НАСТРОЙКА ЗВУКА УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Расставив микрофоны ударной установки в соответствии с задуманной схемой получения ее звука, прослушайте сигналы каждого из них в отдельности. Подберите требуемое значение чувствительности каналов, стараясь установить наименьшее возможное усиление. Используя режим «соло», настройте канальные эквалайзеры так, чтобы звучание каждого из каналов было максимально ясным и естественным. При настройке звучания басового и ведущего барабанов, уровни сигналов в них должны быть равны 0 дБ. Настройку звучания остальных каналов можно производить при уровне -6 дБ. Установка точных значений этих уровней производится во время репетиции.

Вызвучивание ударных – это одна из самых сложных настроечных операций, так как для того, чтобы получить с них сигнал, требуется огромное количество расставленных особым образом специальных микрофонов. Чтобы сделать их звук максимально громким и отчетливым, приходится применять специальные корректоры, процессоры и ограничители шума. К сожалению, специальные процессоры ударных – вещь очень дорогая, а простые ограничители шума делают звучание ударных слишком сухим и отрывистым. Однако, если у вас нет выбора, приходится искать некоторое компромиссное решение настройки ограничителей шума. Настройка звучания ударных без ограничителей шума – дело довольно сомнительное. В этом случае вам придется постоянно следить за уровнем средних низких частот в каналах томов и басового барабана, чтобы не допустить самовозбуждения мониторной системы, а для того, чтобы добиться максимальной громкости звучания ударной установки, приходится экспериментировать с различными расстановками микрофонов, подбирать фазы получаемых с микрофонов сигналов в надежде на то, что сигнал самовозбуждения в них будет взаимно вычитаться. В таких условиях вряд ли придется вести разговор о том, чтобы звучание ударных соответствовало творческому замыслу.

Тем не менее, несмотря на всю сложность настройки ударных, нужно уметь проводить ее точно и быстро. Нет ничего утомительнее для организатора концерта или посетителей, чем монотонный стук ударных во время настройки. Чтобы быстро и правильно произвести эту настройку, нужно хорошо знать особенности звучания ударных и уметь чувствовать работу устройств обработки звука и систем звуковоспроизведения.

Сухость звучания ударных, вызванную ограничителями шума, можно частично замаскировать с помощью реверберационных эффектов. Тип и уровни реверберационных эффектов, применяемых во всех песнях, должны быть точно определены во время репетиции. В тех случаях, когда уровень реверберации ударных заранее неизвестен, нужно суметь быстро подобрать его во время первой песни, при этом нужно внимательно следить за тем, чтобы звук ударных инструментов в громких местах не перегружал входные цепи ревербераторов. Если такая перегрузка возникает, нужно уменьшить уровни сигналов на входе ревербераторов с помощью регуляторов уровней реверберационных или дополнительных выходов микшерного пульта.

При распределении звука ударных по стереопанораме необходимо учитывать особенности восприятия звука в концертном зале. Чем шире пространство сцены, тем более сконцентрированной должна быть ударная установка. Чтобы исключить возможные ошибки, нужно начинать настройку ударных, расположив басовый и ведущий барабаны в центре стереопанорамы, хай-хэт – немного левее, а томы ударной установки лучше всего расположить в линию около центра, заняв около половины пространства стереопанорамы. Перкуссию ударных можно расположить в центрах левого и правого полупространств стереопанорамы. Завершив настройку звучания ударных, проверьте, как воспринимается их баланс в разных точках зала. Если вы заметите, что при отклонении от средней оси баланс ударных сильно нарушается, уменьшите уровень того инструмента, звучание которого выделяется, или сместите его ближе к центру стереопанорамы. Если звучание ударных во всех точках зала окажется вполне удовлетворительным, можно попробовать продолжить эксперименты с паномированием ударной установки, стараясь получить наиболее красивый стереофонический баланс.