоров и аппарата магнитной записи – во второй, а стереофонические сигналы всех остальных инструментов – в третий и четвертый групповые каналы, используемые в качестве стереофонического группового канала. Левые и правые сигналы вокалов могут быть поданы непосредственно на входы выходных каналов микшерного пульта. Естественно, что в этом случае уровни их сигналов должны быть строго согласованны между собой.

При таком способе группировки рабочее пространство микшерного пульта используется наиболее рационально, сохраняется возможность сведения стереофонического баланса для большинства инструментов, в число которых может входить перкуссия и томы ударной установки, и появляется возможность одновременного управления уровнями выходных сигналов звуковых процессоров и аппарата магнитной записи, что позволяет, например, осуществить их одновременный ввод или вывод на время паузы.

Выбор той или иной схемы группировки зависит от количества и типа источников сигналов, возможностей микшерного пульта и специфики создаваемого баланса. Обычно, для решения одной задачи подходит несколько разных способов группировки. Предпочтительность одного из способов группировки перед остальными чаще всего приходится определять практически, опираясь на конкретный состав используемой аппаратуры.