Контраст.

 

Выполнение композиции из геометрических объёмов на понятие контраст. На подмакетнике размерами 20×20 см разместить два параллелепипеда со сторонами 3-5 см, высотой 3-10 см. выявить контраст в форме, фактуре, членениях.

Материалы и инструменты: клей ПВА, линейка, резак, ватман.

2.3.10. Понятие симметрии и асимметрии в архитектуре и их направление в композиции объёмно-пространственных форм.

Симметрия – одно из самых сильных средств, обеспечивающих целостность объёмно-пространственной формы. Симметрией называется закономерное расположение равных частей объёмно-пространственной формы относительно друг друга.

Закономерность расположения частей симметричной фигуры заключается в том, что они могут обмениваться местами и совмещаться между собой с помощью операций или симметричных преобразований. Основными преобразованиями являются отражение, поворот (вращение) и параллельный перенос. Вспомогательные геометрические элементы (точки, линии и плоскости), с помощью которых осуществляются симметрические преобразования, называются элементами симметрии.

Виды симметрии:

1) Зеркальная;

2) Осевая (симметрия вращения);

3) Симметрия переносов;

4) Винтовая симметрия.

Асимметрия – понятие, противоположное понятию симметрия. В асимметричных формах элементы симметрии отсутствуют.

Дисимметрия– это нюансное отклонение от симметрии. Дисимметрия, как правило, проявляется в асимметричности деталей или их расположения в форме, которая в целом симметрична.

Антисимметрия – это симметрия с полярными или контрастными свойствами. Так, если одну половину квадрата выкрасить в чёрный цвет, а другую оставить белой, то получится антисимметричная форма.

Целостность форм, обладающих зеркальной и осевой симметрией, достигается выявлением плоскостей или осей симметрии путём простановки на них тех или иных акцентов. Обычно роль таких акцентов играют элементы, доминирующие как по форме, так и по содержанию.

Целостность, композиционная завершённость форм, обладающих винтовой симметрией и симметрией переноса, не может быть достигнута лишь выявлением элементов симметрии, поскольку в том и другом случае возникает симметрия бесконечных форм. Для достижения их завершённости применяются средства, ограничивающие равномерное распространение формы вдоль осей переноса. Эти средства аналогичны тем, которые используются для остановки метрических рядов: нарушение периода переноса, использование взаимодействия рядов с разными периодами, введение в ряд ритмических закономерностей и т. д.

Целостность дисимметричных форм обеспечивается симметричностью их основы.

Асимметричные композиции лишены элементов симметрии, их целостность и завершённость достигается созданием зрительного равновесия между различными фрагментами формы.

В симметричных и асимметричных архитектурных композициях по-разному проявляются как художественно-образная, так и функциональная стороны архитектуры. Симметричным композициям свойственна строгая однозначность размещения деталей формы и их безусловное подчинение целому.