Задачи и функции культурологии

 

Определив предмет культурологии и ее своеобразие как инте­гральной отрасли научных знаний о целостном и динамично разви­вающемся феномене культуры, можно сформулировать ее основные задачи и функции.

Первая задаа культурологии - изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материаль­ные и духовные ценности.

Вторая ее задача - выявление макродинамики развития куль­туры в контексте ее включенности в социально-экономические, по­литические и духовные условия определенной исторической эпохи -определение структуры, функций культуры, ее стилей, форм, спосо­бов влияния на развитие общества.

Третья задача культурологии - исследование микродинамики развития культуры посредством выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры, а также опреде­ление роли культуры, свойственных ей средств в социализации, и культурализации личности..

Четвертая задача культурологии - выявление основных тен­денций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и разви­тии общества.

Пятая задача культурологии - разработка категориального ап­парата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии культурная адаптация и др.), а также методов данной науки (кросскультурный анализ и др.), применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов.

Шестая задача культурологии - прикладная, ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогно­зирования, проектирования и регулирования социокультурных про­цессов, на разработку специальных технологий трансляции культур­ного опыта, традиций и механизмов достижения соответствующего культурным нормативам уровня развития тех или иных поведенческих актов, свойственных отдельным индивидам и их социальным общностям, выступающим в реальной жизнедеятельности в качестве "продуктов", "производителей" и "потребителей" определенных типов, видов, форм культуры.

Вычленение задач культурологии позволяет определить и ее основные функции. Они могут быть сведены к следующим.

Познавательная функция культурологии имеет своей целью и содержанием изучение и понимание сущности и роли культуры в жизни общества, ее структуры и функций, ее типологизацию, дифференциацию на отрасли, виды и формы человекотворческого пред­назначения культуры.

Концептуально-описательная функция культурологии включает в себя разработку теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития культуры, и формулирование правил описания, отражающих особенности развертывания социокультурных процессов.

Оценочная функция представляет собой осуществление адекватной оценки того, в какой мере целостный феномен культуры, ее различные типы, отрасли, виды и формы оказывают благотворное влияние на формирование социальных и духовных качеств лично­сти, социальной общности, общества в целом.

Объясняющая функция дает научное объяснение особенностям культурных комплексов, явлений и событий, механизмам функционирования агентов и институтов культуры, их социализирующего воздействия на формирование личности на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов.

Мировоззренчески-идеологическая функция претворяет в жизнь определенные общественно-политические идеалы в разработке фундаментальных и прикладных проблем,развития культуры, регулирующего влияния ее ценностей и норм на поведение личности и социальных общностей.

Образовательная (обучающая) функция вытекает из того, что культурология, определив социальную сущность культуры, тех или иных ее типов, видов и форм, выяснив .тенденции, способна через систему учебных заведений, различные институты повышения ква­лификации кадров широко тиражировать и распространять культу­рологические знания и оценки, помогая тем самым студентам, спе­циалистам, а также всем людям, интересующимся проблемами куль­туры, лучше узнать особенности этого чрезвычайно важного соци­ального феномена, его роль в развитии человека и общества. -

Исходной и вместе с тем базисной категорией в системе куль­турологии является понятие культуры. Но в связи с тем, что в куль­туру включают все, что создано человеком, - книги и одежду, сим­фонии и обычаи, правила поведения и прохладительные напитки, традиции и современные хит-парады, а также все то, что и как дела­ет человек, - одевается, питается, общается, трудится, влюбляется и т.д., понятие "культура" становится очень многогранным. Поэтому одни исследователи выделяют в культуре деятельность созидателей культурных ценностей (деятельностный подход). Другие выдвигают на передний план аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть прежде всего система идеалов, ценностей и норм. Третьи говорят о культуре как о нормативно-регулирующей системе, поскольку ее ценности и нормы регулируют поведение лю­дей (нормативная интерпретация). Четвертые акцентируют внима­ние на знаково-символической стороне культуры, рассматривая ее как систему коммуникаций. Пятые определяют культуру как передаваемую небиологическим путем коллективную память человечества, совокупность создаваемых и -передаваемых из поколения в поколе­ние знаний, умений, навыков, традиций и ценностей.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что и первые, и последующие оказываются по-своему правы. Дело в том, что куль­тура - это и специфически человеческая деятельность, которой не существует в животном мире, это и совокупность ценностей, это и нормативно-регулирующая система, это и многое другое. Поэтому к началу XXI столетия сложилось свыше 500 определений культуры, каждое из которых выражает одну из множества граней этого слож­ного и вместе с тем целостного, динамично-развивающегося соци­ального феномена.

Если дать обобщающее определение культуры, учитывающее накболее обоснованные точки зрения на ее сущность, содержание и роль в развитии человека и общества, то оно принимает следующую форму. Культура - это специфически человеческий способ деятель­ности, направленный на создание духовных и материальных ценно­стей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, норм, образцов поведения, воплощаемых в соци­альном развитии человека, в его духовном мире.

В процессе своего функционирования культура выступает в ка­честве сложной и весьма разветвленной динамической системы, в которой взаимодействует три основных фактора: 1) деятельность общественного человека, осуществляемая в определенной совокуп­ности конкретно-исторических отношений и направленная на созда­ние материальных и духовных ценностей; 2) возникающая и обога­щающаяся в процессе этой деятельности совокупность достижений общества, опредмеченных в материальных и духовных ценностях; 3) процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в ходе творения и освоения ранее созданных материальных и духовных ценностей. В этом диалектическом триединстве основным полюсом сосредоточения творческих сил создающего и потребляющего куль­турные ценности человека и одновременно высшим смыслом и це­лью движения культуры, реальным выражением ее процессуального характера выступает именно развитие и саморазвитие человека, его сущностных сил, его способностей и дарований, его духовного мира, его социальных статусов, ролей и позиций.

Одна из главных причин многогранности понятия "культура" состоит в том, что сама культура в сущности своей полифункцио­нальна. Она выполняет в обществе множество различных, но одно­временно и взаимосвязанных функций. .

И все-таки во множественном взаимопереплетении социальных функций, которые выполняет культура в обществе, первичной, т.е. исходной, является адаптационная функция. Благодаря культуре, применению ее норм, ценностей, образцов поведения каждый инди­вид и любое ейбщество индивидов (семья, этнос, профессиональная ГруЩщ социально-территориальная структура - город, деревня и fihv) адаптируются, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной среды. Адаптационная фунКг ция культуры позволяет людям, руководствующимся ее ценностями и нормами, обычаями и традициями, во-первых, приспосабливаться к окружающей среде; во-вторых, приноравливать ее к своим потреб­ностям и интересам.

Адаптационная функция культуры тесно связана с ее познава­тельной функцией. Суть ее заключается в вооружении человека зна­ниями, необходимыми для овладения силами природы, для познания общественных явлений и тенденций их развития, для определения соответствующей линии поведения, своей гражданской позиции. В осуществлении этой функции решающая роль принадлежит науке, призванной генерировать новые знания и находить пути и средства реализации полученных знаний в технических средствах, в способах практической деятельности. Очень большую роль в осуществлении познавательной функции культуры играет искусство, способное проникнуть в глубинные пласты духовного мира человека, в его стремления, надежды, радости, тревоги, ожидания.

Огромное значение имеет социализирующая функция культуры, позволяющая каждому индивиду, включенному в процесс воспри­ятия и усвоения существующих в обществе ценностей и норм, фор­мироваться как личность, которая в процессе социализации через усвоение и творческое воспроизведение ценностей, норм, идеалов приобретает социальные качества, самореализуется в определенных видах деятельности, становится саморазвивающимся субъектом со­циальных процессов.

Выполняя еще одну важную функцию - нормативную, культура, выступая в качестве совокупности идеалов, норм, образцов поведения, предписывает человеку определенные стандарты и правила, в соот­ветствии с которыми складывается образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, ролевые ожидания и способы деятельно­сти.

Донося до нас голоса прошлого, создавая возможности для диа­лога поколений и эпох, связывая прошлое с настоящим и подготав­ливая наступление будущего, культура выполняет трансляционную функцию. Важную роль в ее осуществлении выполняет традиция как способ сохранения и воспроизводства определенных образцов и ценностей. С этой функцией органично взаимосвязана функция производ­ства новых, ранее не существовавших значений, знаний, ценностей и норм. В рамках существующей культуры в процессе ее воспроиз­водства и развития возникают новые символы, образы, стили, карти­ны мира, способы духовного и практического освоения мира. Доста­точно вспомнить такие этапы процесса развития культуры, как классика, модерн, постмодернизм, чтобы стала рельефно ощутимой но­ваторски-творческая сущность культуры, неотделимая от производ­ства все новых и новых символов, значений, форм, стилей и т.п.

Воспроизводя в своем развитии издавна существующие ценно­сти и обогащая духовный арсенал человека и человечества новыми, культура выполняет вместе с тем функцию целеполагания. Она по­могает человеку сформулировать социально значимые цели, скон­центрировать на них свои способности, возможности, действия и, руководствуясь существующими в обществе ценностями и норма­ми, а в случае необходимости, дополняя и перекрывая их, открывает новые горизонты духовного и социального творчества.

Существенную роль во все„времена, а особенно в эпоху перехо­да человечества к новому типу цивилизации - информационному или, как его еще называют, ноосферному, играет информационная функция культуры. Она дает индивиду, социальным группам, обще­ству в целом достоверную, объективно верную информацию, без чего невозможна сама организация общественной жизни людей, их ориентация на те или иные виды деятельности и социальных отно­шений..

Культура не только формирует способы ориентации и деятель­ности человека в мире, но и является мощным фактором воспроиз­водства и развития его энергетики, а в этом большое значение имеет ее игровая функция. Именно через игру ребенок входит как форми­рующаяся личность в мир взрослых, усваивает определенные соци­альные роли и ценности; через игру в театре и кинематографе твор­цы культуры доносят до зрителей и слушателей идеалы, ценности и нормы поведения. В спортивной игре и в карнавальных празднест­вах люди получают разрядку от сложностей повседневной жизни, создают пространство для творческой игры своих духовных и физи­ческих сил, без чего не бывает и самой культуры.

Существенное значение имеет сигнификативная (от англ. sign -знак) функция культуры, дающая значения и ценности определен­ным явлениям, процессам, событиям, людям. Например, звездное небо не имело для первобытного человека никакого значения, пока он не вовлек небесное пространство в круг своих мифологических представлений, а затем и астрологических предсказаний. В даль­нейшем эта функция проявляется в осмыслении мира путем выявле­ния его значений через религию, философию, поэзию, науку.

С сигнификативной функцией культуры тесно связана ее ком­муникативная, функция. Она реализуется посредством передачи, приема, осмысления информации, общения людей, их групп, общно­стей, организаций. Важное значение имеет мотшационыая функция культуры. Она формирует мотивы действий людей, побуждающие их к определенным поступкам, делам и т.д. Описанная выше функ­ция органично связана с мобилизующей, которая подчиняет волю, интеллект, чувства, действия людей для достижения определенных целей. Культура выполняет и релаксационную функцию, т.е. помога­ет человеку расслабиться, организовать свой отдых, восстановить физические и духовные силы. Кроме того, культура выполняет еще такую функцию, как накопление и передача из поколения в поколение социального опыта.

Взаимодействие названных функций позволяет культуре вы­полнять еще одну, едва ли не важнейшую, функцию - воспитатель­ную. Создавая возможности для усвоения ценностей и норм, ориен­тируя человека на определенные поступки и предостерегая от дру­гих, подвигая его к определенным целям, культура всем богатством своего содержания, форм, стилей и образов воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность.

Интегрированным результатом взаимодействия всех охаракте­ризованных функций выступает еще одна, чрезвычайно важная и решающая – человекотворческая. Она формирует человека, творит его по определенному образцу, определяемому ее ценностями, нор­мами и идеалами.

Человекотворческая функция существовала всегда, но особенно большую значимость приобретает она в XXI в., когда резко возрас­тает не только роль творца культуры и ее потребителя, точнее ска­зать: сотворца - читателя, слушателя, зрителя. Этот сотворец дол­жен - каждый по-своему - вместе с художником, писателем, компо­зитором и т.д. доформировать, завершить текст, картину, мелодию, ритм до целостного восприятия. Только в таком случае происходит творческое взаимодействие художника с читающей, зрительской, слушательской публикой не через анонимный и рассчитанный на усредненный, не очень развитый вкус потребителя, не по обочине духовной жизни человека - будь он творец культуры или ее взыска­тельный потребитель, а через эпицентр его духовного самоопреде­ления и саморазвития.