Чаще всего изложение содержания той или иной науки в учебном курсе вуза начинают с выяснения содержания понятия, которым обозначается эта наука. Термин "культурология" состоит из сочленения двух слов: латинского cultura - культура и греческого logos -наука, знание, т.е. означает буквально "наука о культуре". Однако культуру как специфическое социальное явление изучают многие науки, такие, в частности, как философия культуры, социология культуры, психология культуры, теория и история культуры, искусствоведение» антропология и др. Поэтому возникает резонный вопрос: какое место в системе социально-гуманитарного знания занимает культурология, в чем заключается ее своеобразие по отношению к другим наукам о культуре?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего выяснить, какое содержание вкладывается в понятие "культура". Оно возникло в Древнем Риме и обозначало первоначально "обработанное", "возделанное", "искусственное" в противоположность "естественному", созданному самой природой. Следовательно, с самого начала своего применения это понятие означало результаты человеческой деятельности, преобразующей предметы природы в "рукотворные", очеловеченные предметы, будь это выращиваемые людьми растения или животные, орудия труда или предметы быта.
В работах немецких просветителей XVII - XVIII вв. С. Пуфендорфа и
И. Гердера этот термин приобретает более широкий смысл; включа ет в себя не только материальное преобразование, но и духовное облагораживание человека. Эта, вторая, сторона особенно сильно акцентировалась французскими просветителями XVII - XVIII вв. М. Вольтером, К. Гельвецией и др. согласно представлениям которых не только материальное производство, но и общественные отношения, формы государственного устройства, состояния нравов суть вторичные элементы развития культуры. В дальнейшем, особенно в XIX - XX вв., понятие "культура" обогащалось все новым и новым содержанием, и к началу ХХI в. в общественных науках существовало уже более 500 значений этого термина. Чаще всего в его содержание включаются: 1) специфически человеческая деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей; 2) система идеалов, ценностей и норм, которыми руководствуются индивиды и их группы в своем поведении; 3) историческая память человечества, воплощенная в традициях, обрядах, стандартах поведения; 4) духовное развитие человека и человечества, проявляющееся по-разному на различных этапах исторического развития общества.
Всё изложенное дает основание для заключения, что культурология есть система научных знаний о культуре как сложном и целостном социальном феномене.
Культуру изучают, как уже говорилось, несколько наук. Чем же от них отличается культурология? Отвечая на этот вопрос, определим, как подходят к исследованию культуры различные науки. Психология культуры изучает культуру сквозь призму поведенческого подхода, с одной стороны, как поведенческие акты человека, включенного в создание ценностей культуры, - способность к созданию символов, воображение, интуиция и т.д., а с другой - как регулирующую роль норм и ценностей культуры в повседневном поведении индивидов. В отличие от этого искусствоведение исследует особенности и тенденции развития художественной культуры в контексте общеисторического процесса, отдельные виды искусства, их взаимосвязи с различными компонентами культуры, политики, экономики, социальной сферы общества, .всю совокупность содержания, форм, стилей художественных произведений. Этнология сосредоточивает свое внимание на изучении культуры как одного из важнейших определителей своеобразия этносов и наций, на выявлении и интерпретации национальных особенностей различных культур -"французская", "немецкая", "белорусская" культура и т.п. Социология исследует социальную обусловленность культурной деятельности и ее роль в развитии человека и общества, социальную сущность культуры, ее структуру и функции. Философия изучает культуру с позиций выяснения ее значения в определении смысла человеческой жизни, вычленении ее качественных характеристик - духовности, гуманистинности, просвещенности, цивилизованности, высоконравственное созидательности, творческой ориентированности, нормативности.