Выявить заданную фронтальную поверхность, решая её как фронтальную композицию, используя все основные приёмы выявления фронтальной композиции.
Методические указания:
1. Выполнить несколько эскизов карандашом и выбрать наиболее удачный вариант;
2. Вычертить на подоснове.
3. Вычертить развёртки деталей (объёмов) и склеить их.
4. Наклеить детали на подоснову.
Материалы и инструменты: ватман, резак, клей ПВА, металлическая линейка.
3.2. Объёмная композиция.
3.2.1. Разновидности объёмной композиции.
Существует три наиболее характерных типа объёмной композиции:
1. Объёмная композиция представляет собой относительно замкнутый объём, подчинённый форме одного простого или сложного геометрического тела. Внешнее пространство омывает форму, не проникая в его массу.
В группе композиций данного типа наиболее характерны два варианта решения:
а) Когда композиция подчинена форме одного геометрического тела;
б) Когда композиция подчинена форме нескольких сопряжённых в основной своей части объёмов одинакового или различного геометрического вида.
2. Объёмная композиция представляет собой сочетание объёмов, подчинённых форме нескольких сочленённых геометрических тел. Внешнее пространство, проникая в массу сооружения, выделяет объёмные элементы, связанные между собой.
В группе композиций данного типа выделяется три наиболее характерных варианта решения:
а) Когда композиция построена на сочетании различных объёмов, развивающихся во внешнее пространство в вертикальном направлении;
б) Когда композиция построена на сочетании различных объёмов, образующих замкнутое пространство;
в) Когда композиция построена на сочетании различных объёмов, развивающихся во внешнее пространство в горизонтальном направлении.
3. Объёмная композиция представляет собой сочетание нескольких отдельно стоящих объёмов ( является переходным типом от объёмной композиции к пространственной). Внешнее пространство, омывая каждый объём, подчиняется их массе. Этот тип объёмной композиции объединяет множество вариантов решения по принципу сопоставления отдельно стоящих объёмов при условии подчинения межобъёмного пространства массе этих объёмов.
В группе композиций данного типа выделяется два наиболее характерных варианта решения:
а) Когда композиция строится путём сопоставления отдельно стоящих объёмов, выделенных из окружающего пространства материальной границей, являющейся элементом данной композиции;
б) Когда композиция сгруппированных объёмов размещается на определённой территории, не имеющей материальных границ.
3.2.2. Приёмы и средства построения.
Процесс построения объёмной композиции можно расчленить на этапы. Каждый этап фиксирует качественный уровень построения и гармонизации архитектурной формы:
1 - Определение соотношения объёмных элементов и внешнего межобъёмного пространства. Здесь определяется тип объёмной композиции, уточняется соотношение массы объёмов и внешнего пространства;
2 - Определение соотношения объёмов между собой. Здесь определяются и уточняются геометрические характеристики объёмов, приводится к гармоничному единству их взаимодействия.
3 - Пластическая разработка поверхностей объёмных элементов. Здесь осуществляется деталировка композиции, уточнение формы элементов, гармонизация элементов и деталей сооружения.