Знаково-символическая функция искусства

Сущность знака такова, что он, имея собственную природу, является замещением некоторого смысла. Можно ли говорить о том, что искусство лишь передает и вызывает в сознании человека некоторые значения? На самом деле, знак в искусстве играет гораздо более важную роль.

· Прежде всего, художественное произведение, конечно же, отражает ту или иную сферу действительности, но делает это не в нейтральном виде, не пассивно, оно не является ухудшенной моделью действительности, а делает это в эмоциональной форме, пристрастно, заинтересованно и, вследствие этого, обладает собственной полноценной универсальностью и специфичностью.

· Далее, произведение искусство не является результатом пассивного созерцания и зеркального удвоения действительности. Поскольку оно выражает некоторую авторскую позицию (субъективное видение), то мы можем говорить о некотором семантическом сдвиге, т.е. привнесении некоторых дополнительных смыслов, выражении определенной точки зрения автора в художественном произведении. Этот семантический сдвиг во многом обеспечивает уникальность, неповторимость произведения искусства.

· Являясь отражением действительности, искусство, как мы уже говорили, не является простым ее удвоением. Поскольку каждый вид искусства имеет особый язык, то действительность, воссозданная в произведении искусства, неотделима от языка произведения искусства, получает семантическую модификацию в произведении искусства и создает единое смысловое целое.

· Кроме того, искусство порождает такие смысловые функции, которые невозможно выразить в понятиях – это эстетические чувства, эмоции, ощущения, т.е. произведение искусства больше себя самого.

В искусстве функционирует большое количество знаков, которые создают систему художественной образности того или иного произведения. Вот некоторые из них:

Знаки рецепционного ожидания – знаки, которые предвосхищают наше восприятие произведения искусства (ритм в музыке, жанр в драматургии и литературе и т.д.)

Иллюстративные знаки – знаки, которые цитируют стилистические приемы важнейших культурных эпох, указывая, тем самым, на совпадение с идейными доминантами этих эпох (использование в стиле а ля рюсс конца XIX – начала XX века мотивов русской культуры XV-XVI веков как указание на заинтересованное отношение к утверждению идеи национального самосознания)

Глобально-мировоззренческие знаки – знаки, впрямую воспроизводящие важнейшие идеологические символы определенной культуры (христианские храмы в виде креста, форма здания Театра Российской Армии – в виде пятиконечной звезды и т.д.).

Метафорические знаки – знаки, которые обращаются к богатству культурного опыта и культурно-исторической памяти определенного типа культуры. Они предполагают знание мифологических основ культуры, при этом метафора – осколок мифа – доносит до нас дополнительные смыслы, обогащает наше восприятие сложными опосредованными связями с глубинными основаниями культуры.