Реферат Курсовая Конспект
Система открытого образования - раздел Образование, Академия Управления ...
|
Академия управления
при Президенте Республики Беларусь
Система открытого образования
С.В. Лапина
Культурология
Курс лекций
3-е издание, дополненное
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 6
ТЕМА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ 8
Лекция 1-3. Культурология в системе социально-гуманитарного знания 8
Особенности культурологии. 8
Культурология как интегративная научная дисциплина. 9
Задачи и функции культурологии. 11
Лекция 4. Строение (морфология) культуры.. 17
Материальная культура. 17
Духовная культура. 20
Классификация ценностей (условная) 21
Лекция 5. Типология культуры.. 24
Основные подходы к исторической типологии культуры. 24
Культура социально-этнических общностей. 26
Профессиональная и народная культура. 31
Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры 36
Доминирующая культура, субкультура, контркультура. 37
Виды культуры.. 40
Экономическая культура. 40
Политическая культура. 43
Правовая культура. 46
Нравственная культура. 49
Религия и культура. 53
Структура религии: 53
Лекция 6. Художественная культура (искусство как социокультурный феномен) 57
Художественная культура. 57
Искусство как познание. 60
Знаково-символическая функция искусства. 61
Искусство как катарсис. 63
Контрольные вопросы.. 66
ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ И БЕЛОРУССКОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ... 67
Лекция 7. Первобытная культура. 67
Основные черты первобытной культуры.. 67
Антропоморфизм. 71
Традиционализм. 71
Духовная культура первобытного человека. 72
Формы религии. 74
Магия как способ познания и освоения мира. 77
Миф как основная форма архаического сознания. 79
Культура древних обществ Востока. 83
Двуречье(Месопотамия) 84
Древний Египет. 85
Древняя Индия. 87
Древний Китай. 89
Лекция 8. Античная культура Древней Греции. 93
Характерные черты древнегреческой культуры.. 93
Мифология. 95
Наука. 96
Литература. 97
Античная культура Древнего Рима. 99
Древнеримская культура. 99
Религия, философия, литература. 100
Архитектура. 101
Наука и искусство. 102
Лекция 9. Культура европейского Средневековья. 104
Истоки средневековой культуры.. 104
Античность и средневековье. 105
Христианство в культуре Средних веков. 106
Язычество в средневековой культуре. 108
Карнавальный, смеховой характер народной культуры.. 111
Образование и наука в Средние века. 111
Рыцарская культура. 113
Художественная культура Средневековья. 114
Культура эпохи Возрождения. 117
Формирование культуры Возрождения. 117
Идеи античного гуманизма. 119
Наука и искусство. 120
Северное Возрождение. 121
Культура белорусского народа эпохи Возрождения. 122
Лекция 10. Культура нового Времени (17-19 вв.) 124
Эпоха капитализма. 124
Развитие европейской науки. 124
Развитие просветительского движения. 125
Развитие науки в X1X веке. 128
Развитие искусства и архитектуры.. 129
Культура XX века. 132
Наука в культуре ХХ века. 132
Художественные направления в культуре XX века. 139
Художественная литература XX века. 144
Музыкальная культура ХХ столетия. 144
Контрольные вопросы.. 147
ТЕМА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ... 149
Лекция 11. Культура и цивилизация. 149
Современное понимание цивилизации. 149
Основные идеи современной цивилизационной теории. 151
Развитие цивилизационной теории локальных культур. 154
Формирование мировой цивилизации. 155
Лекция 12. Культура и природа. 159
Природа. 159
Натуралистические концепции культуры и человека. 160
Современные формы натурализма. 162
Экология. 164
Лекция 13. Культура и личность. 169
Взаимодействие культуры и личности. 169
Этапы взаимодействия культур и личности. 170
Социализация личности. 171
Возникновение различных психокультурных типов личности. 172
Лекция 14. Язык и культура. 182
Язык как элемент культуры.. 182
Процесс возникновения языка. 183
Формы существования языка. 184
Формирование этнического самосознания. 186
Культура Беларуси в контексте мировой культуры.. 189
Исторический путь становления и развития белорусской
культуры.. 189
Влияние социально-политических условий на развитие культуры.. 191
Белорусское искусство и литература. 195
Белорусское музыкальное и театральное искусство. 199
Государственная политика Республики Беларусь в области
культуры.. 201
Контрольные вопросы.. 206
Экзаменационные вопросы.. 207
Литература. 209
ВВЕДЕНИЕ
В студенческой аудитории учебный курс «Культурология» появился сравнительно недавно, но, тем не менее, он уже успел стать одним из самых любимых. Такой вывод делают авторы представляемого учебного пособия, обобщив свой, более чем 10-летний опыт преподавания культурологии в белорусских вузах - Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусском государственном университете, Белорусском государственном университете культуры, Белорусском государственном экономическом университете. Белорусском аграрно-техническом университете, Европейском гуманитарном университете, Институте современных знаний и ряде других государственных и негосударственных высших учебных заведений республики.
Культурология «вошла» в учебные планы вузов в начале 90-х годов на волне перестройки системы социально-гуманитарного образования и реформирования высшего образования на постсоветском пространстве в целом. Именно в эти годы в общественном сознании сформировалось убеждение в том, что и общество, и отдельный человек (особенно молодой) нуждаются в знаниях о том, что социум и культура - это органично взаимосвязанные стороны единого социокультурного процесса, что человек - это «дитя» и одновременно творец культуры, и от его активности в социокультурном пространстве зависит скорость, направленность и эффективность социальных трансформаций. И, наконец, общество осознало, что культура - такой многослойный пласт информации, изучению которого должно отводиться особое место в современном информационном обществе.
Самая увлекательная, яркая, образно-доступная её составляющая - это художественная культура, освоение которой начинается ещё в дошкольном и школьном образовании. Высшая школа, базируясь на знаниях из области художественной культуры, развивая их, должна выходить на более широкие обобщения. То, что это возможно, авторы учебно-методического комплекса «Культурология» доказывают ежедневно в студенческой аудитории, и сам комплекс является своеобразной энциклопедией их опыта.
Не сводя курс культурологии к проблематике художественной культуры и одновременно не уходя в сторону рефлексивно-абстрактного осмысления универсалий культуры, как это делается в курсе философии, авторы представленного пособия излагают культурологическую проблематику комплексно, системно, концентрируя внимание на деятельностных, аксиологических (ценностных) и антропологических (человекосоотнесенных) аспектах такого сложного феномена, как культура. Логика учебного курса предполагает постепенный переход от более простых тем, связанных с конкретно-историческим материалом к анализу сложных актуальных проблем культуры в их глобальном измерении.
Эта логика нашла отражение в учебно-методическом комплексе, состоящем из двух частей: учебного пособия (1 часть) и учебно-методического пособия «Человек в мире культуры» (2 часть). В учебное пособие входит Программа курса «Культурология», утвержденная в качестве базовой в Академии управления при Президенте Республики Беларусь и апробированная в ведущих учебных заведениях республики, и авторский курс лекций, разработанный в соответствии с прилагаемой программой. Учебно-методическое пособие включает планы семинарских и практических занятий, дополненные тематическими материалами (хрестоматийной подборкой текстов по культурологической проблематике), рекомендации по организации культурологических Олимпиад с приложениями в виде контрольных и тестовых заданий.
Учебно-методический комплекс «Культурология»- это плод коллективного творчества - и не только педагогов, но и студентов Академии управления при Президенте Республике Беларусь, которые в ходе изучения курса «Культурология» вносили коррективы в тематику и формы организации учебного процесса, уточняли перечень ключевых понятий, дополняли вопросы для обсуждения и темы рефератов. Особый вклад в апробацию и совершенствование учебного курса внесли студенты Академии, которые принимали активное участие в научно-исследовательской работе, в олимпиадах и смотрах-конкурсах научных работ по культурологии. В подборке олимпиадных и тестовых заданий представлены результаты их творчества.
Учебно-методический комплекс «Культурология» - итог многолетней работы, но авторы расценивают его как промежуточный результат. Уже сегодня они строят новые планы и надеются завтра их реализовать. На очереди - новый компьютерный учебник по культурологии. Материалы для него уже собираются - это и видеоряд, подготовленный Беларусьфильмом и Белвидеоцентром, это подборка информации на CD-ROM, изготовленная в странах ближнего и дальнего зарубежья, это материалы, любезно предоставленные посольствами и коллегами из-за рубежа, с которыми кафедра социологии и культурологии Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Все это находится в банке данных кафедры, который в скором времени может быть превращен в базу знаний компьютерного учебника.
ТЕМА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Лекция 1-3. Культурология в системе социально-гуманитарного знания
Основные понятия:
Культурология; искусствоведение; психология культуры; этнология; социология культуры; функции культуры.
Лекция 4. Строение (морфология) культуры
Основные понятия:
Материальная культура; духовная культура; культурный комплекс; нравы; ценности; классификация ценностей.
Если представить культуру в виде сложной системы, а именно такой она является, то найдем исходные клеточки, или первокирпичики.
Такие базисные единицы культуры называются элементами, или чертами культуры. Они образуют состав культуры и делятся на материальные и нематериальные.
Совокупность материальных создает особую форму культуры – материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами); паровая машина, книга, храм, жилой дом и др.
Артефакты – отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.
Совокупность нематериальных элементов образует нематериальную, или духовную культуру: правила, образы, эталоны, модели и нормы
поведения, законы, ценности, ритуалы, мифы, знания, идеи, традиции, язык и др.
Они – тоже результат деятельности людей (и тоже артефакты), но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Их нельзя трогать, слышать, видеть, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
Черты одной культуры выражаются через черты другой.
Знания – через книги, обычай приветствия – через рукопожатие или произнесение слов.
Одни элементы культуры существуют в одиночестве, другие организуют вокруг себя совокупность новых элементов.
В данном случае говорят о культурном комплексе.
Это совокупность культурных черт, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Например, спортивная игра: с ней связана спортивная одежда, болельщики, стадион и т.д.
Появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей.
Лекция 5. Типология культуры
Основные понятия:
Виды культуры; этническая культура; национализм; культурный релятивизм; профессиональная культура; элитарная культура; массовая культура; доминирующая культура; субкультура; контркультура; экономическая культура; политическая культура; правовая культура; нравственная культура.
Типология (от греческого typos – «отпечаток», «форма», «образец») – способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. Применительно к культуре типология означает упорядоченное описание и объяснение отдельных культурных комплексов, выявление закономерностей их строения и развития.
Типология культуры должна осуществляться на основе определенного критерия который стал бы единым логическим основанием выделения культурных типов. В силу чрезвычайной сложности и многогранности культуры таких критериев может быть несколько. Например, исторический критерийсвязан с рассмотрением культуры с точки зрения ее развития во времени и определением места конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Этнический критерийпредполагает выделение культурных комплексов, присущих различным этносам. Сословно-классовый критерий направлен на выявление культурных особенностей различных социальных групп, отличающихся по своему статусу в общественной иерархии (отношение к собственности, размер дохода, престиж и т.д.).
Виды культуры
Человеческое общество является сложной целостной системой, которая состоит из различных структурных элементов. Основные сферы общественной жизни – экономика, политика, право, искусство, нравственность, религия, наука. И в каждой из перечисленных областей общие закономерности функционирования и развития культуры проявляются особым образом. Поэтому несомненный интерес представляет анализ таких видов культуры как экономическая, политическая, правовая, нравственная, религиозная и художественная.
Контрольные вопросы
1. Как определить понятие «культура» с позиций аксиологического
подхода?
2. В чем сущность культурной антропологии?
3. Какие существуют основные концепции развития культуры?
4. В чем специфика культуры информационного общества?
5. Какое место занимают идеалы, ценности и нормы в структуре культуры?
6. Какие основные черты присущи профессиональной культуре?
7. Какова роль экономической культуры в жизни общества?
8. Какие учреждения и организации культуры действуют в Республике Беларусь?
9. Как объяснить феномен «художественное творчество»?
10. Что такое авангард в искусстве?
ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ И БЕЛОРУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Лекция 7. Первобытная культура
Основные понятия:
Синкретизм; политеизм; анимизм; фетишизм; тотемизм; миф; магия; обряд; ритуал; обычай; традиция; цивилизация; традиционная культура; культ предков; кастовость; конфуцианство.
Лекция 8. Античная культура Древней Греции
Основные понятия:
Полис; мифология; архитектурный ордер; идеал гармонического человека; космополитизм культуры; раннехристианское искусство; символика христианства.
Наука
В тесном взаимодействии с философией развивались естественно-научные взгляды древних греков. Их источник – та же мифология, но именно поэтому раннегреческая наука во многом отличается от современной. Это были лишь зачатки той или иной группы естественных наук. Греки в VI в. до н э. представляли мир следующим образом: он замкнут и един, сверху ограничен небесным куполом, по которому совершали регулярные движения. Солнце, Луна и другие планеты. Они зафиксировали ритмику природных процессов, смену дня и ночи, чередование фаз Луны, смену времен года и др.
Выделялись 4 субстанции природы, жизненно необходимые для повседневной деятельности человека: земля,вода,огонь и воздух. Гармонию мира, космический порядок нарушают катастрофы и стихии: землетрясения, ураганы, наводнения, затмения, которые тогда не могли объяснить, а потому они характеризовались как проявления неких мистических сил.
Древнегреческая наука была единой, нерасчлененной, не распавшейся на философию и естествознание, и его отдельные дисциплины. Мир в целом понимался как единое целое, подчас даже уподобляющееся огромному животному.
Античная наука увековечила себя в истории духовной культуры созданием атомистики. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита служило мировоззренческим и методологическим основанием развития науки вплоть до XIХ в. "Физика" Аристотеля была посвящена изучению природы и положила начало физической науке.
В Древней Греции стали формироваться и биологические знания. Начальные научные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачом античности был Гиппократ. Ряд биологических трактатов написал Аристотель.
На рубеже VII-VI вв. до н. э. возникла история как самостоятельный жанр литературы. Древние историки описывали главным образом историю отдельных городов и местностей, т.е. это был рассказ о том, что было в прошлом. Первым историком античного мира считается "отец истории" Геродот, который, как и его последователь Фукидид, посвятил свои произведения описаниям войн. Автор 40-томной "Истории" Полибий считал важнейшей задачей истории поиск и изложение причин событий и явлений. Но в целом, история как наука, ориентировалась на описание конкретных, единичных исторических событий.
Литература
Древнегреческая литература – древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н. э. находятся "Илиада" и "Одиссея", приписываемые слепому певцу Гомеру. Литература – еще один росток духовной культуры, выросший из мифологии. Античная литература полна разнообразных сюжетов о борьбе богов и героев со злом, несправедливостью, стремления к достижению гармонии в жизни. В ней рождается идея единства внешней и внутренней красоты, физического и духовного совершенства личности. Человек смертен, но бессмертна слава героев.
В древнегреческой литературе появляется лирика и трагедия. Известны лирические поэты Гесиод, Анакреонт, поэтесса Сафо. Родоначальником классической формы трагедии был Эсхил, автор трилогии "Орестея", "Прикованный Прометей" и др. Известны также трагические поэты Греции Софокл и Еврипид. Еврипид в трагедии "Просительницы" устами главного героя Тезея выражен свои социальные взгляды.
Высокого уровня развития достигла архитектура, скульптура, возник театр. Уже в архаическую эпоху возникла ордерная система постройки храмов (выделение несущих и весомых частей), которые строились в честь богов – храм Аполлона, Артемиды. Эта традиция продолжается в эпоху классики – Храм Зевса, Афинский акрополь и др.
В VIII в. зародилась скульптура, главными объектами и изображения которой становились боги и богини, легендарные герои, олицетворяющие образ идеального человека. Таковы произведены Фидия - статуя Зевса, Поликлета – статуя Дорифора, Мирона "Дискобол" и др. Но постепенно происходит отход от идеализированного образа человека. Так возникает искусство Праксителя и его наиболее известная работа – Афродита Книдская, где сочетаются элементы строгости, чистоты, лирического начала. В произведениях Скопаса ("Вакханки), углубляется психологизм, экспрессия.
В эллинистическую эпоху усиливается роль эстетического эффекта, драматизм (Венера Милосская, "Лаокоон" и др.)
В целом, значение древнегреческого искусства в общечеловеческом содержании идеалов, гармонии рационального и эмоционального, логики и чувства, абсолютного и относительного. Приоритетное направление отдавалось возвышенной красоте.
Со второй половины IV в. до н. э. начинается новый период в древнегреческой истории и культуре – период эллинизма.
В широком смысле понятие эллинизм означает этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом. В 86 г. до н. э. римляне завоевали Афины, в 30 г. до н. э. – Египет. 27 г. до н. э. – дата рождения Римской империи.
Эллинистическая культура не была единообразной на всей территории эллинистического мира. Культурная жизнь различных центров отличалась в зависимости от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения этнических групп. Общим было то, что классическими образцами социальной экономики и политического развития выступили древнегреческая литература, философия, наука, архитектура. В эллинистической культуре наметился переход от грандиозных философских систем (Платон, Аристотель) к учениям индивидуалистического плана (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм), сужение социальной тематики в художественной литературе. Эллинистическая литература отличается полным аполитизмом или понимает политику как прославление монархии.
Широкое распространение получила научная литература, связанная с именами Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в области астрономии. Так, в III в. до н. э. Аристарх Самосский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира, которую воспроизвел в XVI в. Н.Коперник.
В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где была одна из лучших библиотек – Александрийская. Это – время расцвета эпиграмм, стиля гимнов, небывалого универсализма эллинистической культуры.
Таким образом, Древняя Греция поистине является колыбелью европейской цивилизации, потому, что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации. Она содержала в себе истоки всех последующих достижений европейской культуры (философию, естественные науки, литературу, искусство). Многие отрасли современной науки выросли на основе трудов древнегреческих ученых и философов.
Значительная часть научной терминологии, названия многих наук, большинство имен, многочисленные пословицы и поговорки были рождены в древнегреческом языке.
Античная культура Древнего Рима
Религия, философия, литература
Значительное место в культуре ранней эпохи занимала религия, которая была анимистической (признавала существование духов), а также содержала в себе элементы тотемизма – почитание Капитолийской волчицы, вскормившей, по преданию, братьев Ромула и Рема – основателей города. Божества были обезличенными, бесполыми. С течением времени из неясных, бедных мифическим содержанием божеств оформились более яркие образы Януса – бога начала и конца, Марса – божества солнца, Сатурна – бога посева и др., т.е. римляне перешли к антропоморфизму (от греческого antropos - человек, morfe – вид). Римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества, так как считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.
В 510 г. до н. э., по преданию, народ сверг последнего этрусского царя – Тарквиния Гордого. Рим стал аристократичной рабовладельческой республикой. В период ранней республики (VI-III вв. до н. э.) Рим подчинил всю территорию Апеннинского полуострова. В это же время был написан первый кодекс римского права – "Законы XII таблиц" (серед. V в. до н. э.). Вплоть до знаменитого Кодекса Юстиниана (VI) они оставались единственным кодексом римского права.
Культура Римской республики определялась особенностями развития римской общины.
В этот период огромное влияние на римскую культуру оказала греческая. Это нашло свое отражение в религии, философии, литературе.
С III в. до н. э. римские боги начали отождествляться с греческими: Юпитер с Зевсом, Венера – с Афродитой и т.д.
Первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни – переводами с греческого.
Первый римский поэт был грек Ливий Андроник, который переводил на латынь греческие трагедии, комедии, "Одиссею" Гомера. Его переводы были вольными – включал новые отрывки, изменял имена. Лукреций Кар в научной поэме "О природе вещей" (первая пол. I в.
до н. э.) изложил материалистическое учение древнегреческого философа Эпикура. Он осуждает жестокость и абсурдность гражданских войн, терзавших общество, верил в могущество человеческого разума, способного овладеть тайнами бытия.
Начало римской прозе положил Катон Старший своим трудом
"О сельском хозяйстве" (нач. II в. до н.э.). Многие виды латинской культуры обогатило творчество Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.) –философию, юриспруденцию, историю, ораторское искусство. Он заботился о популяризации греческой философии, переводя на латинский язык произведения многих греческих философов, дополняя их примерами из римской истории или цитатами поэтов.
Не менее знаменитым писателем того, времени был Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н. э.), написавший около 74 сочинений в 620 книгах на исторические, философские, религиозные и другие темы. Он – единственный римский писатель, за свои заслуги увековеченный прижизненным памятником.
Лекция 9. Культура европейского Средневековья
Основные понятия:
Религиозный символизм; романский стиль; готика; университет; алхимия; народная (смеховая культура); зрелище (религиозные мистерии, карнавал); преемственность культурных традиций; гуманизм; универсализм; антропоцентризм; свобода творчества; традиция; инновация.
Термин «средние века» был введен в оборот итальянскими гуманистами в 15-16 вв. Деятели эпохи Возрождения хотели таким образом отграничить свою культуру от предшествующих «темных веков» и одновременно подчеркнуть свою связь с античностью. По поводу хронологических рамок Средневековья существуют различные точки зрения. Нижней границей единодушно считается 5 в. (распад Западной Римской империи, передача знаков императорской власти в Константинополь). Верхняя граница колеблется от 15 в. до 18 в. Если выделять эпоху Возрождения как самостоятельный культурный этап, то окончание Средневековья нужно датировать началом 15 в.
Культура эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения – одна из самых загадочных эпох в развитии европейской культуры. Кажущаяся простота и очевидность рассмотрения проблем возникновения и функционирования культуры этой эпохи, широкая известность величайших имен культуры Возрождения – как в сфере художественного творчества, так и в сфере политики, философии, естественнонаучного знания дает нам полное право восхищаться событийностью этой эпохи и необычайной яркостью талантов этого времени, однако не снимает с повестки дня вопрос о причинах возникновения такого феномена в европейской культуре. Более того, следует помнить, что данный феномен реализует себя практически в рамках средневекового феодального общественного устройства и может быть рассмотрен как завершающий этап развития средневековой европейской цивилизации. Наша задача – попытаться определить те условия, которые стали решающими в возникновении этого выдающегося явления.
Тип культуры; рационализм; романтизм; натурализм; символизм; декаданс; импрессионизм; постимпрессионизм; реализм; «переоценка ценностей»; этнос; этническая культура; нация и национальные отношения; техницизм; гуманизм; массовая коммуникация; модернизм; авангард; экспрессионизм; футуризм; сюрреализм; постмодернизм; преемственность; наследование; диалог культур.
Художественная литература XX века
Художественная литератураXX века гораздо дольше изобразительного искусства сохраняла верность классическим традициям. В духе реализма создавали свои произведения такие выдающиеся писатели начала века, как Джон Голсуорси (1867–1933), ( знаменитая трилогия "Сага о Форсайтах"), немецкий писатель Томас Манн (1875-1955), создавший хорошо известный роман " Доктор Фаустус", французские писатели Ромен Роллан (1866-1944) – автор романов " Кола Брюньон", "Очарованная душа" и Анатоль Фроис (1844-1924) – создатель романа "Остров пингвинов", американские писатели Уильям Фолкнер (1897-1962), создавший серию романов "Шум и ярость", "Деревушка" и др. и Эрнст Хемингуэй (1899-1961) – автор романов "Прощай, оружие", "По ком звонит колокол", повести-притчи "Старик и море" и многие другие.
В то же время и в художественную литературу проникли модернистские новации. Это воплотилось в творчестве французских поэтов Поля Элюара (1895-1952) и Луи Арагона (1897-1982), в романах ирландского писателя Джеймса Джойса (1882-1941), французского писателя Марселя Пруста (1871-1922), немецкого романиста Эриха Мария Ремарка (1897-1970), австрийского писателя Франца Кафки (1883-1924), австрийского поэта и прозаика Райнера Мария Рильке (1875-1926), в произведениях которых прослеживаются черты модернизма в его импрессионистских и сюрреалистских вариантах.
Контрольные вопросы
1. Что относится к основным чертам первобытной культуры?
2. Какие характерные черты были присущи древним цивилизациям?
3. Каковы основные характеристики античной культуры?
4. Какие вы знаете основные архитектурные ордеры, сложившиеся в античной Греции?
5. В чем состояли причины кризиса античной культуры?
6. Как можно охарактеризовать исторические предпосылки возникновения христианства?
7. В чем заключалась особенность Византийской культуры?
8. Какие вы можете назвать главные признаки средневековой европейской культуры?
9. Каких основных представителей культуры эпохи Возрождения вы можете назвать?
10. Кто из деятелей белорусской культуры являлся выразителем идей Возрождения?
11. Что представляла собой новоевропейская культура?
12. Какие основные художественные направления в искусстве сложились в 17-19 вв.?
13. Как можно охарактеризовать национально-возрожденческие тенденции в белорусской культуре 19 в.?
14. Каковы были основные тенденции в развитии культуры 20в.?
15. Какие вы знаете основные направления в художественной культуре
20 в.?
16. Какие основные идеи лежали в основе творчества деятелей белорусского возрождения нач.20 в. Богдановича М. и Абдзираловича И.?
ТЕМА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ
Лекция 11. Культура и цивилизация
Основные понятия:
Цивилизация; типы цивилизаций; европоцентризм; «культурный мессионизм»; религиозная цивилизация; мировая цивилизация; национальная цивилизация.
Лекция 12. Культура и природа
Основные понятия:
Природа; экология; космизм; планетарная этика; биосфера; ноосфера; экологическая культура; экологическое сознание.
Лекция 13. Культура и личность
Основные понятия:
Личность; архетип; индивидуальная культура; социокод; культуроген; менталитет; толерантность; культурантропология; национальный характер.
Лекция 14. Язык и культура
Основные понятия:
Язык; диалекты; социальные диалекты (профессиональная речь); просторечие; литературный язык; языковая норма; мировые языки; политика белоруссизации.
Культура Беларуси в контексте мировой культуры
Белорусское искусство и литература
Отличительной чертой белорусского профессионального искусства и литературы является их тесная связь с народной культурой. Любая культура берет начало в народном творчестве, фольклоре. Именно в фольклоре находится источник дальнейшего расцвета разных видов искусства - музыки, танца, литературы и т.д. В нем сохраняются глубинные пласты национальной истории и культуры. Белорусский фольклор – один из самых богатых в мире (песни, магические заклинания, былины, сказки, легенды, предания и т. д.). Для многих обычаев и обрядов характерно слияние языческих и христианских элементов (Купалле, Великодень и др.). Образцы традиционной культуры сохранились в Беларуси до наших дней в сельской среде, где они “живут” в почти неизмененном виде. Наперекор многим неблагоприятным факторам на пути белорусского этноса он смог сохранить свой язык, специфику своей культуры во многом благодаря фольклорным традициям. Своей определяющей функции народная культура не потеряла и в современном национально-культурном процессе, который включает в себя, наряду с профессиональным искусством, любительское творчество.
Белорусский фольклор высоко оценили в мире – Голландии, Франции, Египте, Чехии, Польше и других странах, где побывали многие фольклорные коллективы.. К тому же, Беларусь входит в международный Совет организаций фестивалей фольклора, под эгидой которого ежегодно проводится более 50-ти фестивалей.
Белорусский аутентичный фольклор в контексте европейских этнокультурных процессов имеет особое историко-культурное значение, так как до настоящего времени сохраняет системную целостность и спонтанность проявления культуры устного типа. Поэтому сбережение традиций народной культуры, создание условий для её саморазвития является неотъемлемой частью государственной политики в области культуры. Для её реализации в Беларуси есть и научная база, и практический опыт.
Не менее значительным и интересным направлением развития народной культуры является декоративно-прикладное искусство. В нем воплощается необъятная, вечно живая душа народа, его богатый жизненный опыт и эстетический вкус. Выполненные по законам прекрасного изделия народных мастеров никого не оставляют равнодушными, а соприкосновение с ними вызывает чувство гордости за свой народ, давший миру чудесных мастеров, творящих настоящие произведения искусства из самых разных материалов - дерева, глины, лозы, соломы, льна и др.
Любопытный феномен белорусской культуры - изделия из соломки. Подобного нет нигде в Европе, что, в частности, отмечали участники 6-ой Европейской конференции по народному творчеству, которая принесла успех белорусским мастерам, состоявшись в 1977 году. Конференция была организована Международной организацией по народному творчеству, в которую входит Беларусь, под эгидой ЮНЕСКО.
Изделия из соломки – традиционное славянское искусство, корни которого идут от древнего, языческого культа хлеба. Изделия из соломки были предназначены для сохранения хлебопродуктов. В быту славян наибольшее распространение получили корзиночки, корзины, лукошки разного вида из соломы, лозы, бересты.
Так называемый соломенный паук - символ благосостояния и богатства – колядное украшение не только белорусов, но и других народов Европы. Кроме плетения солома нашла применение в технике аппликации, которая использовалась для украшения деревянных сундуков, шкатулок, рамок, настенных ковров.
Одним из самых распространенных видов белорусского народного творчества является ткачество. С ним связано много давних народных обрядов и традиций, очень часто о нем упоминается в белорусских поэтических произведениях и народных песнях (например, слуцкие пояса.)
Мастерство и художественный вкус ткачих в полной мере проявились в украшении рушников, потому что рушник (полотенце) воспринимался не просто как отрез материала для хозяйственных нужд, Он был неотъемлемой частью традиционных обрядов. В него заворачивали новорожденного, на нем подносили хлеб-соль, им украшали красный угол в доме, его использовали в свадебных обрядах, на нем раскладывали угощения, поминая ушедших в иной мир родственников. В народном быте, таким образом, рушники выполняли не столько утилитарные, сколько декоративные и обрядовые функции, что естественным образом сказывалось на художественном качестве этих изделий. Как правило, рушники имели белое поле, на котором, в основном по краям, размещались тканые или вышитые узоры красного цвета, часто с небольшими вкраплениями черного или желтого. Белорусский рушник – это связь между прошлым и настоящим, между человеком и высшими сферами; это – узы с неразгаданной до конца символикой.
Ткачество как народный промысел живет и развивается в наши дни в качестве декоративно-прикладного искусства.
В конце 19- нач.20 века формируется традиционный белорусский костюм, особенности которого сложились под воздействием природно-географических условий, основных занятий населения, исторических традиций и т.д. На народное убрание оказали влияние и иноэтнические компоненты, в нем отразились историко-культурные связи белорусов с их соседями – украинцами, русскими. Поляками, литовцами, латышами.
Белорусский народный костюм обязательно украшался вышивкой, особенно этим отличались праздничные наряды. Вместе с эстетической функцией вышивка играла роль национального символа (например, красные петухи на белом поле, васильки, специфический, цветочный орнамент и т.д.).
Народный костюм - явление не только материальной, но и духовной культуры. Одежда, согласно древним поверьям, должна была не только защищать человека и в стужу, и в зной, но и оберегать его от неблагоприятного воздействия невидимых злых сил. В этом поверье отразилось целостность мировосприятия, представления о том. Что человек, природа, космос связаны между собой едиными законами существования.
С давних времен к традиционным народным промыслам на Беларуси относится гончарство. Гончарным делом занимались повсеместно. Масте
ра изготавливали глиняную утварь для хозяйственного использования. Её охотно приобретали в Вильно, Киеве, Варшаве, в российских городах.
При всем разнообразии гончарные изделия белорусских мастеров сохраняют общие художественные особенности, что придаёт им характерный национальный колорит. Преобладающими являются простые выразительные формы, в основе которых – шар, цилиндр, конус. Их художественное выражение подчеркивается с помощью своеобразной пластичности, подчеркнутого выражения природных качеств материала. В соответствии с различными технологиями изготовления керамических изделий различают керамику рябую, обливную и чернозадымленную. Некоторые виды посуды глазурировали, что придавало им ещё более нарядный вид. Сложные формы и яркая роспись не характерны для традиционного белорусского гончарства.
Разнообразие и богатство декоративно-художественных приемов, неповторимость форм керамики сохраняется и по сей день в традиционных центрах производства керамики – Ивенце, Ракове, Глубоком, Телеханах. Почти нигде в Европе сегодня на осталось предприятий, где бы не “господствовала” так называемая штамповка (массовый выпуск продукции). На Беларуси сохранились же предприятия (например, Борисовский комбинат прикладного искусства), где керамические изделия с оригинальной росписью изготавливаются вручную. Неслучайно названный комбинат получил предложение Союза художников Росси и Европейского союза художников о создании на его базе Международного европейского центра керамики. Это является свидетельством признания творческих достижений белорусских мастеров гончарного дела.
Значительное распространение на Беларуси получило художественная резьба по дереву. Белорусская народная резьба никогда не отличалась особо выразительной декоративностью (не следует отождествлять её с профессиональной объемно-ажурной резьбой 17 – 18 вв.). В народе более всего ценили практичность и функциональность, декор только дополнял удобную форму изделия.
Не так широко, как ткачество, гончарство, резьба по дереву на Беларуси получили распространение художественная обработка металла и народная художественная роспись. Металл в сельском быту был доступен менее. Чем лен, глина, дерево. Его использовали только для самых необходимых изделий.
Художественная роспись – это достаточно широко распространенное на Беларуси явление художественной жизни получило уникальное выражение в расписных коврах Алены Киш, которая жила и работала в предвоенные годы (перед второй мировой войной) в Слуцком районе. Эта художница, не имея специального образования, оставила настоящие произведения декоративного искусства, которые искусствоведы относят к жанру примитивизма. Она, перемещаясь между селениями, переходя из дома в дом, на домотканых полотнищах, выкрашенных в черный цвет, рисовала сюжеты, характерные для расписных настенных ковров – озеро или река с лилиями, лодками, деревья и кусты на берегу. Тут же изображения птиц и зверей. Ковры Алены Киш – редкий образец соединения изобразительного характера с декоративным исполнением.
Таким образом, на Беларуси издревле развивалась самобытная народная культура, традиции которой заслуживают уважения и бережного отношения к ним со стороны государства и народа, живущего на белорусской земле. Сегодня в республике при поддержке государства создан Центр белорусского народного творчества “Скарбница”(Сокровищница). Цель его создания – повышение профессионального уровня изделий предприятий художественных промыслов Беларуси. В Центр пришли выпускники Академии искусств, Белорусского государственного университета культуры - мастера по керамике, текстилю, резьбе по дереву, обработке металла, художники и искусствоведы.
В настоящее время разработана и действует Государственная программа поддержки народного творчества, декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов на 2000-2005 гг. Одно из направлений этой программы – интересный культурологический проект “Траецкі кірмаш” - направленный на развитие народного прикладного искусства, в том числе и детского творчества. Благодаря ему, творчество самобытных мастеров становится известным не только в нашей республике, но и за её пределами. Программа выходит в Интернет, разрабатывается её электронно-информационное обеспечение, создается виртуальный магазин народных промыслов, Тем самым, культура Беларуси в своём развитии идет в русле тех процессов, которые характерны для мировой культуры, тем не менее, сохраняя свою самобытность и неповторимость.
Государственная политика Республики Беларусь в области культуры
В конце 80-90-х годов начинается новый этап в развитии белорусской культуры. В 1990 году был принят Закон “О языках в Белорусской ССР”, который предусматривал поступательное расширение сферы использования белорусского языка. В наибольшей степени он касался системы образования и науки, которые должны были в разные сроки перейти на единый государственный язык - белорусский.
Однако со временем выявились трудности и противоречия, сопровождавшие новый процесс белоруссизации. Референдум 1995 года внес поправки в практику реализации Закона о языках. На этом референдуме народ Беларуси высказался за равное использование в белорусском государстве двух языков - белорусского и русского.
Так сложилась история Беларуси, что её культура на протяжении столетий существовала и развивалась в многоязыковой среде. Не всегда это было равноправное существование различных языков. Начиная с конца 30-х и до середины 80-х годов, русский язык занимал более основательные позиции, особенно в официальном употреблении. Такое положение естественным образом отразилось, в первую очередь, в языковом оформлении белорусской культуры. Тем не менее, от этого культура не исчезла, она искала и находила способы выражения белорусского национального содержания в различных языковых формах.
Думается, что известная белорусская рассудительность и толерантность в полной мере смогла отразиться в разных языковых контекстах. Белорусская наука, как особая часть культуры, достаточно успешно развивалась, используя один из международных языков - русский, и , таким образом, научные достижения входили в общечеловеческую сокровищницу знаний. Работы белорусских математиков (П. Платонов и его школа), физиков (М. Ельятевич, А. Борисевич, А. Севченко и др.), машиностроителей (М. Мацепура и др.), философов (В. Степанов, В. Степин и др.), представителей других отраслей науки занимают достойное место среди ученых, работающих в иных странах мира.
Белорусская художественная культура, которая в отличие от научных разработок, находилась ближе к народной белорусской культуре, более тесно связана с белорусским языком. Именно в художественной культуре белорусский язык нашел поддержку, стимулы для своего развития. В 90-е годы началось освоение новых тем в художественной культуре, таких как чернобыльская катастрофа, возрождение истории и культуры народа Беларуси, изучение и возвращение культурного достояния, созданного белорусской эмиграцией.
Значительную роль в сохранении национальных культурных святынь, в развитии международных культурных связей сыграла белорусская диаспора. И сейчас продолжают действовать созданные в конце 40-х -начале 50-х гг. Объединения белорусов в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Франции, Бельгии. Появились новые научно- культурные центры (институты, библиотеки, музеи, издательства), расширились белорусские зарубежные периодические издания. Белорусская эмиграция дала миру известных ученых: Б. Кит - специалист в области ракетной техники, академик Международной академии астронавтики; И. Пригожин - президент Бельгийской королевской Академии наук, литературы и искусства, директор международного института физики и химии в Сольве, лауреат Нобелевской премии 1977 года в области химии; литераторов (Н. Арсеньева, Л. Гениюш, М. Седнёв, В. Клишевич); художников (В. Жовнерович, З. Чайковский, П. Миронович); композиторов и исполнителей (Н. Забейда-Сумицкий, М. Равенский, Д. Верасов, Б. Андрусишин-Данчик,); Алия Клеч (Пашкевич) - ведущий художник “Диснейленда”, Уейн Грецки – звезда североамериканского хоккея.
Существенные изменения в отношении к белорусской диаспоре произошли на государственном уровне в связи с провозглашением суверенитета Беларуси. Произошел переход от конфронтации к сотрудничеству, началось возвращение на Родину культурного достояния, сохранившегося за рубежом. Расширился круг общественных организаций, установивших связи с зарубежными национальными объединениями. В 1990 году в Минске было создано Объединение белорусов мира “Бацькаўшчына”.Поддержку правительства получили его инициативы общенационального масштаба - Первый съезд белорусов ближнего зарубежья (1992 г.) и Первый съезд белорусов мира (1993).
На современном этапе Республика Беларусь стремится “открыть своё окно в мир” для того, чтобы познакомить зарубежье с культурой белорусского народа, а также получить информацию о других народах. Успешное решение этих задач можно решить с помощью современных информационных технологий. Интернет-культура вовлекает в свой круг все большее и большее число ученых. Предпринимателей. Студентов. Она связана с качественно новыми способами освоения культурных ценностей и их трансляции.
Передовые страны уже давно пользуются современными информационными технологиями. Особо быстрое развитие получил не только доступ к банку данных, но еще в большей степени - возможность размещения в сети собственной информации.
Начало развитию современных компьютерных технологий на Беларуси было положено в связи с принятием “Программы информатизации Республики Беларусь на 1991-1995 гг. и на период до 2000 г.”. Одним из первых шагов по реализации этой программы стало создание в 1993 году базового узла университетской связи ЮНИБЕЛ Министерства образования Республики Беларусь, а в 1994 году. Благодаря установлению прямой связи между ЮНИБЕЛ и Варшавским узлом сети NASK Беларуси стали доступны все услуги Интернет.
На протяжении 1994-1998 гг. В нашей республике была проведена значительная работа по информатизации, в том числе в сфере культуры и искусства. В частности, в 1994 году началась разработка концепции создания научно-исследовательской сети РБ (НИКС РБ), целью которой являлось формирование единого информационного пространства в сфере науки, образования и культуры. В 1997 году началась подготовка проекта “Государственная национальная программа “Культура”.Один из разделов программы был посвящен внедрению в сфере культуры современных информационных технологий. Сегодня можно подводить уже некоторые итоги по реализации этих программ. И, хотя трудности социально-экономического характера , не позволяют реализовать их в полном объеме можно с уверенностью говорить о том, что Беларусь вошла в мировое информационное пространство. Круг пользователей Интернет расширяется, в том числе - за счет учебных заведений и учреждений культуры. Интересная работа проводится Белорусским институтом проблем культуры. Его коллектив разрабатывает электронную энциклопедию “Культура Беларуси”, в которой представлены такие разделы, как “Иконопись Беларуси”, “Народный белорусский костюм”, “Исторические памятники архитектуры” и др.
Таким образом, в культурной жизни современной Беларуси можно наблюдать процессы, направленные на создание современного социокультурного пространства, воссоединяющего национальные традиции и современные формы межкультурного диалога. Особое место в этом пространстве занимает белорусская национальная культура, выросшая в условиях полиэтничности, так как на исконных белорусских землях всегда мирно жили (и живут по сей день) представители разных этносов и наций. В этом плане белорусская национальная культура, развитие которой в наши дни получает серьёзную государственную поддержку, может служить примером межкультурного диалога.
Очевидно, что большинство существующих ныне государств не являются моноэтническими. История свидетельствует, что в момент своего формирования национальные государства объединяли в своих границах различные этносы, жившие длительное время рядом, но сохранившие особенности своей культуры. Вместе они вошли в единое государственное образование и на этой базе создали новое особое культурное пространство. Пример Беларуси свидетельствует о том, что оно может существовать и развиваться на принципах толерантности и взаимного уважения в отношении всех народов, живущих в едином государстве и имеющих культурные особенности. Такая позиция в сфере межкультурных связей внутри государства может быть вынесена и за его границы и организовать плодотворное сотрудничество в области культуры с другими народами, и тем самым обогатить свою культуру общечеловеческими ценностями, укоренить достижения мировой культуры на родной земле и на равных войти в единое человеческое сообщество, связанное узами мировой культуры.
Таким образом, находясь в центре магистралей, ведущих с севера на юг и с запада на восток, а следовательно, испытывая на себе, с самых древних времен, влияние культур не только родственных славянских и близживущих соседних народов, но и народов, территории проживания которых находятся на значительном удалении, народ Беларуси в течение своей многовековой истории создал самобытную культуру, которая вошла в славянскую и общечеловеческую культуры.
Формированию как самой белорусской нации, так и её культуры предшествовал длительный период времени со всеми характерными для него противоречиями и сложностями, которые в конечном итоге отразились и в содержании , и в формах культуры. Во все времена существования Беларуси в её духовной жизни, кроме собственно своего, местного, очень отчетливо проявлялись приметы и черты общей для всех восточнославянских племен культуры. И это не удивительно, потому что за долгое время их совместной жизни в составе Киевской Руси успела сформироваться достаточно близкая для всего её населения материальная и духовная культура.
Не менее значимым аспектом развития культуры Беларуси являются её контакты с передовыми странами Западной и Центральной Европы, в результате чего осуществлялся процесс взаимовлияния культур и их обогащение. Беларусь не существовала изолированно, передовые представители белорусского народа стремились поддерживать культурные связи как с восточными, так и с западноевропейскими странами. И благодаря тому, что белорусская культура формировалась на границе восточного и западного миров, она оказалась способной к диалогу с другими культурами.
С течением времени формировалась и основная идея белорусской культуры - духовно-культурное развитие народа. Его национальное самоопределение должно осуществляться на путях обновления и развития современного белорусского государства, одним из предназначений которого является сохранение и развитие самобытной культуры своего народа, интегрированной в систему современной общеевропейской и мировой цивилизации.
В значительной степени эти процессы связаны с исторической памятью народа, умеющего отсеивать недоброе и сохранять лучшее в целях общего процветания. Важной частью нашей истории является память об известных деятелях науки и культуры, которых дала миру белорусская земля. Это такие ученые, как Казимир Семенович - изобретатель многоступенчатой ракеты (17 в.); Якуб Наркевич (Ёдка) - первооткрыватель электрографии; Игнат Дамейко - народный герой Чили, исследователь её природных богатств, основатель университета в Сантьяго; Герман Малиновский - известный немецкий математик и физик; Александр Чижевский - основатель гелиобиологии; Лев Арцимович - известный ученый в области термоядерного синтеза; Софья Ковалевская (Карвин-Крюковская) - известный математик; Анна Тумаркина - первый в Европе и Беларуси профессор философии, получившая свой титул и работавшая в Бёрне.
Из древних белорусских родов вышли и такие известные во всем мире люди, как исследователь-путешественник Николай Пржевальский и авиаконструктор Павел Сухой. В области искусства и литературы – это поэт Гийом Апполинер (Костровицкий), композитор Дмитрий Шостакович, Оскар Милош – французский и литовский писатель, Марк Шагал – художник с мировым именем.
Каждое поколение вносит свой вклад в историю своего народа. Хочется верить, что нынешние поколения живущих на белорусской земле сохранят и приумножат лучшее, что сделали их предшественники для белорусского народа и всего мира в целом. 1
Контрольные вопросы
1. Какие существуют исторические и современные типы цивилизаций?
2. Что такое европоцентризм?
3. Как можно охарактеризовать натуралистические концепции природы и человека?
4.Что такое «ноосфера»?
5. Как можно определить понятие личность?
6. Что такое социализация личности?
7. Какие есть формы существования языка?
8. Какие функции выполняет язык в обществе?
9. Что определяет государственную политику в области языка в Республике Беларусь?
10. Какие выдающиеся деятели мировой культуры, имеют белорусские корни?
11. Каких известных деятелей современной белорусской культуры вы знаете?
Экзаменационные вопросы
1. Предмет и задачи культурологии. Какое место занимает культурология в системе социально-гуманитарного знания.
2. Что такое культура?
3. Как определяли понятие «культура »в античности?
4. Назовите основные функции культуры.
5. Что такое «массовая культура»?
6. Назовите основные элементы материальной культуры.
7. Определите структуру и сущность духовной культуры.
8. Назовите исторические типы культуры.
9. Назовите социальные типы культуры.
10. Что такое субкультура?
11. Что такое контркультура?
12. Что такое профессиональная культура?
13. Что такое народная культура?
14. Назовите тенденции развития молодёжной культуры в современном обществе.
15. Что такое этническая культура?
16. Каковы признаки национальной культуры?
17. Каковы особенности белорусской национальной культуры?
18. Что такое эконеомическая культура?
19. Что такое политическая культура?
20. Охарактеризуйте особенности нравственной культуры.
21. Какое место занимает религия в жизни общества?
22. Какие религиозные конфессии являются наиболее распространенными на Беларуси?
23. Определите понятие и структуру художественной культуры.
24. Что такое искусство?
25. Какие функции выполняет искусство в обществе?
26. Что такое художественный стиль?
27. Какие существуют художественные стили?
28. Назовите основные черты первобытной культуры.
29. Что такое миф?
30. Какие функции выполнял миф в архаическом обществе?
31. Что такое магия?
32. Какие существуют разновидности магии?
33. Назовите характерные черты древневосточных цивилизаций.
34. Назовите основные культурные достижения в Древнем Египте.
35. Назовите выдающиеся достижения Древней Индии.
36. Перечислите особенности культуры Древнего Китая.
37. Что было характерно для культуры Древней Греции?
38. Что отличало культуру Древнего Рима?
39. Назовите социально-исторические предпосылки возникновения христианства.
40. Охарактеризуйте особенности культуры восточнославянских племен.
41. Что было характерно для культуры Киевской Руси?
42. Опишите символику христианского храма.
43. Назовите характерные черты культуры европейского средневековья.
44. Какое место занимала наука в системе Средневековой культуры?
45. Назовите основные черты романского стиля.
46. Что присуще готическому стилю?
47. Чем отличалась Белорусская культура Эпохи Средневековья?
48. Назовите социально-экономические предпосылки становления культуры Возрождения.
49. Перечислите основные особенности культуры эпохи Возрождения.
50. Назовите отличительные признаки стиля барокко.
51. Чем отличается стиль «классицизм»?
52. Что было присуще белорусской культуре эпохи Возрождения?
53. Чем отличалась западноевропейская культура эпохи Нового Времени?
54. Назовите отличительные черты культуры эпохи Просвещения.
55. Охарактеризуйте стиль «романтизм».
56. Что такое натурализм в художественной культуре?
57. Опишите особенности импрессионизма.
58. Что представляет собой символизм в искусстве?
59. Что было характерно для белорусской культуры в 19в.?
60. Что представляло собой культурно-национальное возрождение на Беларуси в нач.20в.?
61. Что такое «цивилизация?
62. Как вы понимаете соотношение понятий и явлений культура и природа?
63. Определите понятие «личность».
64. Что такое экология?
65. Назовите основные психокультурные типы личности.
66. Что представляет собой культура профессиональной деятельности?
67. Что такое язык?
68. Какие функции выполняет язык в обществе?
69. Какие существуют формы языка?
70. Какие законы регулируют политику в области языка в Республике Беларусь?
71. Каковы основные тенденции в развитии современной культуры?
72. Что такое модернизм?
73. Как можно понимать постмодернизм?
74. Как развивалась белорусская культура в советский период?
75. Каковы проблемы развития белорусской культуры в настоящее время?
Литература
1. Курс лекций «Культурология». Под ред. Лапиной С.В.
2. Алпеева Т.М. Введение в культурологию: Учеб. пособие. – Мн. : Веды, 1997.
3. Андрейченко В. Целебная сила духовности // Бел. думка.–1999. № 4.
С. 3.
4. Античная культура: Словарь-справочник. – М., 1994.
5. Антонович И.И. После современности: Очерки цивилизации модернизма и постмодернизма. - Мн., 1997.
6. Балакина Т.И. Мировая художественная культура: Россия IХ – начала ХХ вв.: Учеб. пособие. – М., 1999.
7. Беларусазнаўства: Навуч. дапаможнiк / П. Брыгадзiн, А. Лойка, Э. Дубанецкi i iнш; пад рэд. П. Брыгадзiна. – Мн., 1997.
8. Беларуская энцыклапедыя. У 18 т. Мн.: Бел. энцыклапедыя, 1996.
9. Бурлина Е. Город. Страна. Планета: Модели гуманизма в художественной культуре. – Самара: Дом печати, 1995.
10. Венедиктова В.И. Деловая репутация: личность, культура, этика, имидж делового человека. – М.: Ин-т новой экономики, 1996.
11. Гачев Г. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и славянством. – М., 1997.
12. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб. пособие. – М., 1998.
13. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. – М. : Знание, 1996.
14. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996.
15. Жывапiс Беларусi ХII-ХVIII стагоддзяў: фрэска, абраз, партрэт: Альбом. – Мн., Беларусь, 1980.
16. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учеб. пособие. – М. : Логос, 1996.
17. История мировой и отечественной культуры. – Саранск, 1994.
18. Карабельнiкава Л. Народнае мастацтва Беларусi: Дыдактычны матэрыял // Роднае слова. – 1999. №7. С. 146.
19. Качановский В.В. История культуры Западной Европы: Учеб. посо-
бие. – Мн., 1998.
20. Кравченко Т.А. Культура и образование накануне ХХI века // Вышэйшая школа. – 1999. № 3-4. С. 171.
21. Крывашэiн Д. У пошуках гарманiзацыi культурных уплываў // Бел. думка. – 1999. № 9. С. 72.
22. Культурология / Под ред. Марковой. – М., 1996.
23. Культурология ХХ век. Антология. – М., 1995.
24. Культурология. История культуры. – М., 1995.
25. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие / А.Н. Маркова, Л.А. Никитич, Н.С. Кривцова и др.- М.: ЮНИТИ, 1995.
26. Культурология: Учеб.пособие / Под научн. ред. Г.В. Драча. – Р.-на-Д.: Феникс, 1995.
27. Лабачэўская В.А. Зберагаючы самабытнасць: З гiсторыi народнага мастацтва промыслаў Беларусi. – Мн., 1998.
28. Лазука Б.А. Гiсторыя мастацтваў: Вучэб. дапаможнiк. – Мн., 1996.
29. Лапiна С.В., Жарыкава А.А. Культура Беларусi ў сусветнай прасторы i гiстарычным часе. – Мiнск, 2000.
30. Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие. – М., 1997.
31. Лыч Л., Навiцкi Ул. Гiсторыя культуры Беларусi. – Мн.: НКФ «Экаперспектыва», 1996.
32. Малюга Ю.Я. Культурология: Учеб. пособие. – М., 1998
33. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура: Учеб. пособие. –Мн., 1997.
34. Мир через культуру: Учеб. пособие по курсу «Культурология». – М., 1993.
35. Мировая художественная культура. – М., 1996.
36. Молодёжная культура и организация досуга молодёжи. Под ред. Лапиной С.В. Минск, 2000.
37. Московская А.А. Взаимодействие экономики и культуры: опыт анализа // Общество и экономика, 1994.
38. О Белорусском республиканском научно-методическом совете по вопросам историко-культурного наследия при Комитете по охране историко-культурного наследия при министерстве культуры: Пост. СМ РБ
№ 1590 от 16.10.98г. // Собрание Декретов, Указов Президента и Постановлений Правительства РБ. – 1998. № 29. Ст. 758.
39. О фонде Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства: Указ Президента РБ от 15 апреля 1998 г. № 211 // Собрание Декр., Указов Президента и Постановлений Правительства РБ. – 1998.
№ 11. Ст. 292.
40. Очерки истории, науки и культуры Беларуси IХ-ХХ вв. / П.Т. Петриков, Д.В. Карев, А.А. Гусак и др.- Мн.: Навука i тэхнiка, 1996.
41. Очерки по истории мировой культуры: Учеб. пособие / Под ред.
Т.Ф. Кузнецовой. – Мн., 1997.
42. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М.,1997.
43. Розин В.М. Введение в культурологию. – М., 1997.
44. Саракавiк Ул. Беларусазнаўства. – Мн.,1998.
45. Сасноўскi У.У культуры – невычэрпныя крынiцы // Чырвоная змена. –1999. – 1 студзеня. С. 1.
46. Сахута Я. Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва: Метадычны дапаможнiк. – Мн., 1996.
47. Словарь искусств. – М.: Внешсигма, 1996.
48. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.
49. Смятаннiкаў В.С. Беларусазнаўства: Вучэбна-метадычны дапаможнiк. – Мн., 1998.
50. Учебно-методический комплекс «Культурология» под ред. С.В. Лапиной. Минск, 2001.Ч.1 Учебное пособие «Культурология».Ч.2
51. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. – СПб., 1997.
52. Чернокозов А.И. История мировой культуры: Краткий курс. – Р.-на-Д., 1997.
Учебное издание
Система открытого образования
Лапина Светлана Валентиновна
– Конец работы –
Используемые теги: система, открытого, образования0.07
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Система открытого образования
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов