рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Объемно-пространственная композиция

Объемно-пространственная композиция - раздел Образование, Министерство Образования И Науки Удмуртской Республики Федеральное Г...

Министерство образования и науки Удмуртской республики

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ижевский монтажный техникум

 

 

Объемно-пространственная композиция

 

Учебное пособие для студентов

Специальность 270301

«Архитектура»

 

 


“Утверждаю”

Заместитель

Директора по учебной работе О. Л. Меркушева

1.07.2009

 

Одобрена предметной

Цикловой комиссией

Председатель Н. А. Торопова

 

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 270301 “Архитектура”.

 

Составитель: преподаватель С. Ю. Трефилова

Ижевского монтажного

техникума

 

 

Рецензент: Заместитель начальника мастерской

“Урбанистика” ООО Института И. П. Ходырева

“Удмуртгражданпроект”

Инженер-архитектор

ЗАО “Промед” Н. В. Жарова


Оглавление

1. Макетирование как метод воспроизведения композиции. 6

1.1. Макетирование как средство раскрытия особенностей восприятия объёмно-пространственной композиции. 6

1.2. Материалы. Техника исполнения. 7

2. Понятие о композиции. 8

2.1. Макеты геометрических форм. 8

2.2. Общее понятие об основных свойствах форм. 9

2.2.1. Геометрический вид формы. 9

2.2.2. Положение формы в пространстве. 10

2.2.3. Величина формы. 10

2.2.4. Масса. 11

2.2.5. Фактура и её свойства. 11

2.2.6. Светотень. Источник света. 11

2.2.7. Цвет. 12

2.2.8. Сочетание цветов. 13

2.2.9. Цвет и свет. 14

2.3. Средства архитектурной композиции. 17

2.3.1. “Архитектурная тектоника”. 17

2.3.2. Архитектурно-тектонические системы: 17

2.3.3. Ритм. 19

2.3.4. Пространственные формы ритма. 20

2.3.5. Понятие о пропорции в архитектуре. 22

2.3.6. Виды пропорциональных отношений. 22

2.3.7. Понятие масштабности в архитектуре. 25

2.3.8. Приёмы и средства выражения масштабности. 26

2.3.9. Тождество, нюанс и контраст. 26

2.3.10. Понятие симметрии и асимметрии в архитектуре и их направление в композиции объёмно-пространственных форм. 28

3. Основные виды композиции. 30

3.1. Фронтальная композиция. 31

3.1.1. Виды фронтальной композиции. 31

3.1.2. Приёмы и средства построения. 31

3.2. Объёмная композиция. 33

3.2.1. Разновидности объёмной композиции. 33

3.2.2. Приёмы и средства построения. 34

3.3. Пространственная композиция. 36

3.3.1. Виды композиции пространства в архитектуре. 36

3.3.2. Неограниченное архитектурное пространство. 36

3.3.3. Ограниченное архитектурное пространство. 37

3.3.4. Построение и выявление ограниченного архитектурного пространства. 38

4. Анализ архитектурного памятника по пластическому строю. 41

4.1. Выполнение анализа архитектурного памятника в бумажной пластике. 41

5. Список литературы. 46


Введение.

 

Архитектура – это соединение искусства, науки и производства, органичное соединение этих трёх составляющих образует каркас профессиональных знаний и умений – основу проектной деятельности архитектора.

Проектная деятельность имеет две существенных взаимосвязанных ветви – архитектурное проектирование и архитектурная композиция.

Процесс работы над архитектурной композицией представляет комплексное решение ряда взаимосвязанных задач: художественно-образных, инженерно-конструктивных, экономических и т. д. Все эти задачи должны быть согласованы между собой.

Художественно-образные аспекты архитектурной композиции опираются на систему определённых закономерностей подобно тому, как музыка имеет свою музыкальную грамоту или язык – свой грамматический строй.

Закономерности построения объёмно-пространственных форм как основа композиционной грамоты не зависят от стилевого направления архитектуры.

Цели объёмно-пространственной композиции состоят в том что, опираясь на особенности зрительного восприятия человека и его психофизиологические данные, изучить и освоить, каким образом только на основе количественных изменений пространственных форм и их сочетаний можно получить эмоционально-выразительную и содержательно заданную объёмно-пространственную композицию.

Архитектурная композиция является стержнем основой профилирующей дисциплины “Архитектурное проектирование”, которая на младших курсах носит название “Основы архитектурного проектирования” и включает следующие разделы: архитектурная графика, объёмно-пространственная композиция и начало архитектурного проектирования.

Курс объёмно-пространственной композиции и процесс обучения носит вспомогательный характер. Его цель – вооружить начинающего архитектора знаниями, которые являются обобщением некоторых аспектов композиционного опыта, накопленного архитектурой.

Творческая деятельность архитектора состоит в организации определённого пространства для разнообразных общественных потребностей как материального, так и духовного свойства. В кругу проблем, с которыми сталкивается архитектор, находится и проблема композиции, создание гармонического, художественно выразительного произведения. Композиционное творчество придаёт деятельности архитектора художественную специфику.

Под композицией в искусстве понимают строение (структуру) художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определённой системе и последовательности, то есть композиция – это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием.

Композицию можно разыграть не только путём создания объёмно-пространственной композиции, также это можно решить с помощью архитектурной графики и аппликации.

В архитектурной графике возможности создания гармоничной композиции значительно шире – от первых набросков, эскизов, до шедевра в архитектурном искусстве.

Графика – это вид изобразительного искусства, основным художественным средством которого являются линия, тон, светотень и цвет. В графике преобладает линейный способ изображения. Архитектурная графика – это приложение средств и приёмов графического искусства к изобразительным задачам, возникающим в творческом процессе создания проекта или обмерочного чертежа.

В начальной стадии проектирования архитектурная графика используется: как элемент композиционных поисков общей архитектурной идеи будущего сооружения и средство быстрой фиксации первоначальных вариантов замысла. В дальнейшем – как элемент разработки точного архитектурного чертежа в процессе конкретизации замысла и доведения его до законченного проекта.

Конечная цель архитектурной графики заключается в изображении конкретного архитектурного объекта в форме чертежей для осуществления его в строительстве.


Макетирование как метод воспроизведения композиции.

Цели и задачи: изучение в практических упражнениях вопросов формообразования, развитие объёмно-пространственного мышления, обучение технике… Макет в архитектуре – одно из средств выражения архитектурной мысли, способ… Модель – натуралистическое законченное изображение в уменьшенном размере архитектурного сооружения со всеми деталями,…

Материалы. Техника исполнения.

Большое значение имеет бумага в выявлении пластики формы. Светотеневые качества бумаги ценны в поисковой ситуации: пластика композиции по-разному… Эскизные макеты из бумаги делаются очень быстро, поскольку бумага легка в… В организации композиции формообразующую роль играют не только составляющие её элементы, но и подмакетник. Размер…

Понятие о композиции.

Композиция – это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием.

Целостность композиции и единство её элементов проявляются в таком качестве как гармоничность. Сгармонированные элементы находятся между собой в неразрывной связи, во взаимной соразмерности.

Началом структурного единства формы может быть её монолитность, внутреннее равновесие компонентов.

Архитектурная композиция – это целостная художественно выразительная система форм, отвечающая функциональным и конструктивно-техническим требованиям. В центре внимая объёмно-пространственной композиции, лежат факторы, связанные с природой человеческого зрения и психологией восприятия объектов архитектуры.

 

Макеты геометрических форм.

Построение развёрток простых геометрических форм.

Практическая работа № 1.

Материалы и инструменты: ватман, картон, клей ПВА, резак, карандаш, ластик, металлическая линейка. Методические указания: 1) на листе ватмана расчертить карандашом развёртку будущей геометрической формы; скомпонавать развёртку на листе,…

Практическая работа № 2.

Построение и выполнение врезки двух геометрических тел.

Материалы и инструменты: ватман, картон, клей ПВА, резак, карандаш, ластик, металлическая линейка.

Выполнение работы по врезке аналогично ходу работы в практической работе №1.

Примечание: во время построения развёртки следует указать на одной и форм место врезки.

Общее понятие об основных свойствах форм.

Основные свойства объёмно-пространственных форм следующие:

1) геометрический вид;

2) положение в пространстве;

3) величина;

4) масса.

К дополнительным свойствам можно отнести: фактуру, свет и цвет.

Геометрический вид формы.

1) стереометрическим характером очертания поверхности фигуры; 2) соотношением размеров формы по трём координатам. Композиционные элементы по характеру стереометрического очертания условно можно разделить на несколько групп:

Положение формы в пространстве.

Это свойство определяется по отношению: к осям координат, к зрителю, к другим формам.

Положение формы по отношению к осям координат определяется наибольшей по площади поверхности формы или доминирующей осью. По положению доминирующей оси форма может быть вертикальной, горизонтальной, все остальные положения будут промежуточными.

Положение формы по отношению к зрителю или другим формам определяется в горизонтальной или вертикальной плоскостях. По горизонтальной плоскости форма может находиться ближе-дальше, слева-справа. По вертикальной плоскости, в частности по отношению к горизонту – выше-ниже. По расположению между собой формы могут находиться:

- На некотором расстоянии;

- Примыкать друг к другу;

- Врезаться друг в друга.

Наиболее динамичное расположение в композиции – врезка одного элемента в другой, наиболее пассивное – примыкание.

Величина формы.

Величина формы рассматривается как:

1) соотношение протяжённости формы по трём координатам;

2) как соотношение двух или более форм между собой;

3) по отношению к человеку.

Масса.

Масса – (в художественно-композиционном плане) это свойство на основе ассоциативного восприятия рассматривается как массивность.

Массивность – свойство объёмно-пространственных форм имеет ряд особенностей:

1) с изменением формы по величине, при прочих равных условиях, изменяется масса. Большая форма воспринимается более массивной.

2) Массивность формы изменяется в зависимости от степени объёмности, плоскостности или её линейности.

3) Массивность зависит от плотности заполнения формы материалом.

4) На массивность формы влияет материал, из которого она сделана, его цвет и фактура.

 

2.2.5. Фактура и её свойства.

Под фактурой подразумевается характер поверхности того слоя художественного произведения, который непосредственно воспринимается зрителем.

Обработка поверхности независимо от её величины воспринимается как фактура при определённой частоте повторяющихся элементов, иначе эти элементы будут восприниматься как членение формы.

Если число элементов на поверхности велико, а величина их мала, то они не воспринимаются глазом и поверхность выглядит гладкой.

Если элементы воспринимаются как самостоятельные части формы, то зрительно они выглядят не как фактура, а как членения поверхности формы.

Восприятие фактуры поверхности зависит от положения зрителя к объекту. При отдалении от поверхности отдельные элементы, ранее воспринимаемые как членения формы, будут сливаться в общий фон и выглядеть как фактура поверхности.

Фактура в определённой степени характеризует объёмно-пространственную форму и всегда являлась одним из средств художественной выразительности.

Светотень. Источник света.

Свет обеспечивает возможность восприятия зрителем объёма, поверхности и пространства.

Распределение светотени при восприятии объёмно-пространственных форм может меняться от полной затемнённости до максимальной освещённости. Это может зависеть как от направления света, так и от силы источника света.

Цвет.

Цвет – это визуальный эффект, вызванный смешиванием испускаемого света, преломленного или отражённого света.

Основными характеристиками цвета является:

  1. Цветовой тон.
  2. Насыщенность (яркость цвета).
  3. Светлота цвета.

Цвета делят на три группы:

1) Основные (жёлтый, красный, синий);

2) Составные (оранжевый, фиолетовый, зелёный);

3) Дополнительные (цвета, расположенные на противоположных концах цветового круга).

Цветовой тон – это качество, которое прежде всего и всегда отличает один цвет от другого и определяется соответствующим его место в спектре – жёлтый, красный, синий, зелёный и т. д. в системе цветов кругового спектра все промежуточные цвета будут иметь свой цветовой тон. Например, между жёлтым и красным – оранжевый и т. д.

Насыщенность (яркость) – это степень отличия хроматического цвета от равного с ним по светлоте ахроматического цвета (серого), т. е. бóльшая или меньшая выраженность в цвете его цветового тона. Спектральные цвета обладают наибольшей насыщенностью. Для получения мало насыщенного цвета достаточно добавить белил (выбеливание цвета) или чёрной краски (тусклые цвета).

Светлота хроматического цвета определяется степенью близости его к белому цвету (так же как и светлота ахроматических цветов).

Хроматические цвета воспринимаются как “тёплые” и “холодные”, в зависимости от того, с каким цветом они сравниваются. Например, в группе тёплых (красных) цветов оранжевый будет теплее, чем малиновый, в группе холодных – фиолетовый теплее синего и т. д.

Впечатление о “весомости” цвета зависит главным образом от характеристики по светлоте и насыщенности. Чем темнее цвет, тем он “тяжелее”. Более насыщенные цвета воспринимаются как более тяжёлые, нежели малонасыщенные.

Разные цвета, размещённые на одной и той же плоскости, воспринимаются нами то более близкими, то более удалёнными от нас. Это так называемое явление выступающих и отступающих цветов (пространственные свойства) можно легко заметить, рассматривая спектр: тёплые цвета кажутся ближе, холодные – дальше.

Кроме цветового тона на пространственные свойства цветов влияют: насыщенность и светлота, т. е. чем насыщеннее цвет, тем он воспринимается ближе к нам.

Цветовые отношения – цветовой контраст и нюанс – основа цветовых сочетаний всюду, где цвет выступает в качестве художественного элемента.

Такие свойства цвета, как “весомость”, придают архитектурному сооружению впечатления лёгкого и тяжёлого, большого или малого. Это зависит от светлоты, насыщенности и характера цветовой поверхности.

 

Сочетание цветов.

Тёплые цвета – красный, оранжевый – цвета огня и солнца, воспринимаются как мажорные звучания; холодные – зелёный, синий ассоциируются с зеленью, небом, рождают впечатления спокойного состояния, простора, лёгкости. Светлые и яркие цвета, в противоположность тёмным и серым действуют радостно, бодряще.

Из различных сочетаний отдельных цветов наибольшей гармонией обладают любые пары дополнительных цветов. Также гармоничные сочетания дают цвета, расположенные на малых интервалах цветового круга., цвета, близкие по цветовому тону, по светлоте и насыщенности. Выразительность таких сочетаний обусловлена цветовым единством, так как при малых интервалах цвета воспринимаются не как сочетания, а как оттенки одного и того же цвета.

Гармоническое согласование – не в подыскании наилучших цветов вообще, а в отыскивании наилучших отношений цветов друг к другу, т. е. нахождение цветового синтеза.

 

Цвет и свет.

При очень сильной освещённости цвет воспринимается менее насыщенным, белесоватым а в тени, наоборот, - более насыщенным. Сильный солнечный свет…  

Практическая работа № 3.

Построение и выполнение геометрических тел, с учётом деформации (разрушения) их геометрических форм при помощи фактуры, цвета, тона. Материалы и инструменты: ватман, картон, клей ПВА, резак, гуашь, тушь, кисти.

Методические указания:

1) начертить три развёртки геометрических форм.

2) начертить на развёртках фрагмент орнамента, искажающего поверхность.

3) тушью залить фрагмент орнамента на развёртке первой геометрической формы.

 

 

 

4) На второй развёртке поле вокруг фрагмента орнамента выполнить в виде аппликации

5) Третья развёртка остаётся без искажения.

6) склеить фигуры и установить на подмакетник.

 

 

Практическая работа № 4.

Создание фактуры поверхности.

Выполнить 6 позиций размерами 10×10 см в рамках на А3 формате.

Методические указания:

1 Позиция – показать складчатую поверхность.

2 Позиция – указать плетение.

3 Позиция – указать пластику поверхности при помощи сечения линий.

4 Позиция – указать пластику поверхности при помощи сжатия влажной бумаги с последовательной растяжкой.

5 Позиция – указать пластику поверхности при помощи натяжения влажной бумаги на выпуклый рельеф.

6 Позиция – указать пластику поверхности при помощи нанесения точек иглой.

 


 

Средства архитектурной композиции.

Понятие тектоники в архитектуре возникло как результат совместной деятельности архитектора и инженера, взаимосвязью художественного и… Выделяют три варианта представления о тектонике: 1) Конструктивная тектоника – непосредственная демонстрация конструктивной структуры;

Ритм.

Ритм – это закономерное чередование элементов во всём пространстве.

Метр – частный вариант ритма, использующий только закономерность повтора.

Например: чередование опор, проёмов, ряд кладки и т.д.

Ритмические и метрические ряды зависят от прогрессий, которые разделяются на:

1. Геометрическую где каждое последующее число Н раз больше предыдущего.

2. Арифметическую – (1, 2, 3, 4 и т.д.); так же отношения характеризуются разностью (1-4-7-10-13 и т.д.)

3. Гармоническую последовательность членов, строящихся на величинах обратных ряду арифметической прогрессии 1/2, 1/3, 1/4, 1/5 и т.д.

Простой метрический ряд – повторяется одна и та же форма и интервал.

Сложный метрический ряд – параллельно повторяется не один, а несколько одинаковых интервалов и объёмов: а, б, с, объединённых одним крупным метром.

Ритмический ряд – когда интервал или элемент количественно меняется в определённом отношении.

Наиболее широко используется в архитектуре горизонтальные и вертикальные ряды (шаг колонн, проёмов, облегчение массивности объёма по вертикали). Для создания динамичной композиции используют диагональные и параболические направления.

Ритм двумерный, при котором движение распространяется от центра к периферии расходящимися вонами. (кессонированные плафоны, структуры сводов, замощение площадок и т.д.)

Протяжённость ритмического ряда. Минимальное число элементов, при котором человек улавливает закономерность в ряду – -3. Наиболее устойчивое представление о наличии ритма 7+( - ) 2 элемента.

Ритмическую закономерность в построении фронтальной поверхности более всего можно обнаружить в ярусных вертикальных композициях, где отчётливо проявляется тектоническая выразительность.

Метрический порядок как закономерность может развиваться бесконечно, но в художественной композиции повторность должна иметь определённые пределы, т.е. ряд должен обладать ограниченной протяжённостью, иметь начало и конец.

1. В одних случаях остановка ритма выражается естественными границами формы, в других – конец и начало обозначаются необычность решения крайних элементов или примыкающих к ним интервалов (их уменьшение или увеличение).

2. Возможны решения при которых пластически выделяется центральная часть протяжённого ритмического ряда путём уплотнения или разряжения организуемой формы.

3. Однообразие и монотонность ритмического ряда преодолевается перебивкой элементов, введением “случайных” звеньев, нарушающих закономерность чередования форм.

4. Ритмы, в которых движение пластической темы становится не линейным, но двумерным.

5. Такие поверхности, как плоскость, цилиндрическая и сферическая поверхности относят к метрическому порядку, поскольку каждый их участок тождествен соседнему, т. Е. постоянно сохраняется одна и та же кривизна. Если кривизна закономерно изменяется как в конических сечениях (кроме окружности) , то это характеризует ритмическое изменение.

Пространственные формы ритма.

Пространство как элемент в ритмическом ряду рассматривается как сфера действия человека. Зритель может проникать в такое пространство и таким образом оказывается как бы захваченным ритмом, побуждается к движению в соответствии с направленностью развития ритма.

Ритмичность понимаю в ощущении связанных между собой пространств.

Примеры использования пространственного ритма можно обнаружить в композициях современных жилых районов, первичных жилых групп, а также в формировании крупных городских ансамблей.

 

Практическая работа № 5.

Метр – ритм.

Построить плоскостную композицию путём аппликации на формате листа А-4. Композиция включает в себя:

1 простой метрический ряд;

2 сложный метрический ряд;

3 ритмический ряд;

4 сочетание ритмического и метрического ряда.

Методические указания: элементы для каждого ряда берутся определённого цвета. Соотношения прямоугольников элементов могут быть в пределах 1:1; 1:3; 1:5. Прямоугольники могут располагаться только параллельно или перпендикулярно по отношению друг друга и к краю листа.

Материалы и инструменты: ватман, клей ПВА, резак, ножницы, металлическая линейка, цветная бумага.

Практическая работа № 6.

Метр – ритм.

 

Выполнение композиции из геометрических объёмов на понятие ритма и метра на подмакетнике размерами 20×40 см.

Построить ритмический ряд, последовательно изменяя массивность объёмов простого метрического ряда. Каждый последующий объём ритмического ряда отличается от предыдущего на один ( несколько объёмных элементов, наращиваемых к исходному объёму в определённой закономерности). Интервалы между объёмами остаются постоянными.

Материалы и инструменты: ватман, клей ПВА, резак, линейка.

Понятие о пропорции в архитектуре.

Пропорция (лат. proportion) – соразмерность, определённое соотношение частей между собой.

Понятие пропорция употребляется в трёх значениях:

1. Соотношение основных параметров формы: длины, ширины, высоты.

2. Равенство отношений в сопоставляемых формах. В основе образования целостной формы лежит принцип геометрического подобия.

3. Закономерность в соотношениях величин, которая связывает отдельные части и параметры формы в целое.

 

Виды пропорциональных отношений.

2. Гармоническая прогрессия – ряд чисел обратный арифметической прогрессии. 3. Геометрическая прогрессия – ряд чисел, где каждое число последующее число… 4. Ряд Фибоначчи – каждое последующее число равно сумме двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т. д. Отношение…

Понятие масштабности в архитектуре.

Масштабность не только и не столько выявляет для зрителя действительный размер здания или комплекса, сколько придаёт ему характер, нужный для… Масштабность в архитектуре — результат общего взаимодействия воспринимаемых… Большую роль в создании масштабности играют пропорции тектонических элементов, работа которых понятна зрителю и…

Тождество, нюанс и контраст.

Нюанс – это сильно выраженные сходства между объектами при незначительном различии. Контраст – это сильно выраженные отличия между объектами (объекты: линии,… Закономерности зрительного восприятия.

Практическая работа № 7.

Нюанс.

 

Выполнение композиции из геометрических объёмов на понятие нюанс на подмакетнике размерами 10×25 см.

Трансформация простой геометрической форму формы и преобразование её в объём бионики.

Методические указания: число объёмных элементов 3-5;

склеивание простых геометрических форм и их трансформации осуществляется техникой “встык”.

Материалы и инструменты: клей ПВА, ножницы, резак, металлическая линейка, ватман.

 

 

 

Практическая работа № 8.

Контраст.

Выполнение композиции из геометрических объёмов на понятие контраст. На подмакетнике размерами 20×20 см разместить два параллелепипеда со… Материалы и инструменты: клей ПВА, линейка, резак, ватман. 2.3.10. Понятие симметрии и асимметрии в архитектуре и их направление в композиции объёмно-пространственных форм.

Практическая работа № 9.

Симметрия.

Выполнение композиции на ватмане А-3 формата техникой аппликация на понятие симметрия и асимметрия. Композиция включает в себя семь позиций:

1 - Зеркальную симметрия;

2 - Симметрия переноса;

3 - Симметрия вращения;

4 - Винтовую симметрия;

5 - Дисимметрия;

6 - Антисимметрия;

7 - Асимметрия.

Материалы и инструменты: ватман, клей ПВА, резак, ножницы, металлическая линейка, цветная бумага.

 

 

Основные виды композиции.

Существует три вида композиции: 1) Фронтальная; 2) Объёмная;

Фронтальная композиция.

Виды фронтальной композиции.

Фронтальная композиция может иметь симметричное или асимметричное построение, может быть построена на основе одного – доминирующего объёма, при…   3.1.2. Приёмы и средства построения.

Практическая работа № 8.

Фронтальная композиция.

Методические указания: 1. Выполнить несколько эскизов карандашом и выбрать наиболее удачный… 2. Вычертить на подоснове.

Практическая работа № 9.

Объёмная композиция.

Выполнение объёмной композиции в макете, с применением основных приёмов её выявления.

Методические указания: работу выполнить на подмакетнике 20×40 см. объёмные формы могут быть: параллелепипед, правильная трёхгранная призма, четырёхгранная призма.

Материалы и инструменты: ватман, клей ПВА, резак, металлическая линейка, картон.

 

 


 

Пространственная композиция.

Виды композиции пространства в архитектуре.

Композиции архитектурного пространства по принципу их организации можно разделить на два вида:

1) Пространства, организованные вокруг одного или группы архитектурных элементов;

2) Ограниченные пространства.

Первый вид композиции архитектурного пространства называют неограниченное пространство, так как этот вид не имеет чётких материальных границ. Второй вид назван так, поскольку архитектурное пространство имеет определённые, материально выраженные ограничения.

 

Неограниченное архитектурное пространство.

Наиболее распространённая форма поверхности основания – условно плоская (горизонтальная) и условно выпуклая (сложная). Динамика, напряжённость композиционной сферы зависит от активности решения… Поверхность основания в неограниченном пространстве является важнейшим элементом. В зависимости от характера…

Ограниченное архитектурное пространство.

- Поверхность основания; - Элементы, ограничивающие пространство по периметру; - Поверхность перекрытия ( в интерьере).

Построение и выявление ограниченного архитектурного пространства.

Основу симметричного построения ограниченного архитектурного пространства составляет ось симметрии. Она является главным направление развития… В основе асимметричного построения лежит ось равновесия; ось не зафиксирована… Композиционные оси во многом определяют расположение композиционного центра и доминанты.

Практическая работа № 10.

Пространственная композиция.

Выполнение двух пространственных композиций в макете, с применением основных приёмов её выявления

В первой композиции пространство организовано вокруг группы объёмов (объёма).

Во второй композиции пространство ограниченно (или частично ограниченно), организовано объёмами по периметру. Поверхность должна быть пластически разработана.

Методические указания: работа выполняется на подмакетнике 20×40 или 30×30 см.

1) Выполнить несколько эскизов, опираясь на основные приёмы её выявления.

2) Перенести наиболее удачный вариант на подмакетник

3) Выполнить развёртки будущих объёмов.

4) Клеем ПВА склеить элементы.

5) Приклеить элементы к подмакетнику.


 

 

 

 


Анализ архитектурного памятника по пластическому строю.

Выполнение анализа архитектурного памятника в бумажной пластике.

Задача этапа. Выявить характер заданного композиционного решения в объемной форме при помощи бумажной пластики. Результат этапа. Компоновка на планшете: 1) композиционных моделей объемных макетов, выполненных по пяти заданным позициям;

4.2.

Контрольные вопросы.

1. Роль макетирования в архитектуре.

2. Материалы. Техника исполнения.

3. Общее понятие об основных свойствах форм.

4. Средства архитектурной композиции.

5. Основные виды композиции.

6. Фронтальная композиция. Её виды.

7. Приёмы и средства построения фронтальной композиции.

8. Объёмная композиция. Её виды.

9. Приёмы и средства построения объёмной композиции.

10. Пространственная композиция.

11. Неограниченное архитектурное пространство.

12. Ограниченное архитектурное пространство.

13. Построение и выявление ограниченного архитектурного пространства.

В результате изучения дисциплины студент должен

иметь представление:

- Об общих закономерностях композиционного построения объектов, комплексов;

- О различных методах и средствах архитектурного проектирования;

знать:

- Основные виды композиции и свойства объёмно-пространственных форм;

- Закономерности построения объёмно-пространственных форм;

- Средства и приёмы достижения при создании объёмно-пространственных форм;

уметь:

- Решать несложные индивидуальные композиционные задачи при построении объёмно-пространственных объектов;

- Аккуратно и грамотно выполнять все виды композиции, по утверждённым эскизам и бумажной пластике.


 

Список литературы.

 

1. Степанова А.Ф. “Объёмно-пространственная композиция” – М., 1993.

2. Стасюк Н. Г., Киселёва Т. Ю., Орлова И. Г. “Основы архитектурной композиции” – М., 2004.

– Конец работы –

Используемые теги: Объемно-пространственная, композиция0.05

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Объемно-пространственная композиция

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основы композиции в дизайне. Что такое композиция
Композиционных центров в композиции может быть несколько в то время как геометрический центр один... Композиционный центр может быть выделен...

Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Роман начинается внутренним монологом героя, из которого мы можем составить себе представление о «молодом повесе», «наследнике всех своих родных»,… Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.… Письмо Татьяны тронуло Онегина, но при встрече он говорит, что «не создан для блаженства» семейного счастья, не хочет…

Композиция "Слова о полку Игореве"
Это зов перед боем. Поэма обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем. Победа – это конец битвы, поражение же для автора «Слова» – это… Целью моей работы является изучение структуры одного из величайших памятников… Также мне повезло познакомиться со статьями различных исследователей «Слова», объединенными в специальные сборники.…

Модифицированные эпоксидные композиции пониженной горючести
Электромагнитное излучение состоит из частиц-фотонов, не имеющих массы покоя.Энергия фотона E определяется частотой излучения n и равна E = hn .… Поэтому регистрируемые частоты образуют также дискретное множество, и их можно… Такой единицей является обратная длина волны 1/l. Её называют волновым числом и обозначают . Вся накопленная до…

особенности сюжета и композиции
Комплексный анализ хозяйственной деятельности – это научная база принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и…

Особенности композиции стихотворения А. Блока «Незнакомка»
Эстетствующий поэт почти с отвращением описывает обстановку, на фоне которой позже появится его героиня. По вечерам над ресторанами Горячий воздух… Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя… Блок горд, что ему открылся этот мир, скрытый от глаз обывателя.Глухие тайны, мне поручены, Мне чье-то солнце вручено,…

Принцип контраста как основа формирования музыкальной композиции Концерта для смешанного хора "Лебедушка" В. Салманова
Воспитанник М. Ф. Гнесина и М. О. Штейнберга, он отличался высочайшим профессионализмом, верностью лучшим традициям отечественной музыки и… И во всем этом биение нашего времени, чуткое ухо, любовный и меткий глаз… Как пишет В. Рубцова, "…его завораживала гармоническая ясность пушкинского стиха, одинаково притягивал светлый…

РИСУНОК И ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА...

КОМПОЗИЦИЯ И ХАРАКТЕР КОРАНА
Во второй половине года я был вовлечен в оживленную дискуссию со своим другом из Израиля о религии земной жизни и жизни загробной Будучи... Спустя шесть месяцев увлекшись мусульманским евангелизмом я приобрел... Томас Карлейль однажды сказал что только чувство долга заставит англичанина прочитать весь Коран но мои мотивы не...

Перенаправление ввода/вывода и конвейеризация композиция команд
Командный интерпретатор Windows... Запуск оболочки cmd exe... Внутренние и внешние команды Структура команд...

0.046
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • особенности сюжета и композиции произведения Мертвые души Но когда эти черты, присущие разным жанрам, смешиваются между собой, создают своеобразное неповторимое сочетание - такое произведение поначалу… Одни нашли его издевательским. Реакционная критика просто глумилась над… Но почему же именно этот жанр Гоголь избрал для воплощения своих идей? Неужели поэма настолько вместительна, чтобы…
  • Композиция романа Э. Хэмингуэя (Прощай, оружие!) С этой боли, с возмущенного неприятия гнусных обстоятельств жизни, обрекавших человека на прозябание и бессмысленную гибель, и начинался Хэмингуэй… Он верил, что только правдой можно помочь человеку. До подлинных высот… Через два десятка лет в предисловии к новому изданию романа «Прощай, оружие!» он заявлял: «Писатель не может…
  • Венок Кобзарю - литературно музыкальная композиция Он был сыном мужика и стал властелином в царстве духа. Он был крепостным, и стал великаном в царстве человеческой культуры. Он был самоучкой,и…
  • Восхождение Данте. Источники и композиция "Божественной Комедии" Эпоху Возрождения подразделяют на периоды: XIII век – Дученто – Проторенессанс или Предвозрождение; XIV век – Треченто – Раннее Возрождение; XV век… Родина поэта Италия была самой передовой страной европейского… Но для понимания Данте также необходимо знать основные этапы его жизненного пути. 2. Биография Данте родился во…
  • Композиция ораторского выступления Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления. Виды публичных выступлений по цели:  Информационное… Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции.Именно… Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории. Публичное выступление обязательно…