Для учебного макетирования используется бумага, картон, пластик, иногда пенопласт.
Большое значение имеет бумага в выявлении пластики формы. Светотеневые качества бумаги ценны в поисковой ситуации: пластика композиции по-разному проявляется при изменении освещения; повороты макета к свету под разным углом дают возможность проверить задуманное и подсказывают новые решения.
Эскизные макеты из бумаги делаются очень быстро, поскольку бумага легка в обработке.
В организации композиции формообразующую роль играют не только составляющие её элементы, но и подмакетник. Размер подмакетника определяет силу воздействия композиции на пространство организуемой подосновы. Изменяя размеры подмакетника, можно видеть, как меняется восприятие характера композиции: в одних случаях это ощущение неустойчивости, напряжённости, в других – спокойствия, статичности. Особенно наглядно значение подмакетинака проявляется в работе над глубинно-пространственной композицией, где подмакетнику ставится задача “организовать заданную территорию”.
Процесс учебного макетирования складывается из нескольких стадий:
1) процесс поиска композиции – изготовление одного или серии рабочих макетов;
2) вычерчивание развёртки принятого варианта и процесс раскроя;
3) склеивание макета и подмакетника;
4) крепление макета к подмакетнику.
Склеивание макета возможно двумя способами: “внахлёст” и “встык”, последний наиболее лучше.