Религия и культура

 

Религия как взгляд на мир и метафизическое свойство человеческого самосознания является одной из конститутивных черт культуры. Вплоть до Нового времени она определяла духовную культуру человечества. Религия - комплекс верований и практических действий, посредством которых люди сообщаются с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта. Религия предполагает наличие системы символов, которая дает представление о сверхъестественном существе, служит объектом поклонения. Она связана также с наличием чувства почтения, благоговения и страха. Главный признак развитых религий – вера в сверхъестественное. Именно верой, а не доказательствами и практикой обосновываются положения религии.

 

Структура религии:

 

Религиозное сознание оформляется в различных мифах и доктринах, которые могут быть отражены в священных текстах. Религиозное сознание на индивидуальном уровне предполагает освоение основных догматов и принципов религии, главными из которых являются идея Абсолюта – высшего начала мира (безличный принцип или личность); принцип сотворения мира; учение о спасении; этические (гуманность, любовь, сострадание, братство, покорность) и социальные (отношение к государству, общине, единоверцам и иноверцам) ценности.

Религиозные чувства и опыт. Через религиозный опыт (ощущение сакрального, таинственного, «голоса», видения) происходит соприкосновение с реальностью иного порядка. Такой опыт не нуждается в объяснениях и доказательствах, но дает мощный энергетический импульс, помогающий переносить различные трудности повседневной жизни. С другой стороны, такой опыт может породить чувство зависимости, страха, благоговения.

Религиозная практика включает в себя различные ритуалы и культы: молитву, жертвоприношение, медитацию, праздники, паломничества, посты. Они воспринимаются верующими как средство общения с Абсолютом.

Религиозная организация придает религии институциональный характер, закрепляет специфические обязанности за различными группами верующих, упорядочивает религиозную жизнь, закрепляет и сохраняет механизмы трансляции религиозной культуры.

Религия как социальный институт. Первоначально каждая религия формируется вокруг какого-то лидера и его последователей. Затем она может принять институционализированные формы. Религия как социальный институт предполагает наличие рационально сформулированных догматов (в том числе в форме священных текстов), детализированных кодексов поведения, канонизированных ритуалов, символики. Для нее характерна четкая система церковного управления. Через формирование религиозной традиции появляется чувство самоидентификации верующих с религиозной общиной, складывается определенное отношение к государству и другим религиям. Ядром церковной организации являются посредники между рядовыми верующими и Абсолютом (шаманы, пророки, святые, священники, богословы). Существуют различные классификации церковных организаций. Э.Трёльч предлагает их деление на церковь, секту и мистические движения. Церковь – это такой тип религиозной организации, который удовлетворяет потребности всех социальных слоев общества и по этой причине выполняет интегрирующую функцию. Церковь поддерживает существующий социальный порядок и систему ценностей господствующей культуры. Секта отличается от церкви сравнительно небольшим количеством верующих, она противопоставляет себя ценностям господствующей культуры и религии, выступает за обновление, нравственное очищение общества, стремится к самоизоляции. Мистические движения объединяют небольшие группы людей, жизнь которых направлена прежде всего на обретение индивидуального опыта общения с Абсолютом. Эти движения не имеют развитой организационной структуры, могут объединяться вокруг харизматического лидера. Часто им присуща большая веротерпимость. В мистических движениях практически отсутствуют этические элементы и четко сформулированное отношение к государству и господствующей культуре.

Значение религии для развития и функционирования культуры. Исторически религия явилась смыслообразующим основанием культуры. Именно через первые системы верований человек понимал окружающий мир и свое собственное место в нем, создавал общину как социокультурное образование, в рамках религиозных культов развивалось первоначально искусство. С помощью религиозных идей человек и сегодня осмысливает опыт смерти, зла и страданий. Религия создала исторически первый механизм передачи культурных ценностей, который воплощался в системе ритуалов и тайных знаний. Еще долгое время церковь сохраняла монополию на грамотность, образование. Велико значение религии как фактора социальной интеграции и стабильности внутри общины, а позже внутри одной конфессии. Интегративная функция религии не исключает, однако, ее дестабилизирующих моментов (война с иноверцами, насильственное обращение в свою веру, агрессивность сектантства, терроризм современных фундаменталистов). Образуя новые секты и конфессии, религия вырабатывает культурные идеалы и, таким образом, выступает фактором развития культуры. Религия создает также идеальную модель поведения, конкретные жизненные цели, способствует эмоциональной разгрузке человека.

Религиозная культура и проблема веротерпимости. Религиозные общины на протяжении всей истории человечества вступали в более или менее тесное культурное взаимодействие. При этом отношение к иноверцам практически всегда сопровождалось недоверием или открытым неприятием. В первобытном обществе, в культурах с политеистическими религиями в силу расплывчатости представлений об Абсолюте и множественности богов довольно часто происходило включение элементов чужих религий в собственную систему ценностей. Такая же ситуация характерна для китайской и индийской цивилизаций. Это не означает, однако, что Восток не знал религиозных конфликтов. Так, отношения конфуцианства и даосизма далеко не всегда были мирными. Однако и здесь имели место процессы интеграции различных конфессий в единую систему национальных культурных ценностей. Самой непримиримой в отношении других религий являлась авраамическая религиозная традиция (иудаизм, христианство, ислам). И сегодня фундаменталистские течения имеют место главным образом в этих религиях. Вместе с тем, в силу все возрастающей интеграции общества, веротерпимость становится насущной культурной потребностью.

Но чем обусловлена религиозная нетерпимость? Она порождается, во-первых, этно- и европоцентризмом, а во-вторых, присущим любой религии стремлением к единственной и абсолютной истине. Абсолют является предельным горизонтом человеческого мышления. Мы не можем строить картину мира, руководствоваться нравственными принцами, если не убеждены в их абсолютном характере. Религиозное сознание не может принять идею множественности истины, потому что тогда божественные заповеди перестанут быть абсолютными.

В Европе предпосылки развития веротерпимости закладываются еще в позднем средневековье в связи с возникновением учения о двух истинах: нучно-философской и религиозной. В эпоху Возрождения эстетизация религиозного культа, интерес к античной религии создают предпосылки для непредвзятого анализа различных конфессий, а пантеизм возвращает религиозное сознание к предельно обобщенному пониманию Абсолюта. Именно в 15 в. Николаем Кузанским впервые была предложена идея примирения вер. Философы-просветители в 18 в. пришли к пониманию религии как социального явления, призванного регулировать отношения в обществе. Именно культура Просвещения выдвинула и обосновала требование терпимого отношения к вере. В 19 в. в силу возросших контактов Европы с различными регионами мира и развитием СМИ начинается процесс трансформации религиозного сознания. Теперь не только ученые, но и обыватели получают доступ к священным текстам различных религий, непосредственно знакомятся с их идеями благодаря миссионерской деятельности и непосредственному общению с эмигрантами, сами совершают путешествия в далекие страны. Все эти объективные процессы и теории открыли путь к формированию установки веротерпимости. Сегодня свобода совести является демократической альтернативой религиозному фанатизму. Самым ярким проявлением тенденции к диалогу различных вероисповеданий является экуменическое движение – деятельность различных организаций (прежде всего Всемирного христианского студенческого движения, Международного Совета миссионеров) за объединение христианских церквей. С 1948 г. руководящим органом этого движения является Всемирный совет церквей.

Для религиозной культуры 20 в. в целом характерно нарастание процессов секуляризации (потеря религиозного влияния в различных сферах общественной жизни), модернизация традиционных религий и, наоборот, возвращение к их истокам (фундаментализм), рост сферы эзотерически-оккультных практик и теорий (в основном тяготеющих к массовой культуре при всей своей предполагаемой элитарности), сокращение и маргинализация сферы классического религиозного мышления и серьезной теологии. Особенности религиозной культуры в современном белорусском обществе. Начиная с 80-х годов на Беларуси наблюдается нарастание степени религиозности населения. Увеличивается число религиозных общин, строятся церковные сооружения. Характерной особенностью является рост числа верующих среди молодежи. Однако нужно иметь в виду, что социологические опросы фиксируют только самооценку опрошенных. Исследования выявили, что лишь половина причисляющих себя к верующим исполняют религиозные обряды. Это свидетельствует прежде всего о том, что религия сегодня трактуется людьми предельно широко и связывается с поиском духовных оснований жизни. Нельзя сбрасывать со счетов и «моду» на религию. Еще одной важной особенностью современной религиозной культуры Беларуси является появление довольно большого числа нетрадиционных для нашего региона восточных и «надконфессиональных» религий (кришнаиты, дзен-буддисты, Агни-йога, теософия Блаватской, бахаисты), а также тоталитарных сект, которые считаются опасными для личности (сатанисты, Аум Синрикё, Великое белое братство «Юсмалос», Вуду, Дети Бога, сайентологическая церковь, церковь Виссариона и др.). Межконфессиональные отношения на сегодняшний день характеризуются высокой степенью веротерпимости, что не исключает, однако, возможности нарастания религиозной напряженности в будущем.


 

Лекция 6. Художественная культура
(искусство как социокультурный феномен)

 

Основные понятия: