Макетирование как метод воспроизведения композиции.

Макетирование – творческий процесс поиска архитектурной композиции.

Цели и задачи: изучение в практических упражнениях вопросов формообразования, развитие объёмно-пространственного мышления, обучение технике макетирования.

Макет в архитектуре – одно из средств выражения архитектурной мысли, способ передачи информации об архитектурной форме; является временным обобщённым представлением в крупных массах и относительно отвлечённых формах, несёт в себе обобщённое функциональное и конструктивное содержание, одно из средств достижения оптимального ответа на поставленную задачу.

Модель – натуралистическое законченное изображение в уменьшенном размере архитектурного сооружения со всеми деталями, с имитацией цвета, материала.

Обобщённая трактовка формы в виде простых геометрических тел обеспечивает ясность восприятия пропорций элементов, соотношение их массы с пространством.

Пространственность и массивность являются основой для таких понятий, как структурность, конструктивность, тектоничность формы.

Макет даёт представление о пространственных связях и соотношениях объёмных элементов, хорошо передаёт лёгкость формы, её прочность и устойчивость. Макет, как предметный носитель образа, организует восприятие формы. Восприятие силуэта и восприятие массы различно: если силуэт воспринимается в двух измерениях, то масса воспринимается в пространстве. Преимущество макетного метода перед графическим в наглядности поиска композиции объёмной формы, во взаимосвязи с пространственным её положением.

 

1.1. Макетирование как средство раскрытия особенностей восприятия объёмно-пространственной композиции.

В работе над композицией происходит постоянное зрительное соотнесение одного элемента с другим, происходит восприятие напряжённости, возникающей между элементами. Визуальное равновесия при восприятии объёмно-пространственных форм – это такое расположение элементов композиции, при котором каждый предмет находитcя в устойчивом положении, и наоборот. “Несбалансированная композиция выглядит случайной, временной, и, следовательно, необоснованной. Её элементы стремятся к изменению своего места и формы с тем, чтобы занять положение, лучше удовлетворяющее общей структуре.”

Равновесие всегда определяется зрительной осью. Роль оси в архитектуре – организация системы. Положение оси равновесия меняется в зависимости от изменения массы элементов и их взаимного расположения по трём координатам.

Архитектурная композиция воспринимается в движении, и в зависимости от положения зрителя может изменяться характер равновесия: с одних позиций она может казаться уравновешенной, с других – менее уравновешенной или совсем неуравновешенной.